Рейтинги

В ближайшие два года россияне готовы взять 1,5-2,5 миллиона ипотечных кредитов

В ближайшие два года россияне готовы взять 1,5-2,5 миллиона ипотечных кредитовВ декабре 2007 года в рамках очередной волны всероссийского омнибуса холдинг Ромир провел инициативное исследование потребительских предпочтений россиян в сегменте ипотечного кредитования. В опросе приняли участие 1588 респондентов старше 18 лет. Статистическая погрешность не превышает 2,5%.

Прежде всего, необходимо отметить, что решение «жилищного вопроса» несмотря на некоторый прогресс в этой сфере, достигнутый в последние два года, остается одной из наиболее острых и актуальных социальных проблем, волнующих население России. Менее 40% опрошенных заявили, что довольны своими жилищными условиями и не нуждаются в их улучшении в обозримом будущем.

Среди жителей крупнейших городов (с населением более миллиона человек) почти половина довольны своими жилищными условиями, а среди тех, кто живет в средних по размеру городах (100-500 тысяч жителей) менее трети заявляют, что их жилищные условия не нуждаются в улучшении. См. Диаграмму 1.

Меньше всего довольных своими жилищными условиями среди самых молодых респондентов - моложе 35 лет. Среди тех, кто старше 60 лет половина заявляет о том, что их жилищные условия не нуждаются в улучшении. См. Диаграмму 2.

Среди граждан с относительно низким доходом только 32% заявляют, что удовлетворены своими жилищными условиями. Среди тех, у кого относительно высокий доход об этом заявляют 47%. Доля довольных жилищными условиями среди представителей небольших семей (1-2 человека) в 1,5 раза выше, чем среди представителей больших (4-5 человек): 44% и 27% соответственно. Среди тех, у кого есть дети только 27% довольны своими жилищными условиями, среди тех, у кого их нет - 39%.

Диаграмма 1. Доля (%) довольных своими жилищными условиями в зависимости от размера населенного пункта.

Диаграмма 2. Доля (%) довольных своими жилищными условиями в зависимости от возраста.

Казалось бы спрос на ипотечные кредиты в условиях неудовлетворенности жилищными условиями и на фоне номинально растущих на 25% в год доходов населения должен быть огромен. Но почти 40% опрошенных заявили, что не имеют средств для выплат по ипотеке. Еще 13% посетовали на то, что условия предоставления ипотечных кредитов невыгодные: высокие ставки, большой размер ежемесячных выплат, дополнительные сборы и обременения и т.д. 2% опрошенных пожаловались на то, что не могут собрать документы, необходимые для оформления ипотечного кредита. И только 5,5% респондентов заявили, что в течение ближайших двух лет планируют получить ипотечный кредит. Причем только половина из ответивших таким образом выразила твердое намерение. См. Диаграмму 3.

Диаграмма 3. Планируете ли вы в ближайшие два года получить ипотечный кредит?

Казалось бы 3% имеющих твердое намерение взять ипотечный кредит в течение ближайших двух лет и еще 2,5% тех, кто на этот вопрос отвечает скорее положительно это совсем не много. Но в масштабах всей России это позволяет нам оценить потенциальный спрос на ипотечные кредиты в 1,6-2,8 миллионов штук за два года или 800-1400 тысяч в год. Для справки, в 2007-м году, который принято считать годом начала ипотечного бума в России было выдано немногим более 400 тысяч ипотечных кредитов. Так что потенциал как минимум двух, а то и трехкратного роста рынка ипотеки в России имеется.

Среди жителей городов с населением от 100 тысяч до 1 миллиона доля имеющих твердое намерение взять ипотечный кредит в ближайшие два года в два раза выше, чем среди жителей мегаполисов и маленьких городов. В данном случае итоги опроса подтверждают тенденцию, которую активные игроки рынка наблюдали в прошлом году, а именно - смещение спроса из столиц, включая региональные типа Екатеринбурга и Новосибирска, в областные центры и средние города.

Естественно, среди потенциальных получателей ипотечных кредитов преобладают молодые люди, а доля представителей старших возрастных групп исчезающе мала. См. Диаграмму 4. Скорее всего, это связано с тем, что условия получения ипотечного кредита для граждан старше 45-50 лет являются более жесткими, чем для молодых. Или с тем, что активные игроки рынка ипотечного кредитования пока не обратили должного внимания на эту достаточно многочисленную группу населения.

Среди тех, у кого относительно низкий уровень дохода только 3% намерены получить ипотечный кредит в ближайшие два года. Возможно, это те граждане, которые рассчитывают на так называемую «социальную ипотеку». Среди граждан со средними доходами - 5%, среди имеющих относительно высокий доход - 11%.

Среди имеющих несовершеннолетних детей доля имеющих намерение получить ипотечный кредит в ближайшие два года в два раза выше, чем среди не имеющих детей моложе 18 лет: 9% и 4% соответственно. С ростом размера семьи увеличивается и доля имеющих намерение получить ипотечный кредит. Что, конечно, не удивительно в свете того, что с ростом размера домохозяйства уменьшается доля удовлетворенных своими жилищными условиями - см. выше.

Диаграмма 4. Доля (%) давших положительный ответ на вопрос о желании получить ипотечный кредит в ближайшие два года в зависимости от возраста

Разброс значений сумм, которые россияне хотели бы взять в кредит, очень велик: от 30 до 200 тысяч долларов - см. Диаграмму 5. В среднем, граждане намеренные получить ипотечный кредит в течение ближайших двух лет, хотели бы получить 45 тысяч долларов США или чуть более одного миллиона рублей. Интересно, что по фактическим данным прошлого года в крупных городах типа Иркутска или Волгограда средний размер выданного ипотечного кредита составил как раз около миллиона рублей. В Москве, Петербурге и Екатеринбурге показатели конечно существенно выше. Так что следует признать, что опрошенные продемонстрировали достаточно высокую степень адекватности и даже можно сказать осторожности. Вместе с тем, наверное, можно говорить и о некотором оптимизме, в том смысле, что в свои планы и намерения граждане, желающие взять ипотечный кредит в ближайшее время, не закладывают резкого роста стоимости жилья в своих городах. И наоборот, можно утверждать, что если таковой рост произойдет, это нарушит жизненные планы и намерения некоторой (возможно весьма значительной) части граждан, хотевших взять ипотечный кредит.

Диаграмма 5. Какую сумму в пересчете на доллары США вы рассчитываете взять в ипотечный кредит?

Из за малого объема подвыборки, как уже было сказано выше, положительный ответ на вопрос о намерении взять ипотечный кредит в ближайшие два года дали только 5,5% опрошенных - 88 человек из более чем 1,5 тысяч. Проводить анализ по отдельным факторам (возраст, доход и т.д.) не имеет смысла. И не имеет смысла задавать вопросы о размере кредита, его условиях и т.д. тем, кто такой кредит получать не намерен. Единственное, что можно сказать со всей определенностью кредит до 30 тысяч долларов хотят получить граждане, преимущественно живущие в малых городах и сельской местности, а в мегаполисах таковых совсем нет. Что и не удивительно. В Москве на 30 тысяч долларов не купишь и 10 квадратных метров, в Санкт-Петербурге - разве что 10 метров и купишь, в Екатеринбурге или Челябинске, если повезет, можно купить метров 15. Даже обмена меньшей квартиры на большую с доплатой не получится.

Тем, кто намерен взять ипотечный кредит, был задан вопрос - какую предельную сумму ежемесячных взносов в счет погашения кредита и процентов по нему они могли бы выплачивать. Подавляющее большинство (67%) назвали 15 тысяч рублей. Четверть потенциальных заемщиков (25%) затруднились ответить на этот вопрос. 20 тысяч рублей назвали только 5%. В принципе, при размере кредита в миллион рублей и сроке в 15 лет это вполне реалистичный вариант. Эффективная ставка получается около 11% годовых. Однако, проблема в том, что на 15 тысяч рублей ориентируются и те, кто рассчитывает получить взаймы существенно больше миллиона рублей. А вот это уже нереально. Кстати, 15 тысяч рублей - это сегодня средняя заработная плата в  стране.

Размер ежемесячных выплат 40% потенциальных заемщиков включили в число двух наиболее важных факторов при выборе программы ипотечного кредитования. Более половины (53%) таким фактором назвали процентную ставку по кредиту. 40% включили в число самых важных факторов выбора ипотечной программы размер первоначального взноса. 22% - простоту оформления документов. Менее важными факторами оказались: длинный срок погашения (20 лет и более) и возможность досрочного погашения кредита. Оба эти фактора включили в число двух наиболее важных по 12% потенциальных получателей ипотечного кредита.

29.02.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


1000 Стилей ресторанов, баров, кафе

1000 Стилей ресторанов, баров, кафе
1000 Стилей ресторанов, баров, кафе. Книга 1000 Стилей Ресторанов Баров, Кафе - коллекция актуальных, ярких,новаторских идей в области дизайна фирменного стиля. В ней представлены объекты самого разного назначения и уровня: от небольших закусочных до заведений мирового класса, от классики до модерна, от этнических стилей до "фэн-шуй". Красочные иллюстрации издания вдохновят дизайнеров и владельцев ресторанов, баров и кафе на создание неповторимого стиля заведения, который так важен для формирования настроения посетителей.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.06.2025 - 00:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация