Статьи

Луиз Буржуа в "Гараже": скульптура на клеточном уровне

Луиз Буржуа в "Гараже": скульптура на клеточном уровне

"Открытие года", как называют презентацию нового здания музея "Гараж" его сотрудники, продолжилось выставкой года, уже без кавычек. В Москву приехала кочующая по мировым арт-центрам выставка франко-американской художницы Луиз Буржуа "Структуры бытия: клетки". 

Впервые в России знаменитую "Маму" Луиз Буржуа увидели посетители Государственного Эрмитажа. Громадный паук разместился во внутреннем дворе музея, вступив в непростой диалог с фасадами Растрелли. Относительная гармония была все-таки достигнута, и "Мама" смотрелась памятником Екатерине Великой, мастерице плетения интриг. Выставка 2001 года была небольшой, но прижизненной. Впрочем, кто же теперь ее упомнит. Дела давно минувших дней, эпоха до наступления селфи, которых "Мама", установленная перед зданием музея современного искусства "Гараж", породила уже несколько сотен.

Луиз Буржуа в

В нашей памяти Буржуа останется благодаря изумительной ретроспективе в Москве. Хотя и здесь ее скульптурам приходится воевать с выдающимся зодчим, на этот раз живым и здоровым. Когда новый "Гараж" только-только открылся, знающие люди опасались, что хорошее искусство, перед которым не стоит задача вписаться в эстетику Рема Колхаса, будет страдать в тесном и брутальном пространстве. Так и вышло, но есть нюанс: скульптуры Буржуа выглядят в "Гараже" антитезой архитектурному мышлению, породившему музей. Если угодно, интерьеры "Гаража" представляют собой совокупный образ отца, против которого Буржуа всю жизнь бунтовала.

Луиз Буржуа родилась в Париже в 1911 году. Ее родители принадлежали к крепкому среднему классу. Отец держал лавку, в которой торговал коврами и тканями. Он был человеком несдержанным, требовательным к детям и неверным. Сильнейшие переживания детства у художницы связаны с наблюдением за его романом, происходившим на глазах у всей семьи. После смерти матери в 1932 году Луиз Буржуа решила заниматься искусством, но поддержки у отца не получила. Зато он помог ей с финансированием магазинчика принтов и литографий, где Буржуа встретила американского искусствоведа Роберта Голдуотера, вышла за него замуж и уехала в Нью-Йорк.

Луиз Буржуа в

Там с конца 1940-х годов Буржуа постепенно зарабатывает себе имя в искусстве, занимаясь сюрреалистической и абстрактной скульптурой. Настоящего признания она дождалась, однако, только в 1982 году, когда МоМА устроил ей ретроспективу. Гигантские пауки с тех пор служат ей визитной карточкой, но по-настоящему глубоко ее талант раскрывается именно в "клетках", замкнутых пространствах, где сочетаются рукотворные предметы, найденные объекты и зеркала. Серия "Клеток" начата в 1990 году и продолжилась 20 лет, вплоть до смерти художницы. Не без влияния, наверное, расцветшего буйным цветом искусства инсталляции, за которым Буржуа следила хотя бы потому, что с интересом относилась к молодым авторам. Одну из "клеток", кстати, охраняет опять же паук – универсальный образ матери-защитницы, а может быть, и тюремщик, консервирующий психику близкого человека в отрыве от внешнего мира.

В европейской скульптуре Луиз Буржуа замыкает линию, идущую от Родена через Бранкузи и Джакометти. После нее – уже минималисты и Джефф Кунс: гладкие поверхности, цитаты из поп-культуры, недоверие к языку авангарда, вернее, к тому, что уникальные переживания требуют уникального языка. При этом Буржуа – художник синтеза. Она свободно обращается с чужими манерами, цитирует историю от Микеланджело до африканской скульптуры. Все эти элементы служат чем-то вроде бесконечных отсылок к мифологиям разных народов у Карла Юнга, стыкующихся в виде универсальных архетипов. Для подростка, сосланного в свою комнату отцом-тираном, нет особенного языка и фирменного стиля для своих переживаний. Что попадется под руку, то и станет строительным материалом для магических объектов, заклинающих неврозы.

Луиз Буржуа в

"Искусство – это гарантия душевного здоровья", – гласит один из афоризмов Буржуа, но к здоровью приходится подбираться с другого конца, полностью отсмотрев череду болезненных видений. Но смотреть мало, надо прилежно распутать все переплетения личной тоски, расставить все по местам и найти в получившемся интерьере внутреннюю логику. Иногда она считывается сразу, как в "Шуази" (1990-1993), где над домиком в колониальном стиле зависло лезвие гильотины. Здесь все понятно: дом как вместилище и продолжение человеческого тела тоже может быть обезглавлен. Сложнее интерпретировать, к примеру, "Клетку IX" (1996-1997), внутри которой изображение рук а-ля Роден отражается в трех зеркалах. Кажется, перед нами метафора прикосновения как такового или памятник тактильным ощущениям. Другие скульптуры навевают ассоциации с комнатой больного или даже мертвецкой, тела усыхают в обрубки манекенов из ткани. Впрочем, эти ужасы, простите за каламбур, тихие, в них нет бодрой мясорубки Фрэнсиса Бэкона или прямых отсылок к наследию Уэса Крейвена. Просто в этих клетках живут канарейки, поющие в тот момент, когда воздух совсем уж спертый.

Валентин Дьяконов (Коммерсантъ)
Advertology.Ru

30.09.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

11.12.2024 - 09:02
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация