Есть мнение ...

Как грамотно позаимствовать бренд

Как грамотно позаимствовать бренд

Как российские джентльмены получают права на товарные знаки Breguet, Vacheron Constantin, Jaeger LeCoultre, Forbes, Jurassic Park или Grolsch

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

(А.С. Пушкин, Евгений Онегин)  

Красивое слово «брегет», не так ли? И звучит не по-нашему, не то что какая-нибудь «весна» или «заря». И ассоциации вызывает правильные, дорогие. А если его еще и написать, как в оригинале, «Breguet», то сразу видно, что вещь не наша. И если использовать это слово как товарный знак, например, для новой линии одежды, то и раскручивать бренд особенно не надо: швейцарцы с Пушкиным уже до вас все сделали. Наверное, закон не позволит это сделать, все-таки бренд чужой? Но, оказывается, нет, все может получиться. Получилось же у ООО «Риттер-Джентльмен» из Москвы зарегистрировать товарный знак «Breguet» в России в отношении одежды, обуви и головных уборов, а затем уступить его загадочной Международной деловой компании «Тессир Партнерс ЛТД», Тортола, Британские Виргинские Острова. И это, несмотря на то, что часы «Breguet» известны в России уж, по крайней мере, со времен Пушкина, а товарный знак охраняется в России в отношении часов с 1991 года.

Идея плодотворная, трепещите, буржуи. «Джентльмены» получили регистрации в России в отношении одежды и на Vacheron Constantin, и на Jaeger LeCoultre. Жаль, что не получилось в отношении Bentley и Blancpain в 2003 г., видимо, кто-то в Роспатенте проявил принципиальность. Но не надо отчаиваться, дорогих часовых и прочих марок еще много.

Пиратство в отношении товарных знаков, вообще говоря, идея совсем не новая. Мои американские коллеги рассказывали, что в 50-х годах прошлого века некий предприниматель пытался регистрировать известные чужие заграничные бренды, но быстро в этом бизнесе разочаровался, так как американские суды твердо придерживаются библейского принципа, гласящего, что нельзя жать там, где не сеял. У нас основоположником товарнознакового пиратства явилось в начале - середине 90-х Московское патентбюро. Среди его трофеев были Paclan, Kirin, Forbes, Jurassic Park, Grolsch, и несколько десятков других узнаваемых заграничных марок. Большинство регистраций, впрочем, было позже аннулировано, и знаки зарегистрировали их настоящие владельцы. Автору блога довелось в этих делах представлять интересы владельцев двух последних брендов.

Потом наступило время предпринимателя, назовем его Z, который действовал гораздо тоньше своего предшественника. В отличие от того, он за знаки слишком дорого не просил, и владельцы известных и не очень брендов, взвешивая, что им быстрее и надежнее: заплатить тысячу другую у.е. или вступать в длительную тяжбу с неочевидным исходом, часто выбирали первое. По разным подсчетам, г-н Z подал на имя разных контролируемых им российских и зарубежных компаний от 3 до 5 тысяч заявок на регистрацию товарных знаков! Апофеозом было, пожалуй, дело по знаку Starbucks, когда г-н Z сначала добился прекращения охраны знаков американской кофейной сети на основании неиспользования, а затем и сумел зарегистрировать на имя созданного для этой цели ООО «Старбакс» одноименный знак. Однако в этом случае умеренность г-ну Z изменила, и американцы, которых в Роспатенте и российских судах представляла Baker & McKenzie, на сделку не пошли, а бренд отсудили.

Под давлением разгневанной мировой общественности Роспатент был вынужден волевым решением объявить г-на Z персоной нон грата, а по всем новым заявкам выносил отказные решения. Г-н Z в монастырь не ушел, а создал свою фирму патентных поверенных и теперь зарабатывает представлением интересов других лиц.

Во второй половине 2000-х пиратство стало понемногу сходить на нет, но нельзя сказать, что оно исчезло и Роспатент эффективно ему противостоит. Появились узкие специалисты, типа Britannic Intellectual Property Agency Limited, у которого, кроме имени и лондонского адреса, вряд ли есть еще что-то английское и которому почему-то полюбились известные итальянские кофейные марки Illy, Danesi, Lavazza, Segafredo, Molinari, ну, и заодно нестлевское Nespresso.

Однако вернемся к тому, с чего я начал, - часам и одежде. Тут, казалось бы, не все так просто, ведь любой мало-мальски разбирающийся в товарных знаках специалист скажет вам, что товарные знаки охраняются в отношении определенных товаров, для которых они зарегистрированы. Так что бери, скажем, Ferrari и регистрируй его для средства от ожирения. Однако в развитых странах на этот случай давно есть решение. В Европе, например, законодательство о товарном знаке Сообщества (сommunity trade mark) предусматривает, что в случае подачи возражения правообладателем старшего товарного знака более поздний тождественный или сходный товарный знак не подлежит регистрации, если товары или услуги, для которых он регистрируется, неоднородны товарам или услугам, в отношении которых охраняется старший товарный знак. Сказанное применимо к ситуации, когда старший товарный знак пользуется репутацией в ЕС либо в его государстве-члене и использование заявленного знака без уважительного причины может повлечь извлечение незаслуженной выгоды из различительной способности или репутации старшего товарного знака либо нанести им ущерб.

Если внимательно прочитать процитированную норму, а заодно ознакомиться и с европейской судебной практикой, то становится понятно, почему в нормальных юрисдикциях ситуация, подобная описанной выше, невозможна. Европейские законы и правоприменение основаны не на механическом установлении сходства товаров, а исходят из уважения права собственности, тех инвестиций времени, сил и средств, которые нужны для создания успешного бренда, и не поощряют получения конкурентных преимуществ за счет чужих усилий.

Справедливости ради надо сказать, что президиум Высшего арбитражного суда РФ в своих постановлениях уже по крайней мере дважды указал на недопустимость использования экономических преимуществ, полученных в результате продолжительного использования старшего товарного знака. Совместное Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации» предписывает нижестоящим судам по собственной инициативе и исходя из фактических обстоятельств дела признавать недействительными решения Роспатента и обязывать последнего аннулировать товарный знак, в случаях когда в действиях лица по регистрации знака усматривается злоупотребление правом или недобросовестная конкуренция. Однако, похоже, Роспатент указания судов, не говоря уже о зарубежной практике, мало интересуют. А зря. Ведь для вступления в ВТО требуется не только формальное соответствие российских законов минимальным требованиям TRIPs (Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), но и такое применение этих законов, за которое не было бы стыдно в приличном обществе. А пока этого не произойдет, у нас вольготно будут себя чувствовать «правообладатели» из Тортолы. Или Тортуги?

Евгений Ариевич, slon.ru
Advertology.Ru

11.01.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Полосы. На языке шаблона

Полосы. На языке шаблона
Полосы. На языке шаблона. Почему школьные галстуки полосатые? Что означает – видеть полосы во сне? Почему разноцветные полоски поднимают настроение? Как работает штрихкод? Это лишь немногие вопросы, на которые отвечает сей вдохновенный труд, открывая безграничные творческие возможности "полосатой" коммуникации."Полосы" – не просто коллекция образцов дизайна различных направлений, связанных с использованием "полосатого" шаблона. Перед Вами полный сборник значений символа "полоса", образующий уникальную историю этой классической комбинации темного и светлого. Откройте книгу, Вы обнаружите неисчерпаемый источник творческого вдохновения. Мы расскажем о языке полос, искусстве их нанесения и проанализируем воздействие, которое они оказывают в процессе визуального общения. Прекрасно иллюстрированная книга послужит исходным материалом множества идей во всех сферах дизайна. Здесь Вы встретите образцы применения полос в графике, живописи, моделировании одежды, промышленном дизайне, дизайне интерьера, архитектуре, оформлении мест продаж и информационных проектах. Книга "Полосы" показывает многозначность единственного символа. Но это лишь "первая ласточка" в серии, образующей своего рода "библию шаблона". Помимо "Полос" в нее войдут "Круги и точки" и "Квадраты и решетки".

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.06.2025 - 23:22
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация