Звериный стиль

Чувство неловкости и неприятного удивления - я помню впечатление, которое осталось у меня после встречи с представителем одной из ведущих политических партий. Речь шла как раз о ребрендинге - обновлении символов, под которыми партия собиралась продолжать деятельность и идти на какие-то там очередные выборы.
Я помню, что человек в ботинках Berluti, дорогом кашемире и часах заоблачной стоимости, глядя в сторону, раздраженно-равнодушно говорил о пенсионерах, о привлечении под знамена молодежи и т.п. У меня было чувство, что это не нужно, никчемно и ничем путным не закончится.
Недавний слух о том, что партия «Справедливая Россия» заменит свою символику на изображение уссурийского тигра напомнил мне тот случай и стал поводом к тому, чтобы посмотреть на состояние политического брендинга у нас в стране. Лидер «справедливороссов», кстати, через два дня опроверг эту информацию, - думаю, он мог отказаться по политическим соображениям: как бы кто-то где-то не подумал, что другой кто-то где-то может намекать, что тигр может быть сильнее медведя. Равноценные же по массе звери.
Так вот, как выглядит ряд символов отечественных политических партий с точки зрения коммерческого дизайна, маркетинга и брендинга? Эти рисунки и поделки (логотипами не могу их назвать по причине несоответствия этому понятию в профессиональном смысле) делятся на стилистические группы:
- анималистические;
- геральдические;
- дембельский альбом;
- объявление;
- черчение.
Анималистические представлены - вернее, нет, представлена - Медведем. Это если говорить о действующих партиях. Другие примеры были, но отошли в прошлое вместе со своими тотемными символами - Волком («Союз башкирской молодежи») и тем же Тигром (общественное движение «Тигр»). Все изображения по качеству не могут быть знаками или тотемами чего-либо; разве что сослужат службу науке: культурологи изучают же «звериный стиль». Это не лучшего уровня и вкуса иллюстрации. Типографика также не выдерживает критики. Общее впечатление - морально устаревшие и бедненькие по исполнению и замыслу попытки.
Геральдические - это снопы и прочие серпы с молотами («Аграрная партия», КПРФ). К ним формально можно обратить меньше критики, поскольку они наименее эмоциональны. Но при этом они совершенно отстали от современного взгляда лет на 20. И если для КПРФ это оправдано, то аграрной-то партии зачем жить стойкими ассоциациями со сбором урожая в стиле репортажей программы «Время» периода застоя?
Дембельский альбом идеально представлен эмблемой партии ЛДПР. Смесь геральдики, сказок братьев Гримм и тюремной татуировки дает бешеный по силе впечатления для цивилизованного человека эффект. Интуитивно найден прекрасный ответ характеру бренда партии, которая персонифицирована в образе г-на Жириновского. Он так ужасен (образ, я имею в виду), что по-своему прекрасен.
В форме объявления в рамке демонстрирует свою символику партия «Справедливая Россия». Здесь нет никакого знака. Флаг есть, но в изображении нет ни пластики, ни эмоции - это полосы и текст. Очень прямолинейно.
Есть всего два логотипа - «Яблоко» и «Союз правых сил» - над созданием которых все-таки трудились люди, которые делали попытку сотворить что-то, что хотя бы смотрит в сторону профессионально выполненной айдентики. К сожалению, их, видимо, прервали в самом начале пути.
А ведь какой это challenge для профессионалов - создать лого политической партии! Это как работать с глобальным брендом. Давайте на минуту забудем горький цинизм, приступ которого вызывает слово «политика». Ведь что нам обещают бренды политических партий? Стандартный набор эмоциональных и рациональных выгод, а именно, как сделать жизнь лучше.
Партии - это те же сервисные бренды. Бренды-community («я такой же, как ты»), бренды-explorers («cо мной ты становишься лучше»). Есть сходство с брендами мобильных операторов или, например, Аpple. По умению вербовать добровольных сторонников компания Джобса практически готовая политическая партия с глобальным потенциалом.
Политики, между тем, с высокомерием относятся к выстраиванию образа своих партий. У них в штате, наверное, есть имиджмейкеры, но сами бренды находятся в запущенном состоянии. Сегодня их заменяют бренды лидеров этих партий. У нас очень молодой политический «рынок» и до поры до времени это работает. Но что будет, когда старые лидеры не смогут представлять эти политические движения?
Имеющие более богатую историю политические партии Великобритании куда вдумчивее подходят к возможностям, которые им дает грамотная работа с брендингом. Даже слишком, считает Билл Воллсгроув из агентства BrandVoice, специалист по brand identity c 30-летним опытом: «Наши политические партии часто обновляют свои эмблемы, стараясь привлекательным дизайном замазать свои политические трещины».
Но тем самым британские партии показывают, что идут в ногу со временем. Например, консерваторы используют образ дерева (water colour tree) , которое появилось на флаге партии после периода низкой популярности, - как знак того, что партия готова меняться и идти навстречу предпочтениям общества («зеленые» в тот момент набирали силу). Дизайн, позаимствованный с «поля» конкурента, стал важным коммуникационным каналом.
Также интересны образы, которые партии используют в качестве своих эмблем. Внимание: упомянутое Дерево у консерваторов, Роза у лейбористов и Птица у либералов. Так и хочется сказать - «два мира, два детства».
На вопрос, почему британские политические партии не используют образы медведей или львов мой коллега ответил: «В Великобритании никто не будет привлечен образом, в котором содержится агрессия. Наши партии выбирают природные символы, чтобы показать естественность своего существования в политическом климате, устойчивость на политической почве. Они показывают, что привлекают своих сторонников без агрессии и принуждения. Это отражение нашего национального характера. А Медведь - это же очень по-русски, да?»
Что тут скажешь? Да, медведь - это по-русски.
Перефразируя слова любезного сердцу лидера КПРФ Карла Маркса, «брендинг - это чувственно предлежащая перед нами человеческая психология». Довольно грустный напрашивается вывод, как вам кажется? Не в ромашках живем.
Advertology.Ru
26.01.2011
Комментарии
Написать комментарий