Новости

Почему Роскомнадзор грозит заблокировать "Яндекс.Видео" и при чём здесь "Газпром-медиа"

Почему Роскомнадзор грозит заблокировать "Яндекс.Видео" и при чём здесь "Газпром-медиа"

Подробности конфликта «Яндекса» с телеканалами и регулятором.

24 августа 2018 года Мосгорсуд удовлетворил заявления четырёх каналов из холдинга «Газпром-медиа», которые потребовали удалить из выдачи «Яндекса» пиратские копии четырёх сериалов и шоу. «Яндекс» отказался выполнять требования Роскомнадзора и может быть заблокирован вечером 30 августа 2018 года.

Хронология событий

  • 16 августа «Газпром-медиа» запустил онлайн-кинотеатр «ТНТ-Премьер», на котором транслируются сериалы и шоу каналов ТНТ, ТВ-3, ТНТ4, 2x2 и «Супер» — в том числе до их выхода в телеэфире.
  • 21 августа «Газпром-медиа» (НТВ, ТНТ, ТВ-3 и другие каналы), Национальная Медиа Группа (РЕН ТВ, Пятый канал) и Первый канал убрали свои трансляции с главной страницы «Яндекса». По данным «Коммерсанта», компании обвинили поисковик в пиратстве.
  • 24 августа Мосгорсуд удовлетворил заявления ТНТ, ТВ-3, 2x2 и «Супер» о том, что в «Яндексе» распространяются пиратские копии сериалов и шоу, а значит на сайт должны быть наложены обеспечительные меры в виде временной блокировки не больше чем на 15 суток, чтобы каналы смогли подать иск по существу.
  • 27 августа Роскомнадзор направил в «Яндекс» уведомление о необходимости прекратить доступ к пиратскому контенту через сервис «Яндекс.Видео», иначе обеспечительные меры вступят в силу.
  • 28 августа Роскомнадзор пригрозил заблокировать «Яндекс.Видео» в течение трёх дней, если требования не будут выполнены.
  • 29 августа «Яндекс» отказался очистить поисковую выдачу и обжаловал постановление в суде, а Роскомнадзор пообещалзаблокировать «Яндекс.Видео» вечером 30 августа, если требования не будут выполнены.

Мог ли такой конфликт возникнуть за рубежом

В США действует DMCA (Digital Millennium Copyright Act, закон об авторском праве в цифровую эпоху) — документ, по которому, например, Google удаляет ссылки на нелегальный контент из выдачи. По словам Алексея Бырдина, генерального директора ассоциации «Интернет-видео», в которую входят «Амедиатека», ivi и другие российские онлайн-кинотеатры, практика работы по DMCA не вызывает конфликтов между правообладателями и платформами.

«Если бы Google в США открыл сервис, аналогичный "Яндекс.Видео", и отказался удалять пиратов из выдачи, он бы разорился на исках от правообладателей», — полагает Бырдин.

Страница поискового запроса в Google с удаленными ссылками. LumenDatabase — база данных, в которой хранятся все запросы от правообладателей.

Основатель онлайн-кинотеатра Tvigle Егор Яковлев отмечает, что Google работает по DMCA и в России, удаляя ссылки на пиратский контент по запросу правообладателей. В пресс-службе «Газпром-медиа» отмечают, что тоже успешно работают с Google, и в поисковой выдаче и видеосервисах компании отражаются преимущественно легальные площадки.

По словам Бырдина, «Яндекс» тоже удаляет ссылки по DMCA, но только в версии поисковика в зоне .com.

Как борются с пиратами в России

Формально в России DMCA не работает. В России действует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому правообладатели могут запрашивать удаление нелицензионного контента с сайтов и их блокировку.

Согласно статье 15.2 закона правообладатель может обратиться в Мосгорсуд и потребовать в качестве обеспечительных мер заблокировать спорный контент на 15 дней. Чтобы избежать блокировки, сайт обязан удалить противоправный контент в срок до трёх суток.

В течение 15 суток правообладатель должен подать иск с доказательствами прав на спорный контент. Если иск удовлетворяется, а контент не удалён — суд может обязать сайт удалить спорные материалы. При повторном обращении правообладатель может требовать вечной блокировки, что приведёт к удалению сайта и его зеркал из поисковой выдачи.

Именно эту процедуру «Газпром-медиа» использует в борьбе против «Яндекса».

Почему претензии «Газпром-медиа» касаются «Яндекса» целиком

Медиахолдинг считает, что поисковик не просто показывает ссылки на пиратские сайты, а является информационным посредником, так как пользователь не переходит по ссылкам, а остается смотреть пиратский контент на странице «Яндекс.Видео».

Пресс-служба «Газпром-медиа»: "В понимании норм Гражданского кодекса РФ «Яндекс» является информационным посредником — он предоставляет возможность размещения информации, необходимой для получения с использованием Интернета доступа к контенту, а также возможность доступа к такому контенту напрямую из сервиса «Яндекс.Видео».
На странице «Яндекс Видео» выдаются именно плееры с сайтов, а не ссылки, перенаправляющие на другой сайт. То есть пользователь не переходит по ссылкам, а остается смотреть пиратский контент на странице «Яндекс.Видео»."

В Гражданском кодексе есть определение «информационного посредника», который должен нести ответственность за размещение пиратского контента, если не соблюдаются все три условия:

  • посредник не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;
  • он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;
  • он не знал и не должен был знать о том, что источник использует материалы, которые содержат результат интеллектуальной деятельности, неправомерно.

По мнению «Газпром-медиа», «Яндекс» поддерживает пиратов: «Яндекс.Видео» каталогизирует чужие сериалы по сериям, сезонам и озвучке, а также интегрирует в поисковую выдачу плееры с пиратским видео, чтобы не нужно было переходить на другие сайты.

Кроме того, медиахолдинг не может потребовать блокировки отдельной страницы с видео, поскольку её нет, писали «Ведомости». Поэтому в запросах «Газпром-медиа» требует заблокировать всю поисковую выдачу по названию фильма или сериала — медиакомпания хочет, чтобы сервис одномоментно удалил все ссылки на пиратские сайты из выдачи.

Почему «Яндекс» не подчиняется

В компании считают, что пиратский контент должен блокироваться на стороне владельца сайта и на «зеркалах» сайта, а на поисковики требования блокировки не распространяются и Мосгорсуд ранее поддерживал такую позицию.

Видеозаписи размещаются на сайтах третьих лиц и проигрываются в плеере с этих сайтов, а поисковая система лишь показывает ссылки на эти видео. Если видео будет удалено с сайта-источника, ссылка на это видео не будет отображаться в поиске «Яндекса», объясняют в компании.

Представители «Яндекса» заявляют, что поисковая система работает в полном соответствии с действующим законодательством во всех странах присутствия.

Кадр из сериала «Домашний арест», пиратские копии которого ТНТ требует убрать из выдачи «Яндекс.Видео» 

Что «Яндекс» думает о сотрудничестве с правообладателями

Представители «Яндекса» говорят, что компания сотрудничает с правообладателями и «выступает за честный интернет, в котором пользователю доступен качественный легальный контент, а правообладатели зарабатывают на нем свои законные деньги».

По их словам, дополнительные обязанности по фильтрации поисковой выдачи, возложенные на поисковые системы, могут привести к злоупотреблениям со стороны правообладателей и нечестной конкуренции. «Яндекс» считает, что у правообладателей есть законные способы по блокировке сайтов с нелегальным контентом и их зеркал.

Есть ли у правообладателей претензии к «Яндексу» целиком

У «Газпром-медиа» возникли претензии только к «Яндекс.Видео», так как на нём выдаются именно плееры с сайтов, а не ссылки, перенаправляющие на другой сайт. Об этом же свидетельствуют требования Роскомнадзора, которые ведомство передало в «Яндекс».

При этом «Яндекс.Видео» нет отдельного домена, он находится по адресу https://yandex.ru/video. Возможно, поэтому в решениях суда указывается yandex.ru, весь сайт целиком.

Почему правообладатели не блокируют и не удаляют пиратские сайты и зеркала

Бороться с ними в рамках законодательства сложно. По словам основателя Tvigle Егора Яковлева, пиратские сайты быстро восстанавливаются, за час создавая тысячи зеркал. Новые сайты и видео индексируются и снова попадают в поисковую выдачу.

Может ли «Яндекс» убрать все ссылки на нелегальный контент за оставшееся время?

Яковлев считает, что процесс исключения из выдачи пиратского контента займет много времени из-за сложностей алгоритмов поиска, и компания не успеет к сроку.

Что будет дальше

Один факт обжалования определений Московского городского суда не позволит «Яндексу» избежать блокировки — замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин уже заявил, что обеспечительные меры в виде блокировки будут введены. В «Яндексе» не обсуждают варианты развития событий.

При этом Роскомнадзор готов стать посредником между «Яндексом» и «Газпром-медиа» для решения спора о ссылках на пиратский контент. Субботин считает, что переговоры будут наиболее эффективным вариантом решения проблемы.

Субботин напомнил, что ранее Роскомнадзор разработал меморандум по совместной борьбе медиахолдингов и социальных сетей с интернет-пиратством, который предлагал подписать сторонам. По его словам, «Яндекс» отказался подписывать документ, что могло привести к судебному иску: «Если бы меморандум был подписан, наверное, не было бы сейчас таких мер судебного характера».

По данным ТАСС, меморандум должен регламентировать принципы и порядок взаимодействия правообладателей и провайдеров в рамках исполнения требований по удалению нелегального контента.

Пресс-секретарь «Яндекса» Илья Грабовский в ответе на вопрос vc.ru о меморандуме сказал, что компания готова обсуждать документ, но сейчас он требует доработки. На вопросы о дальнейших действиях компании он отвечать отказался.

Илья Грабовский: "«Яндекс» не отказывался от подписания. Мы готовы встречаться с другими участниками и обсуждать. В текущей редакции текст требует доработки."

30.08.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

На кота не хватило: "Аэрофлот" урезал бюджет на PR вдвоеНа кота не хватило: "Аэрофлот" урезал бюджет на PR вдвое
Скандал недели — история толстого кота Виктора, хозяина которого «Аэрофлот» исключил из бонусной программы за нелегальный провоз животного с превышением допустимого веса. В российских соцсетях сюжет упоминается 63 тысячи раз, свидетельствуют данные «Медиалогии». «Аэрофлоту» бороться с негативными последствиями будет трудно — как стало известно The Bell, в 2019 году компания, всегда имевшая один из самых больших на рынке PR-бюджетов, сократила его вдвое.
"Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам..."Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам...
Нам придется искать и находить трюфели, а то мы слишком засиделись за компьютерами.
Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство... (2)
Во вторник власти Москвы решили, что «Шереметьевской», «Рубцовской» и «Стромынки» на карте метро Москвы не будет. А Карачарово, Крюково и еще трем десяткам станций, ставшим частью МЦД, дадут другие названия.
Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

18.11.2019 - 12:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация