Новости

Почему Роскомнадзор грозит заблокировать "Яндекс.Видео" и при чём здесь "Газпром-медиа"

Почему Роскомнадзор грозит заблокировать "Яндекс.Видео" и при чём здесь "Газпром-медиа"

Подробности конфликта «Яндекса» с телеканалами и регулятором.

24 августа 2018 года Мосгорсуд удовлетворил заявления четырёх каналов из холдинга «Газпром-медиа», которые потребовали удалить из выдачи «Яндекса» пиратские копии четырёх сериалов и шоу. «Яндекс» отказался выполнять требования Роскомнадзора и может быть заблокирован вечером 30 августа 2018 года.

Хронология событий

  • 16 августа «Газпром-медиа» запустил онлайн-кинотеатр «ТНТ-Премьер», на котором транслируются сериалы и шоу каналов ТНТ, ТВ-3, ТНТ4, 2x2 и «Супер» — в том числе до их выхода в телеэфире.
  • 21 августа «Газпром-медиа» (НТВ, ТНТ, ТВ-3 и другие каналы), Национальная Медиа Группа (РЕН ТВ, Пятый канал) и Первый канал убрали свои трансляции с главной страницы «Яндекса». По данным «Коммерсанта», компании обвинили поисковик в пиратстве.
  • 24 августа Мосгорсуд удовлетворил заявления ТНТ, ТВ-3, 2x2 и «Супер» о том, что в «Яндексе» распространяются пиратские копии сериалов и шоу, а значит на сайт должны быть наложены обеспечительные меры в виде временной блокировки не больше чем на 15 суток, чтобы каналы смогли подать иск по существу.
  • 27 августа Роскомнадзор направил в «Яндекс» уведомление о необходимости прекратить доступ к пиратскому контенту через сервис «Яндекс.Видео», иначе обеспечительные меры вступят в силу.
  • 28 августа Роскомнадзор пригрозил заблокировать «Яндекс.Видео» в течение трёх дней, если требования не будут выполнены.
  • 29 августа «Яндекс» отказался очистить поисковую выдачу и обжаловал постановление в суде, а Роскомнадзор пообещалзаблокировать «Яндекс.Видео» вечером 30 августа, если требования не будут выполнены.

Мог ли такой конфликт возникнуть за рубежом

В США действует DMCA (Digital Millennium Copyright Act, закон об авторском праве в цифровую эпоху) — документ, по которому, например, Google удаляет ссылки на нелегальный контент из выдачи. По словам Алексея Бырдина, генерального директора ассоциации «Интернет-видео», в которую входят «Амедиатека», ivi и другие российские онлайн-кинотеатры, практика работы по DMCA не вызывает конфликтов между правообладателями и платформами.

«Если бы Google в США открыл сервис, аналогичный "Яндекс.Видео", и отказался удалять пиратов из выдачи, он бы разорился на исках от правообладателей», — полагает Бырдин.

Страница поискового запроса в Google с удаленными ссылками. LumenDatabase — база данных, в которой хранятся все запросы от правообладателей.

Основатель онлайн-кинотеатра Tvigle Егор Яковлев отмечает, что Google работает по DMCA и в России, удаляя ссылки на пиратский контент по запросу правообладателей. В пресс-службе «Газпром-медиа» отмечают, что тоже успешно работают с Google, и в поисковой выдаче и видеосервисах компании отражаются преимущественно легальные площадки.

По словам Бырдина, «Яндекс» тоже удаляет ссылки по DMCA, но только в версии поисковика в зоне .com.

Как борются с пиратами в России

Формально в России DMCA не работает. В России действует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому правообладатели могут запрашивать удаление нелицензионного контента с сайтов и их блокировку.

Согласно статье 15.2 закона правообладатель может обратиться в Мосгорсуд и потребовать в качестве обеспечительных мер заблокировать спорный контент на 15 дней. Чтобы избежать блокировки, сайт обязан удалить противоправный контент в срок до трёх суток.

В течение 15 суток правообладатель должен подать иск с доказательствами прав на спорный контент. Если иск удовлетворяется, а контент не удалён — суд может обязать сайт удалить спорные материалы. При повторном обращении правообладатель может требовать вечной блокировки, что приведёт к удалению сайта и его зеркал из поисковой выдачи.

Именно эту процедуру «Газпром-медиа» использует в борьбе против «Яндекса».

Почему претензии «Газпром-медиа» касаются «Яндекса» целиком

Медиахолдинг считает, что поисковик не просто показывает ссылки на пиратские сайты, а является информационным посредником, так как пользователь не переходит по ссылкам, а остается смотреть пиратский контент на странице «Яндекс.Видео».

Пресс-служба «Газпром-медиа»: "В понимании норм Гражданского кодекса РФ «Яндекс» является информационным посредником — он предоставляет возможность размещения информации, необходимой для получения с использованием Интернета доступа к контенту, а также возможность доступа к такому контенту напрямую из сервиса «Яндекс.Видео».
На странице «Яндекс Видео» выдаются именно плееры с сайтов, а не ссылки, перенаправляющие на другой сайт. То есть пользователь не переходит по ссылкам, а остается смотреть пиратский контент на странице «Яндекс.Видео»."

В Гражданском кодексе есть определение «информационного посредника», который должен нести ответственность за размещение пиратского контента, если не соблюдаются все три условия:

  • посредник не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;
  • он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;
  • он не знал и не должен был знать о том, что источник использует материалы, которые содержат результат интеллектуальной деятельности, неправомерно.

По мнению «Газпром-медиа», «Яндекс» поддерживает пиратов: «Яндекс.Видео» каталогизирует чужие сериалы по сериям, сезонам и озвучке, а также интегрирует в поисковую выдачу плееры с пиратским видео, чтобы не нужно было переходить на другие сайты.

Кроме того, медиахолдинг не может потребовать блокировки отдельной страницы с видео, поскольку её нет, писали «Ведомости». Поэтому в запросах «Газпром-медиа» требует заблокировать всю поисковую выдачу по названию фильма или сериала — медиакомпания хочет, чтобы сервис одномоментно удалил все ссылки на пиратские сайты из выдачи.

Почему «Яндекс» не подчиняется

В компании считают, что пиратский контент должен блокироваться на стороне владельца сайта и на «зеркалах» сайта, а на поисковики требования блокировки не распространяются и Мосгорсуд ранее поддерживал такую позицию.

Видеозаписи размещаются на сайтах третьих лиц и проигрываются в плеере с этих сайтов, а поисковая система лишь показывает ссылки на эти видео. Если видео будет удалено с сайта-источника, ссылка на это видео не будет отображаться в поиске «Яндекса», объясняют в компании.

Представители «Яндекса» заявляют, что поисковая система работает в полном соответствии с действующим законодательством во всех странах присутствия.

Кадр из сериала «Домашний арест», пиратские копии которого ТНТ требует убрать из выдачи «Яндекс.Видео» 

Что «Яндекс» думает о сотрудничестве с правообладателями

Представители «Яндекса» говорят, что компания сотрудничает с правообладателями и «выступает за честный интернет, в котором пользователю доступен качественный легальный контент, а правообладатели зарабатывают на нем свои законные деньги».

По их словам, дополнительные обязанности по фильтрации поисковой выдачи, возложенные на поисковые системы, могут привести к злоупотреблениям со стороны правообладателей и нечестной конкуренции. «Яндекс» считает, что у правообладателей есть законные способы по блокировке сайтов с нелегальным контентом и их зеркал.

Есть ли у правообладателей претензии к «Яндексу» целиком

У «Газпром-медиа» возникли претензии только к «Яндекс.Видео», так как на нём выдаются именно плееры с сайтов, а не ссылки, перенаправляющие на другой сайт. Об этом же свидетельствуют требования Роскомнадзора, которые ведомство передало в «Яндекс».

При этом «Яндекс.Видео» нет отдельного домена, он находится по адресу https://yandex.ru/video. Возможно, поэтому в решениях суда указывается yandex.ru, весь сайт целиком.

Почему правообладатели не блокируют и не удаляют пиратские сайты и зеркала

Бороться с ними в рамках законодательства сложно. По словам основателя Tvigle Егора Яковлева, пиратские сайты быстро восстанавливаются, за час создавая тысячи зеркал. Новые сайты и видео индексируются и снова попадают в поисковую выдачу.

Может ли «Яндекс» убрать все ссылки на нелегальный контент за оставшееся время?

Яковлев считает, что процесс исключения из выдачи пиратского контента займет много времени из-за сложностей алгоритмов поиска, и компания не успеет к сроку.

Что будет дальше

Один факт обжалования определений Московского городского суда не позволит «Яндексу» избежать блокировки — замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин уже заявил, что обеспечительные меры в виде блокировки будут введены. В «Яндексе» не обсуждают варианты развития событий.

При этом Роскомнадзор готов стать посредником между «Яндексом» и «Газпром-медиа» для решения спора о ссылках на пиратский контент. Субботин считает, что переговоры будут наиболее эффективным вариантом решения проблемы.

Субботин напомнил, что ранее Роскомнадзор разработал меморандум по совместной борьбе медиахолдингов и социальных сетей с интернет-пиратством, который предлагал подписать сторонам. По его словам, «Яндекс» отказался подписывать документ, что могло привести к судебному иску: «Если бы меморандум был подписан, наверное, не было бы сейчас таких мер судебного характера».

По данным ТАСС, меморандум должен регламентировать принципы и порядок взаимодействия правообладателей и провайдеров в рамках исполнения требований по удалению нелегального контента.

Пресс-секретарь «Яндекса» Илья Грабовский в ответе на вопрос vc.ru о меморандуме сказал, что компания готова обсуждать документ, но сейчас он требует доработки. На вопросы о дальнейших действиях компании он отвечать отказался.

Илья Грабовский: "«Яндекс» не отказывался от подписания. Мы готовы встречаться с другими участниками и обсуждать. В текущей редакции текст требует доработки."

30.08.2018

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 
Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...Sabre Award 2019: забота о здоровье, инфлюенсеры, цифровые технологии...
22 мая состоялось награждение победителей одного из самых престижных конкурсов в сфере PR SabreAward 2019. Специалисты аналитического агентства Смыслография проанализировали кейсы победителей и номинантов и отметили актуальные направления развития мирового PR рынка.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

16.09.2019 - 17:04
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация