Новости компаний

Битва за героев: как "Союзмультфильм" защищает свои права

Битва за героев: как "Союзмультфильм" защищает свои права

«Союзмультфильм» существует с 1936 года. В советские времена студия полностью финансировалась государством, что было уникальным в мировой практике. Это давало больше свободы в экспериментах. Сначала художники учились по американским методикам и подражали Disney, но очень скоро освоили наиболее передовые технические приемы, стали развивать собственные решения и у «Союзмультфильма» родился свой неповторимый стиль. А кое в чем мастера студии явно опережали зарубежных коллег и само время – ведь уже в 1960-х годах здесь делали кукол для мультфильмов в жанре поп-арт.

«Союзмультфильм», выпустив  к сегодняшнему дню более 1500 мультипликационных фильмов стал крупнейшим правообладателем на рынке интеллектуальной собственности,. Студия трепетно относится к своей творческой продукции и строго следит за сохранностью авторских прав, регистрируя героев и названия проектов в качестве товарных знаков. Но так было не всегда — ее история полна сложных перипетий.

Пресс-секретарь студии Марина Малыгина рассказала немало поучительных коллизий участникам бесплатного образовательного проекта «ПРО.Креатус», цель которого изучение юридических аспектов управления, охраны творческих продуктов, основных принципов монетизации интеллектуальной собственности и создание сплоченного сообщества лидеров креативного бизнеса. Проект организован Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с Научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP для топ-менеджеров и индивидуальных предпринимателей в креативной сфере.

Лебедь, рак и щука — конфликт с Успенским и «эмиграция» Чебурашки

По словам Марины Малыгиной, в 1980‒90-х годах и даже в начале 2000-х положение с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, ныне составляющих «Золотую коллекцию» «Союзмультфильма. можно было определить как полный хаос: «Мультфильм — это многосоставное произведение, в создании которого принимают участие авторы эскизов, музыки, режиссер, сценарист и другие специалисты. В то время об этом никто не задумывался, не было никакой судебной практики и понимания, кому какие права принадлежат. В результате происходило множество неприятных ситуаций. Например, когда студия решила снять “Новое Простоквашино” — продолжение истории, сочиненной Эдуардом Успенским, писатель посчитал, что она не имеет права делать это, и хотел подать на нее в суд. Тогда “Союзмультфильм” заключил с автором договор, по условиям которого писатель не мог самостоятельно выдавать разрешения на использование произведений и товарных знаков другим лицам, а студия обязалась выплачивать ему роялти от получаемых при реализации лицензий доходов».

Громкой, если не сказать скандальной, стала и история о том, как 20 лет назад бывшее руководство киностудии продало японской фирме SP International на Токийской международной ярмарке анимации права на использование образа Чебурашки за….30 000 долларов. «Сделка была заключена на крайне невыгодных для нас условиях: в договоре вообще не была предусмотрена выплата лицензионных платежей, которые являются основным источником дохода, получаемого с использования интеллектуальной собственности. В итоге японские предприниматели заработали на Чебурашке миллионы, а студия не получила с этого практически ничего. Эта проблема до сих пор не закрыта: дело нужно решать с точки зрения международного права, а это довольно дорого», — рассказывает Марина Малыгина.

От хаоса — к правовой системе

В 2017 году «Союзмультфильм» в сфере сохранения своего наследия начал жизнь с чистого листа. Это совпало с переездом студии в новое здание и обновлением  команды. К тому времени оказалось, что права на мультфильмы и персонажи находились в руках многочисленных компаний и частных лиц, причем часто в соглашениях с ними интересы создателей не учитывались. Чтобы вернуть все «потерянное» , студии потребовалось несколько лет кропотливого труда.

И вот результат. Сегодня «Союзмультфильм» — это холдинг, который получает доходы прежде всего от реализации лицензий. «Эти средства идут на производство новых мультфильмов, авторские выплаты и развитие студии в целом. Сейчас мы работаем над 19 сериалами для детей разных возрастов, у нас есть “Союзмультпарки”, скоро начнут открываться “Союзмульткафе”», — поясняет Марина Малыгина.

Желающих заключить соглашение о партнерстве очень много, и менеджмент холдинга внимательно исследуют потенциал каждой возможной сделки — насколько перспективна и интересна она для студии. Важно, чтобы персонаж органично сочетался с брендом и вместе они составляли привлекательный тандем. Например, недавно компания «Метеор Лифт», которая раньше была подразделением международного бренда Otis Worldwide, приобрела у «Союзмультфильма» лицензию на использование образа игрока команды «Метеор» из советского мультфильма «Шайбу! Шайбу!». Сумма сделки не разглашалась, но, по словам Екатерины Тутон, заместителя генерального директора холдинга S8 Capital, в который с июля 2022 года входит и «Метеор Лифт», она была «очень значительной». «Нам показалось интересным совпадение названия команды “Метеор” как символа скорости, так и неоднозначный характер персонажа, наделенного не только положительными чертами. Такие мемы лучше запоминаются и находят эмоциональный отклик у людей, — уверен директор по стратегическому маркетингу «Метеор Лифт» Денис Дрягин. — Метеор — явление, ради которого человек всегда поднимал взгляд к небу. Это сочетание скорости, впечатляющего зрелища и головокружительных возможностей, для встречи с которыми нужны наука и технологии. Выше только звезды».

На сегодняшний день студия заключила более 130 сделок с различными брендами в 50 бизнес-направлениях. Среди них производители одежды – недавно была выпущена капсульная коллекция совместно с BeFree, несколько лет назад — вместе с Puma, производители продуктов и торговые сети, среди которых «Магнит», ГК «Черноголовка», ГК «Сладкая сказка»,  комбинат «Очаково».  Кроме того, студия выпускает и свою лицензионную продукцию — игрушки, канцелярию, футболки и худи, чехлы для мобильных телефонов, даже пряники и многие другие разновидности товаров. 

Строгие, но справедливые

Два года назад по инициативе студии был проведен мониторинг, который выявил около 6000 правонарушений в различных регионах России, связанных с нелегальным использованием интеллектуальной собственности «Союзмультфильма». Самыми популярными у плагиаторов стали образы Чебурашки, крокодила Гены, котенка Гава, волка из анимационного фильма «Жил-был пес», героев «Ну, погоди!» и жителей Простоквашино. Состоялось уже более 800 судебных процессов, и все закончились победой анимационного холдинга. Также было заблокировано около 1500 ссылок на интернет-ресурсы с контрафактной продукцией.   

Средний размер штрафа составил 50 000 рублей, но были и более серьезные дела. Например, владельцу московского бара «Тебурасика» за использование образов Чебурашки и крокодила Гены пришлось выплатить студии 8 млн рублей, к тому же его обязали сменить название и убрать изображения персонажей из меню, символики и полиграфической продукции.

Недавно арбитражный суд Псковской области удовлетворил иск «Союзмультфильма» на сумму 20,8 млн рублей к ООО «Теледистрибуция», которое незаконно использовало имя и изображение пингвиненка Лоло в названии телеканала. Этот персонаж также нелегально был использован на логотипе одного из латвийских телеканалов: тяжбы длились несколько лет, но студия и тут отстояла свои права.

Еще одним героем публичных разбирательств стал Умка. Коллегия Роспатента признала недействительным предоставление правовой охраны нескольким товарным знакам, в названиях которых использовалось имя сказочного медвежонка. Это «Умка» нижегородского производителя бытовой химии, косметики и аксессуаров «Белая мануфактура», «Умка-Конти» курской кондитерской фабрики, выпускающей одноименные шоколадные конфеты, жидкости для автомобилей фирмы «Русхимтэк», киевский производитель теплоизоляционных смесей Umka, интернет-магазин «Умкина Берлога» из Иваново, новосибирский центр родительской поддержки «Умка-XXI век» и летний лагерь в Красноярске UMKA Camp.

«Говорят, что киностудия “Союзмультфильм” стала очень суровой и “нападает” на региональных предпринимателей. Но мы делаем это ради сохранения своей репутации, профессионального позиционирования на рынке, но всегда готовы урегулировать конфликт в досудебном порядке с помощью лицензионных договоров. Попробуйте незаконно использовать образ Микки-Мауса — Disney не дает таким нарушителям никаких поблажек, и только так может работать интеллектуальное право», — резюмировала Марина Малыгина.

01.09.2023

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?Этика vs эффективность: как сделать эффективный маркетинг этичным?
Каждый третий россиянин считает, что неуместная реклама может вызвать сильные негативные эмоции
Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...Роль PR - специалистов в формировании будущего AI (искусственного...
Управляющий партнер LotUS Communications Татьяна Жигаленкова поделилась экспертным мнением о роли PR специалистов в формировании будущего искусственного интеллекта.
Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.07.2024 - 01:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация