Интервью

"Страхи, что зона рунета будет полностью заблокирована, не оправдались"

"Страхи, что зона рунета будет полностью заблокирована, не оправдались"

Глава Роскомнадзора рассказал “Ъ”, как будет осуществляться регулирование интернета

В последнее время Роскомнадзор приступил к активному регулированию российского интернета. Деятельность чиновников вызывает недовольство представителей интернет-площадок, которые ведомство блокировало в рамках резонансных законов о защите детей от вредной информации и противодействии пиратству. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров в интервью “Ъ” заверил, что проблемы с немотивированной блокировкой сайтов преувеличены, а также анонсировал введение процедуры досудебного решения споров между правообладателями и распространителями контента в интернете.

— Год назад вступил в силу закон о защите детей от вредной информации. Аналитики утверждают, что Роскомнадзор вместе с вредоносными ресурсами систематически блокирует сайты, к которым нет претензий. Это происходит, когда блокируются не отдельная страница или сайт, а IP-адрес, на который может быть завязано сразу множество ресурсов. По данным проекта «Роскомсвобода», немотивированно было заблокировано больше 35 тыс. сайтов. Насколько, на ваш взгляд, статистика «Роскомсвободы» корректная?

— «Роскомсвобода» — политический проект Пиратской партии. Как и любая партия, она преследует политические интересы, оперируя соответствующими словами и цифрами. Ее статистику я считаю некорректной. Во-первых, они применили метод простого математического сложения сайтов, которые вносились в течение года в единый реестр и были заблокированы по IP-адресу. Во-вторых, по нашей информации, большинство заблокированных ресурсов моментально мигрировали на иные IP-адреса, поскольку сделать это очень просто. Более того, наше исследование показало, что немалое количество ресурсов, находившихся на тех же хостингах, что и вредоносные сайты, но к которым не было формальных претензий, также распространяли противоправную информацию. Речь идет о наркоторговцах. Конечно, был ряд случаев, когда пострадали добросовестные ресурсы, но они благополучно переехали на другие IP-адреса, и никаких проблем не было.

— А сам механизм блокировки вы считаете корректным?

— Роскомнадзор, блокируя сайты, действовал и действует в соответствии с законодательством. В соответствии со 139-м законом («О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».— “Ъ”) к нам обращается гражданин или уполномоченное ведомство и говорит, что такой-то ресурс распространяет противоправную информацию, к которой относится детская порнография, призывы к распространению и употреблению наркотиков, а также призывы к суициду. Требование о блокировке сопровождается указанием IP-адреса, на котором расположен сайт, доменного имени ресурса или адреса конкретной страницы на нем. Когда к нам такое обращение поступает, аналитики отсортировывают ошибочно поданные заявки. Далее наш сотрудник отправляет запрос на русском и английском языках владельцу провайдера с требованием удалить противоправный контент.

— За год мы сформировали базу данных провайдеров, которые были уличены в распространении вредоносного контента, поэтому сейчас у нас уже не возникает ошибок, когда запрос отправляется на несуществующий адрес. У провайдера, в свою очередь, есть трое суток для того, чтобы удалить информацию — либо с помощью владельца сайта, либо самостоятельно удалив контент или заблокировав доступ. Если на наши требования не реагируют, мы через оператора связи блокируем вредоносный контент сами. За год к нам в реестр поступило более 72,45 тыс. заявок на блокировку сайтов, в итоге заблокировали мы 15,3 тыс. ресурсов, а исключили впоследствии из реестра 11,7 тыс. сайтов, которые удалили вредоносную информацию. В настоящее время в реестре находится 3,6 тыс. ресурсов, включая 702 заблокированных по IP-адресу. Хочу подчеркнуть, что блокировки IP-адресов составляют 4,5% от общего количества заблокированных ресурсов.

— А что мешает блокировать отдельные страницы? Провайдеры и операторы связи обеспечены необходимым оборудованием для этого?

— Около 50% крупных операторов связи — «большая тройка», «Ростелеком» и «ЭР-Телеком» — владеют методикой блокировки отдельной страницы. У малых и средних операторов, которые получают трафик от крупных, необходимого оборудования, как правило, нет, поэтому они вынуждены блокировать по IP-адресу, к которому может быть привязано сразу несколько сайтов. Мне кажется, хостер-провайдеров, то есть интернет-площадки, продающие место для сайтов, можно сравнить с владельцем гостиницы: создатели сайтов в данном случае платят деньги за номер. Представим себе, что владелец гостиницы сдал номер преступникам и по непонятным причинам отказывается выдавать их полиции. Очевидно, что добропорядочному ресурсу в таких условиях стоит задуматься — переехать из неблагополучной гостинцы в благополучную.

— Руководитель Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов, который подал в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу в связи с блокировкой его интернет-библиотеки, уверен, что никто не обязан никуда переезжать, а его ресурс не должен блокироваться без его ведома.

— Подать жалобу в ЕСПЧ — право господина Харитонова, которым он воспользовался. Я уже сказал, что блокировок по IP-адресу у нас 4,5%. Проблема не такая масштабная. Решение же двух судебных инстанций в России по этому делу — сперва Таганского районного суда, а потом и Мосгорсуда — подтверждает правомерность действий Роскомнадзора.

— Помимо Роскомнадзора блокировкой сайтов занимается и Генпрокуратура в рамках закона о противодействии экстремизму. Там тоже бывают случайные жертвы. Роскомнадзор имеет возможности реагировать?

— К нам поступает много обращений владельцев интернет-площадок, которые хотят, чтобы сайты, блокируемые по требованию прокуратуры, вносились в наш реестр противоправной информации. Недавно я был в Генпрокуратуре и достиг полного взаимопонимания по блокировкам. Мы создали рабочую группу, которая должна выработать механизм взаимодействия, чтобы ресурсы не блокировались ошибочно. Механизм должен быть примерно такой: прокурор видит, что на ресурсе находится экстремистская информация, и, прежде чем направлять документы в суд, обращается в Роскомнадзор. Мы, если сайт действительно того заслуживает, направляем предупреждение провайдерам, в котором оповещаем, что прокуратура намерена подать в суд и добиться блокировки. Если провайдер не реагирует, Роскомнадзор сайт блокирует. Такой механизм, с одной стороны, снизит нагрузку на суды, которые не всегда могут понять технические нюансы, с другой, снизит вероятность ошибочной блокировки.

—То есть вы совместно с прокуратурой намерены внедрить механизм досудебного решения проблемы?

—Я не хотел бы забегать вперед, надеюсь, мы в течение ноября-декабря все эти нюансы с прокуратурой отработаем. Рассчитываю, что с нового года мы пойдем по этому пути.

— Есть ли смысл передать Роскомнадзору функции по блокировке в рамках антиэкстремистского законодательства?

— Пока трудно сказать, но мы готовы рассматривать этот вариант. В любом случае необходимо тщательно согласовать все с профильными ведомствами.

— 1 августа вступил в силу антипиратский закон, не менее резонансный, чем закон о защите детей от вредной информации. Насколько успешно антипиратский закон внедряется на практике?

— Этот документ принципиально отличается от 139-го закона и от темы экстремизма. Тут есть правообладатель, который недополучает деньги за свой контент, и есть интернет-площадка, которая, распространяя чужой контент, на этом зарабатывает. Когда законопроект проходил чтения в Госдуме, мы начали активные консультации с правообладателями и площадками. Оказалось, что правообладатели — люди достаточно компетентные в этом вопросе. У них еще до вступления закона были исчерпывающие списки тех интернет-ресурсов, которые размещают нелегальный контент. И это нам сильно помогло. То есть у нас было понимание, с кем мы будем иметь дело. Тут возник вопрос крупных площадок, прежде всего сети «В контакте» с ее 40-миллионной суточной аудиторией. Мы с правообладателями эту тему обсудили и пришли к выводу, что с крупными площадками нужно вступать в диалог. Жизнь показала, что большинство из них готовы удалять незаконный контент. Остальных, у кого количество уникальных посетителей исчисляется тысячами человек, мы начали блокировать. На данном этапе заблокировано по обращению правообладателей десять файлообменников и трекеров. Было два судебных разбирательства. Ряд площадок активно удаляет незаконный контент, обеспечительные меры снимаются.

Все страхи по поводу того, что зона рунета будет полностью заблокирована, не оправдались. Правообладатели уже сейчас нам говорят, что ощущают приток денег. Не буду называть конкретных имен, но один правообладатель констатировал, что у него доходы от скачивания легального видео увеличились на 6%, другой — на 7%. У нас есть договоренность, что они назовут цифры по итогам 2013 года, и мы эти данные обязательно опубликуем.

Складывается впечатление, что когда антипиратский закон принимался, доминировало желание защитить правообладателей. Сейчас маятник качнулся в другую сторону: на Старую площадь, в администрацию президента позвали представителей интернет-компаний и пытаются закон поправить с учетом уже их интересов. Это так?

— На совещания к Радию Хабирову (замруководителя управления внутренней политики Кремля, возглавивший в сентябре рабочую группу по законодательному регулированию рунета.— “Ъ”) ходят все: и интернет-компании, и правообладатели. И работа, кажется, построена правильно. Очень надеюсь, что до конца года мы подпишем меморандум о досудебном взаимодействии между правообладателями и основными площадками. Вообще, в результате появления антипиратского закона стороны, которые раньше находились по разные стороны баррикад, наконец-то услышали друг друга. Интернет-площадки поняли, что правообладатели теряют деньги, а те осознали, что основные интернет-компании стремятся не к тому, чтобы украсть фильмы, а к тому, чтобы монетизировать присутствие контента на своих площадках, и готовы делить доход с правообладателями. Им теперь надо договориться, сколько на первом этапе должен интернет-ресурс платить правообладателю. На Западе этот путь давно пройден: крупные площадки сначала платили небольшие деньги, а по мере роста доходов процент увеличивался. Когда меморандум будет подписан, это, как мне кажется, будет очень хорошим примером и для остальных сегментов авторского права — музыки, фотографии, программного обеспечения, литературы. Тем более что пиратства в отношении такого контента значительно меньше, чем в отношении видео.

— Сегодня последний день подачи заявок на участие в конкурсе на освободившееся место во втором мультиплексе цифрового вещания. Место стало вакантным после того, как ВГТРК отозвала канал «Спорт 1». Как оценивать этот демарш? Госхолдинг наглядно дал понять, что госпрограмма перехода на цифровое телевещание экономически не выгодна?

— Я бы не расценивал это событие как демарш. «Спорт 1», с которым ВГТРК победила на конкурсе, очевидно, является для нее коммерческим проектом. Но так получилось, что во втором мультиплексе оказалось сразу два спортивных канала — «Спорт 1» и «НТВ плюс спорт» холдинга «Газпром-медиа». Так решила Федеральная конкурсная комиссия, председателем которой я являюсь. Когда мы обсуждали заявки, мы исходили из того, что права на основные международные спортивные соревнования принадлежат «Газпром-медиа», а спортивный канал ВГТРК будет освещать внутренние российские события. И с этими концепциями два канала хорошо уживутся. ВГТРК в процессе переговоров с «Газпром-медиа», как я понимаю, пришла к выводу, что экономически она этот проект не потянет. Это было ее решение на основе анализа распределения рекламных бюджетов в эфире международных и российских соревнований.

Поэтому не стоит расценивать шаг ВГТРК как дискредитацию всей программы цифровизации ТВ. Безусловно, мы должны переходить на новые технологии, будущее за цифровым вещанием. И я абсолютно уверен, что конкурс на освободившуюся позицию непременно состоится. Насколько я знаю, интерес к конкурсу есть минимум у пяти каналов. На место «Спорта 1» придет другой вещатель.

— Гендиректор холдинга «СТС Медиа» Юлиана Слащева ранее заявляла, что не исключает переноса канала «Домашний» для снижения издержек из второго мультиплекса в третий, если он будет все-таки запущен. Не боитесь, что будут еще беглецы из второго мультиплекса?

— В эфирном ТВ происходят очевидные изменения. Создается индустриальный комитет, который будет заниматься вопросами телеизмерений (см. “Ъ” от 5 ноября). Очевидно, в этих условиях распространение на всю Россию, которое дает второй мультиплекс, для крупных телеканалов окажется экономически более интересным, чем распространение в третьем мультиплексе. Ведь в третьем ситуация достаточно непростая с точки зрения частотного ресурса. На данном этапе ФГУП «Главный радиочастотный центр» по заявке РТРС (ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»; осуществляет эфирное вещание телеканалов.— “Ъ”) рассчитало частоты для 40% городов с населением более 50 тыс. человек. Оставшиеся 60% городов (потенциальная аудитория — около 70 млн человек) требуют освобождения частотного ресурса. То есть по мере того, как каналы первого и второго мультиплекса будут отказываться от аналоговых частот, появится ресурс для того, чтобы строить третий мультиплекс.

Каждый канал, исходя из своей экономической стратегии, рассчитывает, что ему выгоднее. Для кого-то — например, для региональных каналов — важно вещать только в своем регионе. Для федеральных каналов и сетей — вещать на всю страну. Это разные стратегии участия в разделе рекламного пирога, разные концепции распространения, разные подходы к борьбе за аудиторию. Поэтому я не ожидаю массового исхода вещателей второго мультиплекса. Они абсолютно сознательно шли на конкурс, и, я думаю, уход ВГТРК связан именно с тем, что победили две концепции спортивного вещания, только и всего.

— Когда же будет объявлена концепция третьего мультиплекса?

— Наша функция здесь достаточно техническая. По решению правительственной комиссии по развитию телерадиовещания нам и РТРС поручено разработать план-график выключения аналогового вещания телеканалов, попавших в первый и второй мультиплексы, для освобождения частотного ресурса для третьего. Это непростое исследование. Во-первых, мы должны посчитать, когда вещатели начнут отказываться от аналоговых частот. Во-вторых, летом 2015 года вступает в силу решение Международного союза электросвязи «Женева-06» (России необходимо будет отключить аналоговое телевещание как минимум в приграничной зоне.— “Ъ”). И мы должны понять, будут ли конфликты цифровых частот наших соседей с нашими аналоговыми частотами, прежде всего региональных вещателей. Важно понять, какое количество передатчиков Россия должна будет отключить. По моим прогнозам, мы посчитаем все это к середине декабря.

Следующее заседание правительственной комиссии по развитию телерадиовещания состоится в феврале. И на нем должна определиться сама конфигурация третьего мультиплекса. Ведь исходно предполагалось, что там будет присутствовать один или два канала высокой четкости (НD.— “Ъ”), и поскольку каждый HD-канал занимает ресурс четырех каналов в стандартном разрешении, то остаются места еще для двух или шести каналов стандартного разрешения. Абсолютно точно можно сказать, что в третьем мультиплексе будет присутствовать обязательный общедоступный региональный канал, который в соответствии с апрельским указом президента будет производить ВГТРК, возможно, с участием местных вещателей. Все остальные места будут разыграны на конкурсе. Когда правительственная комиссия определит план-график отключения аналоговых частот регионов и мы будем понимать, в какой последовательности нам нужно проводить эти конкурсы по регионам, а также будет известно, сколько позиций будет в мультиплексе, мы будем готовы к проведению этих конкурсов.

— В этом году вступили в силу поправки в закон «О СМИ», которые запрещают использовать мат в прессе. Первой жертвой закона стало одно из крупнейших информационных агентств — «Росбалт», которое по требованию Роскомнадзора суд лишил лицензии СМИ. Была возможность решить проблему до суда?

— Была. И мы ею воспользовались. Закон об использовании мата — а именно за мат «Росбалт» получил два предупреждения от Роскомнадзора — подписан президентом в апреле 2013 года. Роскомнадзор и для себя, и для участников рынка обозначил три месяца переходного периода для выработки единого подхода к реализации закона. В конце июля начальник управления Роскомнадзора, курирующего СМИ, встречался с руководством «Росбалта», чтобы обсудить ситуацию — к тому времени СМИ уже получило два предупреждения. Нас заверили, что весь незаконный контент будет удален и нарушений в дальнейшем не будет. К сожалению, в августе появилась еще одна статья, а в ней видеоролик с матом — таким образом, договоренности между СМИ и Роскомнадзором были нарушены. При этом такого давления на Роскомнадзор, которое оказывалось со стороны ряда структур, ведомство никогда до этого не ощущало, хотя ранее мы вынесли 36 решений о предупреждениях СМИ за использование мата.

— Какие структуры вы имеете в виду?

— Президентский совет по правам человека, к примеру, выпустил заявление, в котором назвал ситуацию вокруг «Росбалта» скандальной и противоречивой. То есть скандальной и противоречивой ситуация становится только в том случае, если речь идет о крупном СМИ? Кроме того, совет говорит, что не исключает такого развития событий, при котором агентство «Росбалт» обратится в Конституционный суд РФ в связи с действиями Роскомнадзора. То есть совет за «Росбалт» решает, что тот будет делать?

Ситуация предельно проста. Экспертный совет при Роскомнадзоре определил, что существует всего четыре слова, которые относятся к мату. Маскировка мата производится только в том случае, если используются классические литературные произведения или кинохроника. Очевидно, что ролики, которые были использованы в статьях «Росбалта», являлись неотъемлемой частью информационного сообщения. И дело выпускающего редактора или автора — удалить из них мат. Мне кажется, что четыре слова, относящиеся к мату, не имеют никакой связи с проблемой соблюдения свободы слова. И при чем тут скандальность и противоречивость, я не понимаю. Мы всегда говорили, что если между Роскомнадзором и СМИ нет взаимопонимания по поводу использования мата, противоречия должны разрешаться в суде. При этом высказывание публичных персон — будь то руководитель СПЧ или член Общественной палаты — по поводу ситуации с «Росбалтом» в то время, когда принято решение суда, оскорбляет суд и создает абсолютно неприемлемые условия работы сотрудников Роскомнадзора.

Интервью взяли Вячеслав Козлов, Сергей Соболев, "Коммерсант"
Advertology.Ru

18.11.2013

на печать


Комментарии

vlad
18.11.2013 14:47 | сообщение #1
 

«Страхи, что зона рунета будет полностью заблокирована, не оправдались»

vlad
18.11.2013 14:48 | сообщение #2
 

Правообладатели это вообще нечто. Им проще уничтожить интернет, чтобы сохранить текущую бизнес модель. Всё это приведёт только к тому, что нам будут навязывать низкокачественный товар по завышенным ценам.
Сегодня можно очень легко найти "Сталинград" на торрентах и это не пошло во вред кассовым сборам. Торрентами даже в США пользуются, причём больше всех в англоязычном интернете. А доходы у американцев намного выше российских.

Так называемый "антипиратский" Закон не выгоден авторам, а выгоден только крупным издателям, наживающимся на чужом контенте. Законы вроде 187-ф3 способствуют также снижению образованности населения. Наберите на youtube "Россиян превратят во всё потребляющее, тупое быдло" и посмотрите первое видео.

В США и на западе против подобных инициатив (SOPA PIPA ACTA) люди выходили на улицу и они провалились. Наберите на youtube "ANTI ACTA protests in europe", чтобы убедиться в этом.

Надо отстаивать свои права на свободу информации. В конституции написано: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается".

Но у нас, кажется, свободный интернет отстаивать можно только методами как в Москве в Бирюлево. Путин и депутаты по хорошему не понимают. Они давно продались копирастичесим американским корпорациям и вывозят наши деньги за бугор.

Ещё в древнем Риме знали, что нельзя зрелища у народа отбирать, иначе революция.

Борьбу с копиразмом нужно приравнять к национальному вопросу.

РОССИЯ без копирастии.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 07:49
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация