Есть мнение ...

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Социальная ответственность - существенная часть бренда, особенно у нас в стране. Если же компания так или иначе ассоциирует себя с государственной или национальной идеей, социальная ответственность удваивается

И если уж тут случается споткнуться, то это уже не казус, а удар по репутации, настолько серьезный, что в истории бренд-строительства появляется лиминальная фаза.

Один из недавних примеров - история с Банком Москвы, в логотипе которого - кусочек кремлевской стены. Положение обязывает любить «дорогую столицу» и всемерно способствовать сохранению ее культурного наследия. Однако банк оказал в рядах разрушителей исторической застройки Москвы и даже стал причастным к гибели человека. Когда это случилось, два прекрасно отреставрированных памятника архитектуры в районе Кузнецкого моста, где расположены офисы банка, тут же были сброшены со счетов. Пострадала и активно продвигаемая в это время программа лояльности. Людям стало очевидно, что Банк Москвы ради расширения площадей не пощадит ни Москвы, ни москвичей. (http://www.advertology.ru/article72850.htm).

В конце прошлого года большая часть акций Банка Москвы оказалась под контролем группы ВТБ. Возможно, тут не обошлось без мистики, но вместе с материальными активами, новый владелец (к слову, активно позиционирующий себя как представитель деловой России, водружающий национальный флаг над центральным офисом и привлекающий к рекламе уважаемых представителей культурной элиты страны) «унаследовал» и грехи: ВТБ  сегодня выступает как разрушитель двух памятников архитектурного наследия. Причем, если жертвой Банка Москвы стала дореволюционная средовая застройка, то ВТБ замахнулся на два великолепных монумента советской поры - послевоенный «Детский мир» и довоенный стадион «Динамо».

«Детский мир» - памятник регионального значения. По закону он может подвергаться лишь реставрации, ремонту, консервации и, безусловно, приспособлению, но никак не реконструкции или пресловутому «воссозданию» посредством сноса.

В 2009 г при мэре Лужкове, в «Детском мире» начали ломать интерьеры (http://www.advertology.ru/article76653.htm), не имевшие статуса предмета охраны, как, впрочем, не имеет его и уникальный внутренний атриум архитектора Алексея Душкина. Атриум ждет «хайтековская» надстройка. Предмет охраны памятника сегодня- лишь стены.

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

В декабре, уже при Собянине, дело дошло до демонтажа конструкций, о прочности которых мнения экспертов сильно расходятся, но финальной проверки, видимо, не случится: здание уже окружено подъемными кранами. Строители пришли, а реставраторов нет.  Зато есть заключения прокуратуры о незаконности начатых работ.   Известно, что более 50 процентов акций  ответственной за это компании «Глас-Девелопмент» принадлежат ОАО «Банк ВТБ», у которого в настоящий момент находится в залоге «Детский мир».

«Детский мир» - безусловно, бренд, который собираются сохранить и использовать. Но делать это надо бережно, ведь ни «Военторг», ни гостиница «Москва» после известных вложений и телодвижений - уже не памятники советской эпохи, а мертвые симулякры с пошлым евроремонтом вместо интерьеров, неспособные привлечь ни одного туриста.

Мы привыкли рассуждать о необходимости качества товара как условия успешного брендинга. Для культурного наследия такое качество - подлинность. Она может быть и не видна иностранцу. Она не всегда очевидна для молодого поколения, в том числе, и для новорусского бизнеса. Остаются эксперты - архитекторы, москвоведы, москвичи и гости с хорошей памятью и вкусом. Они и должны задавать тон, иначе бренд обернется пустышкой.

Со стадионом «Динамо», построенным  в 1927 - 1936 гг. по проекту Леонида Чериковера и Александра Лангмана, все начиналось более-менее прилично, если не считать смены названия «Динамо» на «ВТБ Арена» (сомнительный «ребрендинг» при сохранении одноименной станции метро) Ну, народ бы все равно «Динамо» говорил.

Победивший на международном конкурсе в 2010 году совместный проект голландского архитектора Эрика ван Эгераата  и ГУП «Моспроект-2» им. М.В. Посохина вывал возражения экспертов: крыша - очередной стеклянный пузырь -  в очередной раз нарушит высотную панораму места, а внутри спортивного сооружения втиснется околь 20 тыс кв м офисов и торгово-развлекательных заведений, призванных работать в спортивное «межсезонье» - в обход запрета властей на «деловое» строительство на исторических территориях города.  Однако этот проект сохранял фасады стадиона, составлявшие с 2007 года предмет охраны вместе с прилегающей парковой территорией.

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Но 10 февраля фасады начали ломать. Произошло это вследствие манипуляции с определением предмета охраны: в ключевом постановлении мэра от 12 июля 1012 г. стадион назван не памятником, а «достопримечательным местом». Теперь многие знают: это «отмазка». На «достопримечательном месте» можно сносить и строить, стоит лишь заручиться мнением о «неудовлетворительном техническом состоянии». И теперь «ВТБ-Арена» открыто заявляет, что сломает и «воссоздаст» 3 из 4 стен сооружения. Эрик ван Эгераат в интервью газете  «Moscow Times заявляет, что шокирован таким поворотом дела, но повлиять на ситуацию он не может.

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Вот, собственно, и все.

Интересно, что оба памятника - «Детский мир» и «Динамо»  - помимо брендирования эпохи, страны и столицы СССР,  сами по себе обладают характерными «логотипами», своего рода брендами. Это уникальные фризы с лепными игрушками, украшавшие внутренние интерьеры детского универмага и любопытнейшие динамичные рельефы Сергея Меркурова на стенах стадиона, выполненные в период увлечения приемами психологического воздействия живописи и скульптуры на визуальное восприятие зрителя. Эксперименты были заимствованы у немцев и затем теоретически развиты советскими учеными. Подробнее об этом  читайте в материалах Марии Силиной и Анастасии Аладжаловой на сайте «Архнадзора» http://www.archnadzor.ru/2012/02/14/avangardnaya-skazka/#more-9333. А прочитав, убедитесь: рельефы - уникальные свидетели и выразители периода истории, когда в футбол играли ежедневно и поголовно, успев лишь переодеться после рабочей смены. Времен, когда работа, война и игра были пронизаны единым энтузиазмом и подобием греческой «каллокагатии». И сегодня, во время рекламного бума 3D-технологий, эти рельефы могли ожить в грандиозных инсталляциях и видеопроекциях. А воссоздать эти рельефы, их энергетику и дух после ломки уже вряд ли удастся.

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Зачем Банку ВТБ - генеральному спонсору команды «Динамо. Москва»  столь абсурдная, разрушительная практика в период, когда футбол в стране вновь возрождается - остается только гадать.

28 февраля, в день памяти о главном защитнике Москвы, замечательном искусствоведе и общественном деятеле Алексее Ильиче Комече, архнадзоровцы призвали Банк ВТБ пересмотреть отношение к культурному наследию России и остановить разрушение вверенных ему памятников. «Неприятие вандализма в любой форме должно стать частью корпоративной культуры банка, претендующего на доверие со стороны граждан России. Нам, гражданам России, стыдно за государственный банк» - заявили они, и разместили на Ленинградском проспекте в районе стадиона «Динамо» 10-метровую растяжку с текстом «ВТБ ЛОМАЕТ МОСКВУ».

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Вот такое добавление к принятому недавно слогану «СИЛЬНЫЙ ПАРТНЕР-СИЛЬНАЯ КОМАНДА». Как говорится, сила есть. И деньги есть. Двух других необходимых качеств, видимо, пока нет, и поэтому недавнаяя, казалось бы, остроумная и веселая реклама смотрится как насмешка:

Банк ВТБ: как срубить бренд, на котором сидишь

Юлия Квасок. По материалам общественной организации «Архнадзор».
Advertology.Ru

29.02.2012

на печать


Комментарии

gay
29.02.2012 23:14 | сообщение #1
 

однако тенденция...

Лукас
04.03.2012 22:06 | сообщение #2
 

Юля, как же мне нравятся Ваши статьи!
Одна только не совсем важная деталь: Бренда ни у ВТБ, ни у ВТБ24 нет, посему репутации бренда ничего угрожать не может ))

kvasok
05.03.2012 19:06 | сообщение #3
 

Очень странное заявление. Осталось вам донести его до руководства банка http://www.advertology.ru/article85455.htm (+ масса публикаций в сети). Репутация - одна из составляющая не маркетинга, но брендинга. Особенно если речь идет о спонсорстве и сопуствующих ему акциях. А не о качестве услуг, как бы близко они не соприкасались с брендингом. Кроме того, ВТБ позиционирует себя как "ведущая международная финансовая группа российского происхождения" (цитата). Это еще один кирпичик бренда. Может быть, дело идет о некоем официальном статусе? Что ж, не все беременные замужем. К тому же и платьишко - узнаваемый фирменный стиль - у банка имеется. Хотя, как говаривал старина Фрейд, есть и просто банки, и просто спонсоры...

Лукас
05.03.2012 20:45 | сообщение #4
 

Юля )
Мне понятна Ваша позиция.
Но давайте честно. Социальная значимость "брендинга" группы ВТБ=0. Предположим, вдруг случиться нечто и нейм ВТБ останется в истории, сожаления у какого количества людей в России и в мире превратяться в нравственные страдания? Полагаю, что даже топ-менеджмент не будет особо плакать по ночам. Один из подобных брендов a la Rus АвтоВаз. История, надеюсь, скоро закончится http://www.vedomosti.ru/auto/news/1524566/nissan_pomyanula_staroe
Другой вопрос-почему ТАК? - не обсуждается.
Еще раз спасибо за Ваши статьи.

kvasok
05.03.2012 23:51 | сообщение #5
 

Рада вашим комментариям, Лукас! Только ведь ни один бренд, кроме заведомо социальных , вроде WWF никого плакать не заставит в случае какого скандала. Бренды были и будут симулякрами. Ну, ходят в майках с надписью "за родину". Зачем, спрашивается, это делать ростовщику? Вот в пределах этого "зачем" мои вопросы по брендингу. А уж за пределами - вопрос помимо всякого брендинга: зачем русскому капиталисту ломать Москву? Так что, вы правы, ради заголовка чего не припишешь бизнесу. Даже пресловутый брендинг:)
Бренд за решетку не посадишь, это сделает суд. А пока можно баннер поменять. Что и сделал "Архнадзор" - по совместительству социальный рекламист:) Еще раз спасибо за внимание и поддержку!

Сергей
17.03.2012 11:26 | сообщение #6
 

Простите господа, вспомните Фанатов Бренда Майкл Джексон, Стив Джобс!

куча людей плакали и собирались! это сильный бренд и сильная социальная значимость! Хотя Apple ни копейки не потратил на социально-значимые проекты!

так что если ВТБ породит реально фанатов, тогда может кто-то и будет переживать о них, пока они оставляют впечатление, как и все банки, по своей природе Хапуг и Воров!:)

Лукас
17.03.2012 12:07 | сообщение #7
 

Сергей писал(а):
Простите господа, вспомните Фанатов Бренда Майкл Джексон, Стив Джобс!

куча людей плакали и собирались! это сильный бренд и сильная социальная значимость! Хотя Apple ни копейки не потратил на социально-значимые проекты!

так что если ВТБ породит реально фанатов, тогда может кто-то и будет переживать о них, пока они оставляют впечатление, как и все банки, по своей природе Хапуг и Воров!:)


Да, Сергей, соглашусь. Я намеренно не стал акцентировать внимание на том, что указали Вы. Не суть статьи. Но добавлю в Ваш список: Гарри Поттер,Кока-Кола (с красным цветом костюма СантыД.мороза, хотя бы это!),Голова и плечи (сиречь "Head & Sholders"). Если говорить о финансовом бизнесе, то первое, что приходит в голову: Grameen Bank Моххамада Юнуса. Уверен, примеров в любой нише можно найти массу. Примеров Брендов.
Проблема, на мой взгляд, в том, что брендинг превратили в отхожее место. Собственно, одна из главных причин - высокая степень социального расслоения и убожеское состояние культуры бизнеса вообще,а не только в России. В этом же ключе находиться и недавний демарш Грега Смита из Goldman Sachs.
Всё же следует признать - Юля весьма профессионально выполняет свою работу журналиста: мы имеем актуальную и интересную информацию. А уж разбираться в ситуации с точки зрения тех или иных принципов - это наша прерогатива, как читателей.
Лукас.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Художественная структура книги

Художественная структура книги
Художественная структура книги. В издании "Художественная структура книги" книга рассматривается как художественное произведение, с точки зрения формирующего ее облик искусства. Автор поставил перед собой задачу анализа книги как произведения искусства, как художественного целого. Но всякий анализ предполагает расчленение своего предмета. Чтобы представить себе художественную цельность книги, придется вначале выделить в этой цельности элементы ее структуры — уровни ее художественного воздействия, а затем, соотнося их между собой, понять иерархию уровней, их связи и взаимодействия в едином художественном организме. Слово «книга» в нашем языке многозначно. Мы называем книгами и определенные тексты, и конкретные воплощения этих текстов в материаль­ную форму десятков непохожих одно на другое изданий, целые тиражи таких изданий и отдельные экземпляры. «Книга-текст» обретает полноценное существование в виде «книги-вещи». Чтобы перейти от автора к читателю, текст нуждается в специальном вместилище, приспособленном для его размножения, хранения и использования. Автор дает представление о книге как о едином и цельном художественном произведе­нии, в котором взаимодействуют, сливаются и служат общей цели и текст, и графика, и шрифт, и конструкция. Автор рассматривает книгу, как вещь, конструкцию, технически выполненный из определенных матери­алов целесообразный предмет. Устанавливает, что книга представляет собой специфическую пространственную систему со своими законами и рассказывает о них читателю. Автор — Юрий Яковлевич Герчук, московский искусствовед, художественный критик, историк и теоретик, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Им написано большое количество статей и книг, значительная часть которых посвящена графике и искусству книги. Книга предназначена для студентов учебных заведений, готовящих художников, полиграфистов и графиков, а также всех, интересующихся историей искусств.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

29.06.2025 - 17:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация