Есть мнение ...

Звериный стиль

Звериный стиль

Чувство неловкости и неприятного удивления - я помню впечатление, которое осталось у меня после встречи с представителем одной из ведущих политических партий. Речь шла как раз о ребрендинге - обновлении символов, под которыми партия собиралась продолжать деятельность и идти на какие-то там очередные выборы.

Я помню, что человек в ботинках Berluti, дорогом кашемире и часах заоблачной стоимости, глядя в сторону, раздраженно-равнодушно говорил о пенсионерах, о привлечении под знамена молодежи и т.п. У меня было чувство, что это не нужно, никчемно и ничем путным не закончится.   

Недавний слух о том, что партия «Справедливая Россия» заменит свою символику на изображение уссурийского тигра напомнил мне тот случай и стал поводом к тому, чтобы посмотреть на состояние политического брендинга у нас в стране. Лидер «справедливороссов», кстати, через два дня опроверг эту информацию, - думаю, он мог отказаться по политическим соображениям: как бы кто-то где-то не подумал, что другой кто-то где-то может намекать, что тигр может быть сильнее медведя. Равноценные же по массе звери.

Так вот, как выглядит ряд символов отечественных политических партий с точки зрения коммерческого дизайна, маркетинга и брендинга? Эти рисунки и поделки (логотипами не могу их назвать по причине несоответствия этому понятию в профессиональном смысле) делятся на стилистические группы:
- анималистические;
- геральдические;
- дембельский альбом;
- объявление;
- черчение.

Анималистические представлены - вернее, нет, представлена - Медведем. Это если говорить о действующих партиях. Другие примеры были, но отошли в прошлое вместе со своими тотемными символами - Волком («Союз башкирской молодежи») и тем же Тигром (общественное движение «Тигр»). Все изображения по качеству не могут быть знаками или тотемами чего-либо; разве что сослужат службу науке: культурологи изучают же «звериный стиль». Это не лучшего уровня и вкуса иллюстрации. Типографика также не выдерживает критики. Общее впечатление - морально устаревшие и бедненькие по исполнению и замыслу попытки.

Геральдические - это снопы и прочие серпы с молотами («Аграрная партия», КПРФ). К ним формально можно обратить меньше критики, поскольку они наименее эмоциональны. Но при этом они совершенно отстали от современного взгляда лет на 20. И если для КПРФ это оправдано, то аграрной-то партии зачем жить стойкими ассоциациями со сбором урожая в стиле репортажей программы «Время» периода застоя?

Дембельский альбом идеально представлен эмблемой партии ЛДПР. Смесь геральдики, сказок братьев Гримм и тюремной татуировки дает бешеный по силе впечатления для цивилизованного человека эффект. Интуитивно найден прекрасный ответ характеру бренда партии, которая персонифицирована в образе г-на Жириновского. Он так ужасен (образ, я имею в виду), что по-своему прекрасен.

В форме объявления в рамке демонстрирует свою символику партия «Справедливая Россия». Здесь нет никакого знака. Флаг есть, но в изображении нет ни пластики, ни эмоции - это полосы и текст. Очень прямолинейно.

Есть всего два логотипа - «Яблоко» и «Союз правых сил» - над созданием которых все-таки трудились люди, которые делали попытку сотворить что-то, что хотя бы смотрит в сторону профессионально выполненной айдентики. К сожалению, их, видимо, прервали в самом начале пути.

А ведь какой это challenge для профессионалов - создать лого политической партии! Это как работать с глобальным брендом. Давайте на минуту забудем горький цинизм, приступ которого вызывает слово «политика». Ведь что нам обещают бренды политических партий? Стандартный набор эмоциональных и рациональных выгод, а именно, как сделать жизнь лучше.
 
Партии - это те же сервисные бренды. Бренды-community («я такой же, как ты»), бренды-explorers («cо мной ты становишься лучше»). Есть сходство с брендами мобильных операторов или, например, Аpple. По умению вербовать добровольных сторонников компания Джобса практически готовая политическая партия с глобальным потенциалом.

Политики, между тем, с высокомерием относятся к выстраиванию образа своих партий. У них в штате, наверное, есть имиджмейкеры, но сами бренды находятся в запущенном состоянии. Сегодня их заменяют бренды лидеров этих партий. У нас очень молодой политический «рынок» и до поры до времени это работает. Но что будет, когда старые лидеры не смогут представлять эти политические движения?

Имеющие более богатую историю политические партии Великобритании куда вдумчивее подходят к возможностям, которые им дает грамотная работа с брендингом. Даже слишком, считает Билл Воллсгроув из агентства BrandVoice, специалист по brand identity c 30-летним опытом: «Наши политические партии часто обновляют свои эмблемы, стараясь привлекательным дизайном замазать свои политические трещины».

Но тем самым британские партии показывают, что идут в ногу со временем. Например, консерваторы используют образ дерева (water colour tree) , которое появилось на флаге партии после периода низкой популярности,  - как знак того, что партия готова меняться и идти навстречу предпочтениям общества («зеленые» в тот момент набирали силу). Дизайн, позаимствованный с «поля» конкурента, стал важным коммуникационным каналом.

Также интересны образы, которые партии используют в качестве своих эмблем. Внимание: упомянутое Дерево у консерваторов, Роза у лейбористов и Птица у либералов. Так и хочется сказать - «два мира, два детства».

На вопрос, почему британские политические партии не используют образы медведей или львов мой коллега ответил: «В Великобритании никто не будет привлечен образом, в котором содержится агрессия. Наши партии выбирают природные символы, чтобы показать естественность своего существования в политическом климате, устойчивость на политической почве. Они показывают, что привлекают своих сторонников без агрессии и принуждения. Это отражение нашего национального характера. А Медведь - это же очень по-русски, да?»

Что тут скажешь? Да, медведь - это по-русски.

Перефразируя слова любезного сердцу лидера КПРФ Карла Маркса, «брендинг - это чувственно предлежащая перед нами человеческая психология». Довольно грустный напрашивается вывод, как вам кажется? Не в ромашках живем.

Наталия Меш, SLON
Advertology.Ru

26.01.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Лучший дизайн брошюр 10

Лучший дизайн брошюр 10
Лучший дизайн брошюр 10. В книге «Лучший дизайн брошюр 10» Вы найдете: эксклюзивную коллекцию лучших современных брошюр со всего мира; высококачественные фотографии, на которых можно рассмотреть все тонкости работ; сотни вдохновляющих примеров, которые помогут Вам в выполнении самых сложных  задач. Серия книг «Лучший дизайн брошюр» на протяжении многих лет является мировым бесселером. Ни один выпуск не похож на предыдущий, ведь дизайн не стоит на месте! Не исключение и десятая книга, представляющая все самое новое, лучшее, запоминающееся созданное дизайнерами за последний год.  Когда проблемы требуют быстрого решения, а идеи никак не приходят, нет ничего лучше, чем обратиться к опыту товарищей по цеху. Не за готовыми формами, конечно, а за вдохновением. Эта книга будет Вашим советчиком, настолько она богата свежими идеями иллюстраций, типографики, цвета и формы.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.06.2025 - 22:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация