Новости

Выход в тень: "Караваджо и последователи"

Выход в тень: "Караваджо и последователи"

В Пушкинском музее проходит выставка "Караваджо и последователи" — более 50 работ из флорентийского Фонда Лонги и собрания самого музея. Караваджо на выставке представлен одним полотном — ранним "Мальчиком, укушенным ящерицей".

 

Наблюдать за тем, как видоизменяется репутация художников под влиянием критической и зрительской воли, – увлекательнейшее занятие, и даже жалко, что на выставке в Пушкинском этому процессу уделено столь мало внимания. Хотя повод есть, да еще какой: большинство работ происходит из коллекции выдающегося искусствоведа Роберто Лонги (1890–1970), известного русскому читателю по книге "От Чимабуэ до Моранди", переведенной еще в 1984 году и с тех пор переиздававшейся, кажется, только раз. А жаль – если это и не лучшая книга о том, как развивалось итальянское искусство, то уж точно самая увлекательная.

Лонги для Италии был не просто историком искусства, но влиятельным публичным интеллектуалом. Об этом свидетельствует, в частности, и восторженная то ли рецензия, то ли мемуаристика великого режиссера Пьера Паоло Пазолини, которому еще до Второй мировой посчастливилось прослушать курс Лонги в Болонском университете. Переходы от целого к частности, от картины к детали в его лекциях, как вспоминал Пазолини, были свидетельством энциклопедической учености, но относились по форме уже к XX веку, эпохе монтажа и фрагмента. Неудивительно, наверное, что именно Лонги принадлежит честь повторного открытия самого киношного художника эпохи барокко: о Караваджо он еще студентом защищает диссертацию, пишет несколько книг, в которых тщательно проверяет на прочность многочисленные мифы о мастере. И свою коллекцию Лонги строил в основном вокруг Караваджо, включая в нее художников как максимально контрастных, так и рабски покорных найденному "первым реалистом" методу.

В Пушкинском музее проходит выставка

Получается, что каждому зрителю дается возможность поупражняться в компаративистике. Начав с раннего, но чистого образчика стиля Караваджо – "Мальчика, укушенного ящерицей" – как с камертона, можно обойти фальшстену и упереться взглядом в голубовато-телесного маньериста Гвидо Рени, представленного характерной, но в целом неудачной работой. Контраст поразителен: недаром Караваджо и маньеристы казались современникам новейшей версией противостояния народного героя Марсия и богоподобного Аполлона. Только историческая победа здесь за Марсием: Караваджо в конце концов оказался много ближе индустриальной и постиндустриальной чувствительности к реальному мгновению. Затем упражнения посложнее: зрителю предстоит непростая задача выделения сути Караваджо за пределами видимых невооруженным глазом признаков стиля. Неужели это просто драматическое противопоставление света и тени, используемое, например, Маттиа Прети для того, чтобы подчеркнуть чувственность Сюзанны, ускользающей от старцев? Может быть, тьма – идеальный друг кровавого сюжета, как у Джованни Ланфранко, у которого Давид с ухмылкой тащит громадную голову Голиафа прочь от окровавленного тела? Или просто прием в ряду других, не менее эффектных, что следует из "Оплакивания Христа" Орацио Борджанни, цитирующего не только метод своего современника, но и ракурс "Мертвого Христа" Мантеньи?

Ответы на эти вопросы даются всего в двух-трех работах, зато каких. Вот влюбленная парочка Симона Вуэ из собрания Пушкинского, точно схваченный момент из романтической комедии. Вот Юдифь с головой Олоферна кисти Карло Сарачени, который, кстати, был не только современником, но и соперником Караваджо. Когда в 1606 году клирики римской церкви Санта-Мария делла Скала усмотрели в "Успении Богоматери" Караваджо натуралистическое издевательство над религией, Сарачени изготовил замену в консервативном духе, что называется, с хорошим концом – Богоматерь не мертва, как у великого художника, а возносится в молитвенном экстазе (до сих пор украшает собой капеллу церкви, версия Караваджо – в Лувре). Но как последователь Караваджо Сарачени много ценнее: его Юдифь смотрит на зрителя с полуулыбкой, делая нас соучастниками поневоле. Наконец, центральным шедевром помимо Караваджо на выставке является "Отречение святого Петра" ученика Вуэ Валантена де Булоня, лучшего, на взгляд корреспондента "Ъ", караваджиста в мире, хотя и француза по происхождению. К счастью, собрание Пушкинского подкидывает дополнительный сюжет: в Москве хранится неудачный вариант картины, с ним легко сравнивать. В московском "Отречении" внимание сконцентрировано на фигуре Петра, замыкающей композицию с острым ракурсом. Версия из Фонда Лонги много тоньше. Тут стол, на котором стражники играют в кости, расположен фронтально перед зрителем, апостол Петр удаляется за левый край картины, его останавливает женщина – в общем, настоящий саспенс. Кажется, что еще немного – и Петру удастся уйти от предсказания Христа и не предать. Руки персонажей хочется переложить на музыку, и наверняка получится тревожная мелодия, свидетельствующая о близости развязки. Вообще, это шедевр, с которым на выставке, пожалуй, сравнятся только пять апостолов Хусепе де Риберы. Но они-то как раз напоминают не о Караваджо, а о Веласкесе, на которого вывезенные испанцами из Неаполя полотна де Риберы оказали большое влияние.

Наконец, последним, закадровым сюжетом выставки становится сам Караваджо. Поскольку большинство картин тут сделано на сюжеты, которые он писал, за массой удачных и неудачных подражаний видится его титаническая фигура. Нельзя смотреть на Юдифь Сарачени и не видеть за ней кровавую, даже маниакальную версию Караваджо. Трудно воспринимать даже "Отречение святого Петра" Валантена де Булоня без того, чтобы вспомнить компактное полотно итальянского мастера, где выражение испуганного смущения на лице апостола под силу сыграть, наверное, только великим драматическим актерам. В общем, пишем двадцать имен художников, держим одно в уме.

Валентин Дьяконов (Коммерсантъ)
Advertology.Ru

17.09.2015

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.04.2024 - 21:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация