Про дизайн

Худграф: книга живая и мертвая

Худграф: книга живая и мертвая

Книга мертвая и книга живая  - два фантома - случайная встреча? «Книга Беглецов. Тексты с комментариями» Петра Перевезенцева. «Микродрамы» Ивана Языкова.

В Новом Манеже прошла выставка-ярмарка «Худграф». Дело весеннее - толпой, будто в одном троллейбусе едут, прижавшись друг к дружке и позволяя подходить, листать, спрашивать о нынешней цене - стар и млад: Тапиес и Миро, Яковлев и Сойфертис, Шагал и Дынников Калинович и Свешников, Рожкова и Мастеркова, Молочников и Красулин. Все это описывать нет смысла, иди да смотри на Шагаловы - пальцем по стеклу - эскизы витражей и категоричные цветы Яковлева - окруженные тач-скринами и айпадами мы соскучились по делу рук человеческих и графика воспринимается как распахнутое окно на улицу.

И все бы рекламно, если бы не две вещи, обратившие взгляд с ясной лазури на оголенную проталинами землю. Книга мертвая и книга живая  - два фантома - случайная встреча?  «Книга Беглецов. Тексты с комментариями» Петра Перевезенцева. «Микродрамы» Ивана Языкова. Галереи - "Культпроект" и "Роза Азора".

«Беглецы» - ключевая находка в 10-летней археологической экспедиции художника в Копысу (видимо, от слова «копать») - собственную страну-утопию, погребенную под вулканической лавой фактов - запретов, нарушений, доказательств.

В стране единственного вербального кода, где нельзя друг друга трогать, нельзя друг на друга смотреть, а можно лишь переписываться внутри ограниченной группы, без надежды на переводчика и, в конце концов, собеседника -  предметы культа и искусства (экспонаты пяти выставок, плод 10-летней работы) не  столь важны: они сведены к слепым болванам и маскам. Главный герой - письмо, а финал - книга. Запущенный запретами вавилонский маховик дает на выходе ядерный взрыв всевозможных письменных источников: указаний, предписаний, объяснений, оправданий, перетолкованных в слоистые фрагменты чего-то анонимно-единого, похожего на осиное гнездо или запеленутую мумию. Нарастающий хаос утолщает стенки лохматых кострукций, схваченных, как кнопкой портетом и репликой последнего толкователя. И, точно также как книжные короба и свитки вытесняют из домов живых жителей с пожитками (вещей в Копысе почти нет),  бумажная, обрывистая масса вытесняет текст. Дурной, нечитаемый и неподвластный никакому многоголосию палимпсест сравнивают с помпейским пеплом и семиотической интоксикацией. Конфликт индивидуального и коллективного календарей превращают Копысу в бесконечную меланхолию. Эмбрион жизни высох на корню, повиснув на тонком клочке документа.

Худграф: книга живая и мертвая
Худграф: книга живая и мертвая
Худграф: книга живая и мертвая
Худграф: книга живая и мертвая
Худграф: книга живая и мертвая

Формат «Книги беглецов» взрывает сразу оба жанра - livre d'artiste  с культом картинки и  авангардистскую «книгу художника»  с культом объекта. И то, и другое присутствует и одновременно исчезает. От всего этого веет последним иудейским исходом, постсоветской гарью и contemporary-дымом одновременно. К этой слоистой пост-книге более всего подходит выражение «культурный слой». Ссохнуться в целлюлозу не дает дизайн - гармоничный и выверенный - знак прямоугольной скрупулезности копысян.

Эти мандалические ошметки - последнее прибежище пиктограммы, алфавита, линейного письма, книги. Антикнига неожиданно подводит печальную черту под целым рядом живых проектов  - свитками «Лисы и праздники» Виктора Пивоварова, лабиринтом «Десять персонажей» Ильи Кабакова, карточками Льва Рубинштейна... Даже «Мертвые письма»  и почтовые надгробия Хаима Сокола не кажутся безнадежными, ибо не мертворождены: можно посыпать голову текстом. Копысяне же бегут от текста в никуда.

И такая есть - несшитая, растущая в трех разных горшках: микродрамы, макроказусы и азбука Ивана Языкова. В полном смысле слова это книга вещей, перетертых в груды бесполезностей, игрушек и теней.

Проект вызывает в памяти и мусорные инсталляции Кабакова, и «Шинель» Норштейна, и  «Гулливера» Свифта. Но ближе всего, наверное, «Городок в табакерке» Одоевского. Мелочи Языкова асоциальны и свободны, и, несмотря на некоторую монструозность (приглядевшись, в толпе пляшущих, как мошки в столбе света, существ, можно обнаружить что угодно, даже фигу) сюрреалистичны в силу одного лишь рассматривания «в замочную скважину» или объема: масса всего - уже сюрреализм.

Пластика Языковского хаоса - в смехотворной судьбе пустяка (крошечная картинка плюс «недостих», как он сам говорит), далее - в макро-панораме казуса, в центре которой - знак-объект - бутерброд маслом вниз или грязный ноготь с напыщенной латиницей по борту, и затем - гигантская Азбука, где в каждую букву втянута пылесосом масса всякой всячины.

В итоге застаешь себя за пристальным разглядыванием - сначала - поднятой с пола мелочи, затем, будто собственных ладоней, волшебно-сентиментального круговорота, незаметно перемалывающего вещи в язык.

Пожалуй, самое интересное в ярмарочном лоте Языкова - не буквы, а макроказусы - ведуты. На большом листе нарисован ноготь, а на нем танцуют и кувыркаются, как на льду, мелкие веселые существа, а внизу, под ногтем, мелкие бульдозеры и лебедки дружно «копают», воспроизводя прямое значение слова «подноготная». Будто отвечая копысянам, художник переживает за беспечный народец на хрупком льду - беззащитный перед неумолимыми механизмами. «Вся подноготная» оказывается грустным и бесполезным археологическим «отвалом». Большой привет славному народу Копысы. Это их работа.

Худграф: книга живая и мертвая
Худграф: книга живая и мертвая
Худграф: книга живая и мертвая

Интересно: на стенде «Книги беглецов» автор присутствует лишь виртуально - видео-роликом и каталогом у монитора. На стенде Языкова - живой Языков, с которым мы и поговорили.

Откуда взялся Иван Языков?

Из Строгановки. Буквы начал рисовать еще в институте - как-то так само пошло. Я даже помню день, когда я сказал себе: стоп, хватить рисовать всякие картинки, начну-ка я азбуку делать. Были и раньше предпосылки: шрифтами интересовался, получалось работать в такой технике. Азбука сквозь мою жизнь идет, я ею везде занимаюсь, сижу на берегу моря, например, и везде хожу с планшетом и рисую...

Есть такой очень хороший художник, не помню, как зовут, ему еще премию чуть ли не Нобелевскую дали - купил корабль, и вот плавает на нем, потом останавливается где-то, разбирает корабль, делает из него скульптуру, продает, покупает опять корабль и плывет... У меня, конечно, не так круто, но что-то в этом роде я тоже представляю...

Это напоминает «Ветер вдоль берега» Ивана Максимова, а не Норштейнову «Шинель»... Давно буквы рисуете?

С 1999 года. Начал в институте, потом прервался, потом что-то параллельно делал.

Сколько уже сделано?

Двадцать. Сначала формат был 50х70, теперь 70х100.

Худграф: книга живая и мертвая
Худграф: книга живая и мертвая

Азбука - букварь, как правило, со значимыми «вещдоками». Что у вас в буквах?

Азбука - это перечисление, сортировка, классификация... Там масса человеческих дисциплин. Например, «Я» у меня - ярмарка языков, графем, структур, «З» буду делать о  знаках зодиака, зоопарке, здравоохранении - с баночками всякими, иглоукалыванием, доктором «Айболитом». Я как представил "З" в голове, так хорошо стало... Но у меня в голове еще несколько алфавитов, о которых пока рано говорить... Есть мечта анимировать буквы, сделать видеоарт, правда, на это нужно много денег. Но сделать хочется.

Микродрамы - возврат к маленькой картинке, одной из 1000 мелочей, из которых состоят буквы...

Да, маленькие-маленькие пустяки житейские, которые происходят периодически все время в жизни, обреченные такие... Скажем, валяется гарантийный талон, и нет у него другой судьбы, как только выкинуть. Кто это еще воспоет?

Худграф: книга живая и мертвая

Я не единственный, конечно, вот и у Ильи Кабакова есть книжка про перчатку...

У вас нет сумасшествия Кабаковских коммуналок. Скорее, тут есть, где побродить Пивоваровскому мышонку. Вообще среди графиков полно любителей чертовщины и мистики, а вы, стало быть, сентиментально-бытовой сюрреалист...

Знаете, в мире много происходит больших, глобальных, почти абстрактных и потому абсолютно чуждых вещей - войны гремят, огромные дома строятся, и кажется, что ты - маленький червячок. Но если ты погрузишься в себя, в пространство, где ты обитаешь, и посмотришь на него как на космос, то все станет по-другому.

Худграф: книга живая и мертвая

На ваших рисунках почти нет людей - разве куклы да массы теней...

Да, я людей не рисую. Есть такая теория, например, в иконописи, что чем больше канонов, тем больше внутренней свободы. У меня тоже есть такой закон.

Худграф: книга живая и мертвая

И криминал. Смерти тоже, вроде бы, нет в ваших историях. Есть удивительные поломки или прорастания. Как у Андерсена или Туве Яссон.

Андерсена в детстве очень любил, а Ясон не знаю. У меня есть один мертвец - муха.

Худграф: книга живая и мертвая
Худграф: книга живая и мертвая

Так бывает летом, когда муха бьется об стекло, а потом высыхает.

И становится графикой. Вы не поклонник «хэви-метал». А что слушаете?

Сложный вопрос... Я еще диджеем работаю и на барабане играю...Такой спокойный и меланхоличный хип-хоп: есть флейтист, трубачи.... Это на работе. А дома я стараюсь вообще не слушать ритмов. Очень люблю ансамбль «Рустави». Это просто песнопения. Люблю Баха - сочинения для виолончели. Они тяжелые такие, грустные. Виолончель - мой любимый инструмент. Хотя вот для ключа придумал рэп - как я его искал и потом гвоздиком прибил.

Худграф: книга живая и мертвая

Все выстраивается: пустяк под лупой, затем - азбука из мелочей, а теперь - две панорамы-ведуты.

Сначала я их тоже маленькими нарисовал, потом решил увеличить. Бутерброд, упавший маслом вниз, - это квинтэссенция маленькой неприятности. Но на самом деле и в плохом можно увидеть интересное. А подноготная - настраивает на размышления о том, есть ли на свете грязь. В детстве я не понимал, когда мне говорили: вылезай из грязной лужи. Но это была не грязь, а земля... Где же грань? Когда земля становится грязью? Я столкнулся с термином «подноготная»: оказывается, это то, что выпытывалось с помощью пытки - загоняли гвозди под ногти и выпытывали подноготную. И я решил изобразить копание, рытье - под ногтем.... А сверху - лед, где существа всякие катаются - легкие, как пылинки, и не чувствуют опасности, что лед может треснуть... Я про себя еще не решил, надо ли всегда вскрывать правду-матку... приоткрывать скрытую завесу, как в фильме Сталкер Тарковского,помните? «Я копаю истину, а в это самое время с этой истиной что-то такое происходит, что выкапывал-то я истину, а выкопал в конечном счёте сами знаете, не скажу чего... Смысл произносимого тает, как медуза на солнце. Видели когда нибудь, наверное...»

Худграф: книга живая и мертвая

Сказки сочиняете?

Бывает, но все это больше для домашнего чтения.

А где  учились барабанить?

Дома, на подушках. Я мечтаю о таком акустическом концерте: бьешь по датчику, и он посылает синхронный сигнал пистолетам, автоматам, петардам, бомбам разным - где-нибудь на полигоне. Разучить вальс или что-то еще знакомое и сделать сначала одну репетицию, а потом - концерт!

Учитывая знакомые вальсы-фокстроты, это будет такая вселенская микродрама? Буря в космическом стакане?

Пожалуй...

Кажется, что именно из земли Копысы растут цветы Языковских вавилонов. Мертвая книга - не "Книга Мертвых" - она лишена тонкого тела и может прорасти лишь обратно, из земли, книгой живой. Живая книга - не "Книга Бытия", она соткана из потерянных вещей. Можно сетовать на копание копысян и кружева «языцев»: художники явно избегают Дантовых сфер, оставаясь намеренно «здешними». Но ничто не мешает расширить труд работников Худграфа до "Божественной Комедии". Есть любимая оболочка - свитки, ковчеги, литеры, ведуты.  Есть склонность к дизайну пространства и страсть порвать со временем. Есть встреча, наконец. Не подкопаешься и не удержишь.

Худграф: книга живая и мертвая

Юлия Квасок
Advertology.Ru

02.04.2012

на печать

Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Красавицы и воины. Тиканобу

Красавицы и воины. Тиканобу
Красавицы и воины. Тиканобу. Погрузиться в жизнь японских красавиц и воинов можно листая книгу "Красавицы и Воины. Тиканобу". Ёсю (Тоёхара) Тиканобу можно назвать одним из последних признанных мастеров японской гравюры. Исторический слом пришёлся ровно на середину жизни художника. Выходец из самурайской семьи низкого ранга, Хасимото Наоёси (имя, данное художнику при рождении) в юности начал учиться у мастеров укиё-э, но со смертью отца вынужден был отдать свой вассальный долг и стать участником сражений войны Босин между сторонниками сёгуната Токугава и императора Муцухито. После войны Хасимото Наоёси вернулся в обновлённую страну и начал зарабатывать на жизнь как художник, взяв творческое имя Ёсю Тиканобу. На одной из первых страниц книги расположена подробная карта города Эдо (современного Токио), но в самом центре бумажного полотна – белое пятно, словно кто-то намеренно постарался стереть все детали. Это – замок Тиёда, резиденция военных правителей Японии, сёгунов Токугава. Изображение любых строений внутри замка было запрещено по требованиям безопасности того времени. Внутрь крепости могли попасть лишь представители высшего самурайского сословия, все женщины (члены семьи сёгуна, наложницы и фрейлины) жили там затворницами, а наемным служанкам под страхом по-настоящему сурового наказания было запрещено разглашать любую информацию о происходящем внутри замка. Таким образом, белое пятно на карте иллюстрирует уровень секретности, сопровождавший судьбу жителей замка Тиёда. В течение всего периода правления сёгунов Токугава художники изображали только внешние стены неприступной крепости. Все происходящее внутри огромного военного укрепления оставалась для простых горожан Эдо абсолютной загадкой. Только во второй половине периода Мэйдзи (1868–1912) стало возможным появление серий гравюр, посвященных жизни правящего военного сословия и традициям, соблюдавшимся в самурайских замках, – «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1896) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), которые создал Тоёхара (Ёсю) Тиканобу, один из последних великих мастеров гравюр периода Мэйдзи. В книге разобраны сюжеты гравюр Тиканобу из серий полиптихов «Внутренние покои дворца Тиёда» (1894–1897) и «Внешние владения замка Тиёда» (1897), отдельные гравюры серии «Зеркало эпох» (1897), а также ряд печатных листов художника разных лет. Из описаний сюжетов гравюр можно узнать о том, как попала в Японию игра в поло; какие виды стрельбы из лука практиковали самураи; каким образом готовилось горячее сакэ, которым старшие угощали младших в первый день Нового года; чем игра в мяч японских аристократов отличается от европейского футбола; когда появились считающиеся традиционными японские причёски с длинными шпильками кандзаси. Книга является своеобразным путеводителем по японским традициям, истории, литературным и театральным сюжетам, деталям быта. Большая часть гравюр публикуется в России впервые. Перед Вами настоящая энциклопедия японской жизни эпохи Эдо, иллюстрированная одним из лучших мастеров укиё-э – прощальным подарком ушедшей великой эпохи. Книга превосходно издана и, несомненно, займет достойное место на полке каждого любителя японского искусства. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся японской культурой.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

13.06.2025 - 04:19
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация