Есть мнение ...

Брюки превращаются

Брюки превращаютсяДефикшионализация (от англ. defictionalization) - превращение вымышленного, существовавшего в литературе или (главным образом) в кино объекта или товара в реальный.

«Это полный сюр: те же диваны, та же обстановка. Странно, что на диване не сидит Дженнифер Энистон со сценарием в руках», - сказал бармен Гюнтер. Нет, это был все-таки не Гюнтер, а Джеймс Тайлер - актер, сыгравший хозяина нью-йоркского бара Central Perk из сериала «Друзья». Тайлер варил капучино и раздавал автографы в реальном Central Perk, который открыл в Дубае один иранский бизнесмен. Это происходило полтора года назад. Сейчас бары Central Perk открываются по всему миру, а английский язык обогатился новым словечком.

В русском его почти не встретишь, наверное, этот текст, который вы сейчас читаете, - чуть ли не первое его описание, но все только начинается. Это слово еще будут если не произносить, то писать. Дефикшионализация - господи, это же не выговорить! - вполне нормальная маркетинговая стратегия и для нашей страны. Еще в 2001 году униженный и оскорбленный персонаж рекламы Tide, «обычный порошок» в блеклой упаковке, стал вполне самостоятельным и популярным брендом. Более свежий пример: компания Zimaletto еще недавно была телевизионным кадром, движущейся картинкой, на которой лились слезы Кати Пушкаревой из сериала «Не родись красивой». Сейчас это реальная компания, которая производит реальную одежду.

Появление специально придуманного термина говорит о том, что дефикшионализация стала заметна. Собственно, сам термин появился после того, как пресса обратила внимание на феноменальный успех на американском рынке энергетического напитка Brawndo - он появился в 2006 году в фильме «Идиократия», а потом им стала торговать компания Redux Beverages на паях с XX Century Fox. Но это явление появилось не в начале третьего тысячелетия, а гораздо раньше. Просто никому в голову не приходило, что ироническое предложение использовать название вымышленного, киношного отеля в качестве реального - это маркетинговый ход. А именно так и поступил в 1952 году американский архитектор Эдди Блюстин. Спроектированное им здание называлось Holiday Inn - в честь одноименного мюзикла.

А потом были мультипликационные герои, которые вышли за пределы экранов и стали продаваться в магазинах игрушек. Так борьба сказочников за наши деньги навсегда изменила некогда простые и ясные взаимоотношения между художественным вымыслом и социальной реальностью: границы между ними стали подвижными до полной проницаемости.

Может показаться, что дефикшионализация - это продакт-плейсмент наоборот. Во втором случае, гораздо лучше нам известном, художественный вымысел становится универсальным рекламным носителем для любого реально существующего товара, от маргарина до всенародно избранного политика. Уместно заметить, что у этих двух маркетинговых родственников есть своего рода переходное звено, не очень распространенное явление, которое опять-таки не имеет (пока) названия на русском языке. Английский же демонстрирует очередного лингвистического монстра - fictommercial (fiction, «вымысел», + commercial, «реклама»), то есть оригинальное художественное произведение, созданное по заказу бренда или компании. Почему эта рекламная техника не столь популярна? Да ровно потому же, почему схожи продакт-плейсмент и дефикшионализация. Глубинная суть этих техник в том, что они эксплуатируют воспитанную у нас в первую очередь телевидением тягу к узнаваемому и нелюбовь к новому.

Мы боимся нового и стараемся не замечать его. Это касается политики, культуры и просто потребления, которое, как все мы уже знаем, вполне себе культурный феномен. Залогом популярности является сама популярность: раз мы про это слышали-читали, мы это и купим или за это проголосуем. Именно поэтому, чтобы облегчить проблему выбора, победу в потребительской гонке (она же «мода») и собственные кошельки, мы изобрели «медийные форматы» и комедийные шоу, которые пародируют другие комедийные шоу. Мы любим караоке, дискотеки 80-х и кавер-версии. Мы идем на фильм с Брэдом Питтом, потому что наш любимый жанр - «фильм с Брэдом Питтом», неважно, комедия это или историко-костюмная драма. Мы снимаем длиннющие телесериалы, сиквелы и ремейки. Мы выпускаем книги сериями. Кстати, о книжных сериях. Все тот же продукт дефикшионализации Zimaletto принял участие в выпуске серии «Миром правят маркетологи». Тезис, вынесенный в название серии, сомнительный и неприятный, но по крайней мере высказан искренне. Дефикшионализация кажется частностью, частично подлинной, частично выдуманной, реальности массового потребления, про которую иногда и правда хочется сказать, что ее придумали маркетологи.

К счастью, мир сложнее, чем конспирологическая версия о заговоре маркетологов или о любом другом заговоре. Но от тотального смещения границ между вымышленным и реальным у нас едет крыша, и мы утрачиваем способность распознавать новое, по-настоящему новое - и не только свежие труднопроизносимые словечки, принадлежащие странному миру товарно-образных отношений: гаджет-порно, магалог. Или вот - дефикшионализация.

Михаил Калужский
bg.ru

14.05.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Восемнадцатый век. Искусство и Просвещение

Восемнадцатый век. Искусство и Просвещение
Восемнадцатый век. Искусство и Просвещение. Книга посвящена художественной культуре XVIII столетия в контексте идеологических процессов и стратегий власти этого переломного исторического периода. С одной стороны — застойно-архаичная консервативная власть, сращенная с теми или иными религиозными институтами. Она так или иначе взаимодействует с новыми идеями просветителей. С другой — виртуальная, но крайне влиятельная власть новых либеральных идеологов. Художник попадает в эти хитроумно действующие жернова, вращающиеся в разных плоскостях. Активные поиски, историческая динамика придают живописи и архитектуре, музыке и литературе этой плодотворной эпохи неотразимо живой и привлекательный вид. Поставить рядом и попытаться осмыслить как единое целое мастеров разных искусств — задача трудная и благодарная. Перед нами — завершители великих художественных традиций и новаторы разных искусств, от Антуана Ватто до Жака-Луи Давида, от Шардена до Гойи, от Даниэля Дефо до Гёте, от Баха до Моцарта. Якимович Александр Клавдианович — российский искусствовед, критик, историк искусства. Доктор искусствоведения, действительный член Российской академии художеств. Работал в НИИ истории и теории искусства АХ СССР, в Институте искусствознания, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в музее «Царицыно». Член Международной ассоциации художественных критиков (AICA) c 1986 года, вице-президент AICA с 1992 по 1994 год. C 1998 года — ведущий научный сотрудник Института культурологии. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей и искусством второй половины XVIII века.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.06.2025 - 04:02
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация