Новости

Кадровый голод в сегменте маркетинговых услуг: РАМУ провела исследование HR-специалистов

Кадровый голод в сегменте маркетинговых услуг: РАМУ провела исследование HR-специалистов

Несмотря на то, что уровень безработицы в России достиг исторического минимума, многие индустрии продолжают испытывать кадровый голод. Результаты исследования РАМУ показывают, что HR-специалисты агентств, которые ведут свою деятельность в сфере маркетинговых услуг, нуждаются в менеджерах для клиентского сервиса, управления проектами, организации мероприятий и креативных работ. При этом текучки кадров на рынке не наблюдается. В чем же секрет? Аналитический центр РАМУ/АКАР/АРИР поделился результатами опроса HR-специалистов по кадровой проблеме.

Кадровый голод

Большинство HR-специалистов (81%) указали, что у них открыты вакансии по группе работ Client Service. 67% опрошенных заявили, что ищут сотрудников в сфере организации мероприятий. По 52% респондентов ответили, что у них есть позиции в креативных работах и управлении проектами. Наименее подвержены кадровому голоду такие отрасли, как Research/Analyst, Office Management, Planning&Buying — их назвали по 5% участников исследования.

В 2024 году большая часть HR-специалистов (90%) предполагает открытие новых вакансий в сфере клиентского сервиса. 71% респондентов ожидают появление свободных позиций в креативной индустрии, а 62% — в организации мероприятий. Наименее подвержены кадровому голоду, по мнению участников исследования, будут отрасли информационных технологий, PR и Office Management. По 14% опрошенных указали, что предполагают открытие новых вакансий по этим группам работ.

Сильнее всего нехватка кадров ощущается в Client Service, Creative Work и Project Management. Более половины HR-специалистов (56%) указали, что им нужно 5-10 менеджеров в сфере клиентского сервиса. 20% опрошенных поделились, что в группе креативных работ им необходимо 5-10 специалистов. О нехватке 5-10 менеджеров проектов заявили 20% респондентов.

HR-специалисты не наблюдают сильной текучки кадров ни в одной из представленных категорий. Большинство указывают, что сотрудники в среднем работают в одной компании от 1 года до 5 лет. Половина специалистов задерживаются в организации на срок от 3 до 5 лет. Одинаковое количество (21%) работают в среднем от 1 года до 3 лет и более 5 лет.

Наталия Литвинова, руководитель HR АДВ Экспириенс, выделяет следующие причины дефицита кадров: «Демографическая яма 1990-х гг. (дефицит кандидатов в возрасте 23-33 лет), эмиграция из РФ и изменение трудового и налогового законодательства. Быстро меняющаяся индустрия: технологические изменения и новые тренды требуют от специалистов по маркетингу обновления навыков и знаний. Привлекательность других отраслей: например, технологическая индустрия может предложить более комфортные условия работы и возможности развития карьеры, оттягивая кандидатов из других сфер. Недостаток специализированных навыков: быстро меняющаяся среда предполагает наличие специфических умений, которые не всегда доступны на рынке труда». Сочетание этих факторов, по словам Наталии, стимулирует нехватку специалистов в сфере маркетинга: «Дальнейший дефицит кадров точно приведет к еще большему росту зарплат и, как следствие, увеличению ФОТ».

Несмотря на кадровый голод, компания АДВ Экспириенс активно работает с внутренней стратегией: «Инвестирование в обучение и развитие текущих сотрудников помогает им приобрести необходимые навыки и компетенции. Автоматизация процессов для рутинных задач позволяет эффективнее использовать свое время и соблюдать work-life balance, а гибкие форматы работы — регулировать часы, которые они проводят в офисе, что способствует более качественной организации расписания. Создание привлекательной рабочей среды, а именно обеспечение комфортных условий работы, возможности для саморазвития и карьерного роста, отдыха и веселья привлекают и удерживают талантливых специалистов. 2 раза в месяц мы организуем встречи по пятницам, где играем в настольные игры. Это отличная возможность расслабиться и узнать коллег получше. Также мы создали единый коммуникационный канал «Бабка в кресле», в котором публикуем все интересные новости агентств, приветствуем новых сотрудников, поздравляем с днем рождения. Мы активно работаем со студентами и школьниками-выпускниками: проводим образовательные индустриальные воркшопы и предоставляем возможность стажировки. Постоянный мониторинг рынка труда и анализ конкурентов необходим, чтобы изучать стратегии других компаний, следить за изменениями и оперативно реагировать на них».

Увольнение сотрудников

Постоянные переработки и низкий уровень зарплаты стали основными причинами ухода сотрудников в группах Creative Work, Production, Strategic Planning, Project Management, Legal, HR. В категориях Client Service, Event Management, PR к этим вопросам добавилось отсутствие компенсационного пакета. Сотрудники сегмента New Business называют конфликты с другими сотрудниками как одну из основных причин ухода (40%). О неудовлетворительных условиях труда говорят специалисты занятые в сфере финансов (33%).

Большинство сотрудников (29%) меняют отрасль своей деятельности после ухода из организации. Количество специалистов, которые устраиваются в компании-конкуренты, опрошенные оценивают в 16%. К рекламодателям переходят 15% работников.

Люка Алешкина, HR-директор CREON, отмечает, что кадровый голод является серьезной проблемой для многих российских организаций: «Нехватка специалистов началась после пандемии — тогда мы, HR-специалисты, ощутили первый отток квалифицированных кадров в другие сферы, в сторону IT-компаний и больших рекламодателей». По мнению эксперта, решение проблемы «требует комплексного подхода и постоянного внимания к развитию персонала».

Одним из способов снижения кадрового голода, как считает Люка, является развитие HR-бренда и повышение ценности сотрудника внутри компании: «Это прежде всего активная работа, направленная на удержание персонала, нематериальную мотивацию и выстраивание или поддержание корпоративной культуры. Сейчас кандидаты на собеседованиях все чаще интересуются программами внутри компании и уникальностью предложения. Например, мы в агентстве стараемся поддерживать здоровье сотрудников: всегда свежие фрукты и снеки в офисе, посещение бассейна и йога-центра рядом с работой».

«Также для решения кадрового голода необходимо привлекать молодых специалистов и студентов: заключать партнерство с образовательными учреждениями, искать сотрудников на специализированных платформах, участвовать в карьерных ярмарках, открывать стажировки. Кроме того, эффективным способом решения проблемы является обучение внутри компании. Предоставление возможностей для внутреннего роста и продвижения по карьерной лестнице поможет удержать талантливых сотрудников и сформировать кадровый резерв», — дополняет Люка.

Отбор специалистов

Специалисты с опытом работы пользуются большим спросом на рынке труда — так ответили 65% респондентов. Молодые сотрудники без опыта интересуют рекрутеров в 18% случаев. 17% опрошенных готовы взять студентов на стажировку.

Опыт работы от 1 года до 3 лет является наиболее предпочтительным (35%). Также востребованы работники с профессиональным стажем от 3 до 5 лет (34%). HR-специалисты интересуются сотрудниками с опытом менее 1 года в 9% случаев, а при отсутствии практики — в 4%.

Наличие высшего образования является важным фактором для 61% HR-специалистов. 33% принимают работников со средним специальным образованием. Для 6% опрошенных достаточно среднего образования. 

Наиболее востребованными вузами стали НИУ ВШЭ, РУДН и РАНХиГС. Рекрутеры отдают предпочтение выпускникам таких специальностей, как маркетинг, реклама и связи с общественностью.

Дмитрий Дударев, HR директор Коммуникационной группы КРОС, описывает процесс прохождения практики в компании: «Студенты обучаются базовым умениям, которые должны быть у будущих PR-специалистов: копирайтинг, основы дизайна, питчинга, медиааналитики. Но ключевое, на что делается упор, — это формирование навыков профессиональной коммуникации и работы в команде. В нашем агентстве можно выбрать карьерную карту, но в основном к нам приходят, чтобы почувствовать на себе, каково это — работать PR-менеджером». Эксперт подчеркивает, что студенты — это будущие профессионалы коммуникационной индустрии. Все реальные знания и навыки передаются только через практический опыт: «Помощь и обучение молодых сотрудников — это один из основных способов сделать индустрию профессиональнее, так как молодые кадры берут лучшее из опыта старших коллег и впоследствии строят на этом фундаменте уже свою карьеру, но с гораздо большей высотой полета. Для самой же компании студенты — это кадровый резерв и будущие лояльные специалисты высокого уровня».

Поиск специалистов

Чаще всего (44%) респонденты указывают зарплатную вилку от 90 до 120 тысяч рублей. В 19% случаев кандидатам предлагают ставку от 30 до 60 тысяч, а в 14% — от 60 до 90 тысяч рублей.

В среднем рекрутеры получают менее 20 резюме — так ответили 42% опрошенных. От 20 до 50 заявок приходит в 39% случаев. Вероятность получить более 50 анкет составляет 14%.

От количества поступивших резюме на собеседование приглашают чаще всего (69%) от 1 до 25% кандидатов. В 19% случаев шансы перейти на следующий этап отбора составляют от 24 до 50%. Только 7% респондентов ответили, что процент собеседований от отклика составляет 50–75%.

В среднем закрытие вакансии занимает от 1 до 2 месяцев (35%) или от 2 месяцев до полугода (32%). Чуть реже (31%) на поиск подходящего сотрудника уходит от 2 недель до 1 месяца.

Больше половины опрошенных (52%) готовы прямо сейчас взять на стажировку от 1 до 5 студентов. От 5 до 10 обучающихся могут принять 31% HR-специалистов. О том, что более 10 студентов могут пройти практику, заявили 15% респондентов.

«В первую очередь при поиске специалистов смотрим на их опыт работы. Этот подход применим ко всем позициям, кроме стажерских — туда мы рассматриваем студентов 3-4 курсов профильных специальностей, которым интересно развиваться в направлении маркетинговых услуг», — делится опытом Александр Бырылов, HR директор агентства Action. Он дополняет: «Оценив опыт, специальные знания и наличие компетенций, мы смотрим на систему ценностей кандидата. Важно, чтобы они соответствовали идеям компании. Финальный кандидат, ставший сотрудником организации, становится её частью и дополняет собой сложившуюся систему и культуру. Здесь на первый план выходят уже не специальные знания, а человеческие ценности и качества, которые будут способствовать достижению лучшего результата в работе. При этом для максимальной реализации талантов Action много внимания уделяет созданию комфортной среды для сотрудников компании: здесь и прекрасный лофт, и гибридный график работы, и система опросов, и открытая обратная связь для каждого с возможностью дальнейшего развития выделенных зон роста через нашу Action Academy».

Надежда Панченко, председатель комитета РАМУ по образованию и HR, СЕО SCG, уверена, что «сейчас у студентов гораздо больше возможностей собрать портфолио, внятное резюме, работать удаленно, совмещая работу с учебой». Она подчеркивает, что для получения оффера на стажировку или стартовую позицию нужны софт скиллы, а не отличные оценки. «Навыки в целом формируются “на работе”, а не на территории вуза. Именно поэтому РАМУ сотрудничает с университетами из рейтинга топ-10, и наши эксперты делают все для обеспечения бесшовности теории и практики и получения затем более качественных кадров», — продолжает Надежда. Эксперт замечает: «Но многие студенты стартуют теперь уже на 3 курсе и в крупных корпорациях. Мы стали конкурировать с нашими клиентами-рекламодателями: в прежнем мире многие делали карьеру по треку “из агентства – к клиенту”».

Кадровый голод, по мнению Надежды, ощущают все: «Крупные рекламодатели расширили количество программ стажировок, прямых «точек входа» для студентов. Топовые вузы конкурируют за абитуриента, в том числе возможностями трудоустройства в крупные компании. Поэтому агентствам приходится наращивать УТП для привлечения молодежи: предлагать интересную занятость во время практики или стажировки, увеличивать компенсационные пакеты и более внятно очерчивать перспективы. И, думаю, длительный период конкурентной борьбы за юные умы, в том числе со смежными сферами и компаниями-рекламодателями, только начинается». 

Участники исследования

Большинство участников исследования (54%) — представители агентств в сфере организации мероприятий. Доля компаний, предоставляющих услуги в отрасли Consumer Promo, составила чуть меньше половины — 46%. Также большая часть участников исследования (38%) специализируется на Trade Marketing.

67% респондентов являются сотрудниками агентств, занятых в сфере FMCG-Food. Чуть меньше, 63%, работают в FMCG-Non Food секторе. Более трети (38%) агентств специализируются на банках, финансах и страховании.

Численность штата агентств-участников исследования в среднем составляет до 200 человек — так ответили 38% опрошенных. 29% заявили, что количество сотрудников в их организации не превышает 100.

Офисы большинства опрошенных (88%) располагаются в Москве. Доля агентств из Санкт-Петербурга составила 18%. Четверть участников исследования — представители региональных агентств. 13% респондентов имеют офисы за рубежом.

23.04.2024

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.05.2024 - 06:04
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация