Анализ рынков

ЦБ переходит в кибернаступление

ЦБ переходит в кибернаступление

Проблема хищений денег с банковских карточек и счетов вышла на государственный уровень. Как стало известно “Ъ”, в ближайшее время на базе ЦБ планируется создать структуру, которая будет аккумулировать информацию от банков о выявленных киберугрозах. Банкиры, которые сейчас неохотно делятся друг с другом сведениями об электронных мошенничествах, идею приветствуют. Но только обмена данными мало — необходимы и законодательные изменения, которые помогут предотвращать хищения, а не искать виновных.

Как стало известно “Ъ”, в Центральном банке скоро может появиться новая структура, которая будет отвечать за координацию борьбы банков с киберугрозами. «Проект положения о создании центра реагирования на инциденты на базе главного управления безопасности и защиты информации ЦБ уже разработан и ждет одобрения руководства»,— отмечает один из собеседников “Ъ”. Но финальное решение о создании такой структуры должно быть принято на более высоком уровне. По данным источников “Ъ”, близких к Совбезу РФ, вопрос о создании центра реагирования на киберугрозы для кредитно-финансовых организаций, скорее всего, будет обсуждаться на заседании 5 или 6 декабря. В ЦБ отказались от комментариев. Но его представители уже не раз публично говорили о планах по созданию структуры, куда банки будут оперативно передавать информацию о выявленных мошенничествах и киберугрозах. В частности, об этом в середине ноября упоминал замглавы главного управления безопасности и защиты информации (ГУБЗИ) ЦБ Артем Сычев. Тема также обсуждалась 27 ноября на форуме AntiFraud Russia 2014. «Банки не должны проводить оперативно-разыскную деятельность, поэтому на первом этапе будет достаточно наладить мониторинг, взаимодействие и координацию между участниками рынка»,— отметил начальник управления ГУБЗИ ЦБ Дмитрий Фролов.

По словам гендиректора Group-IB Ильи Сачкова, знакомого с идеей регулятора, управление будет аккумулировать информацию о киберпреступлениях от всех российских финансовых организаций, оповещать об угрозах участников рынка и передавать информацию в управление «К» МВД для проведения расследований. Еще одной задачей центра будет разработка рекомендаций по отражению хакерских атак и попыток мошенничества, говорят источники “Ъ”. Участие банков в работе центра будет добровольным.

В мире уже существует большое количество центров реагирования на компьютерные инциденты (CERT) — как национальных, работающих при поддержке госструктур, так и частных. Как правило, все они работают в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами, поясняет руководитель отдела расследования компьютерных инцидентов «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов. В России работают RU-CERT (создан НИИ развития общественных сетей), GOV-CERT.RU (создан ФСБ) и частный CERT-GIB (принадлежит Group IB).

ЦБ сейчас собирает с банков информацию о кибератаках в режиме отчетности. Ежемесячно предоставлять регулятору сведения о выявленных инцидентах при осуществлении перевода денежных средств, в частности в виде кражи (в том числе несостоявшейся), банки должны с лета 2012 года. По словам господина Фролова, данные свидетельствуют о том, что в первой половине 2014 года банки выявили 193 тыс. несанкционированных списаний с более чем 41 тыс. платежных карт на общую сумму 962 млн руб. Основная часть этой суммы приходится на кражи в интернете и через мобильные устройства. Рост количества подобных инцидентов за полугодие ускорился с 15% до 20%.

Реальный масштаб проблемы еще больше, считают эксперты. По мнению представителя управления «К» Евгения Михалева, цифры ЦБ занижены как минимум в 10–12 раз. А это значит, что речь может идти о миллиардах рублей потерь клиентов российских банков. «Банкиры очень скрытны в этом вопросе,— отметил он в ходе форума.— Подтверждение тому — недавний инцидент, когда банк в течение 22 дней отрицал факт хищения денежных средств и лишь на 23-й обратился в правоохранительные органы». Проблема — в высоких репутационных рисках. «Как минимум в двух случаях большинство банков не станет передавать информацию в ЦБ — если хищение предотвращено в банке и деньги не ушли и если клиент не стал писать заявление о хищении»,— подтвердил один из банкиров.

Будут ли банкиры более откровенны с регулятором в случае запуска новой структуры, судить преждевременно. «Для того чтобы этот центр реагирования был эффективным, нужно выработать четкий механизм получения им информации об инцидентах от банков»,— отмечает консультант по интернет-безопасности Cisco Алексей Лукацкий. Но должна быть и обратная связь, настаивают банкиры. «В случае создания такого центра мы, скорее всего, были бы заинтересованы взаимодействовать при условии, что сможем получать и от него оперативную информацию об инцидентах в других банках, чтобы минимизировать свои риски»,— говорит вице-президент Альфа-банка Вилен Тимирязев.

Он приводит в пример ситуацию, когда банк, столкнувшийся с установкой скиммингового оборудования на своем банкомате, не предупреждает об этом другие банки, и в итоге их клиенты также могут стать жертвой скимминга. «Если бы банки знали об этом своевременно, они бы могли оперативно заблокировать скомпрометированные карты, проинформировать об этом клиентов и тем самым исключить возможные хищения их данных и денег»,— поясняет он.

Подобный механизм есть и сейчас — на уровне платежных систем, но в нем нет третьего звена — правоохранительных органов. «В России такой институт развивается и поддерживается Ассоциацией участников MasterCard, которая также участвует и в деятельности European ATM Security Team и где действуют комитет по безопасности и управлению рисками, форум безопасности и экспертная банкоматная группа»,— поясняет президент Ассоциации участников MasterCard Алексей Малиновский. Теперь с учетом того, что операционные и платежно-клиринговые функции для Visa и MasterCard, на которые приходится 80% карточного рынка, будет осуществлять Национальная система платежных карт при ЦБ, создание центра именно на базе Банка России выглядит наиболее логично. «Возможность отслеживать все операции международных платежных систем могла бы позволить центру в дальнейшем взять на себя и оперативные функции — например, отслеживать операции лиц, ранее уличенных в мошенничестве, и сигнализировать банку, выдающему средства, о том, что эта операция может носить неправомерный характер и приостановлена до выяснения обстоятельств»,— считает банкир из банка топ-5.

Но только создания центра недостаточно, считает эксперт Ассоциации региональных банков «Россия» Тимур Аитов. Сейчас приостановить операцию при одном лишь подозрении, что она может носить мошеннический характер, по закону нельзя, поясняет он, поэтому, чтобы борьба со злоумышленниками была действительно эффективной, необходимо еще и внести поправки в законодательство, но, видимо, это будет уже следующий этап.

Ольга Шестопал, Светлана Дементьева, Елена Черненко, Владислав Новый, Мария Коломыченко
(Коммерсантъ)

Advertology.Ru

01.12.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.04.2024 - 08:42
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация