Репортажи

Виктор Васнецов: крещеная сказка

Виктор Васнецов: крещеная сказка

Виктор Васнецов сумел превратить Евангелие в сказку,  картину - в православную икону, а народу ничего не оставалось, как смести с прилавков репродукции его « Богоматери».

И даже картоны - заготовки для монументальных росписей - тут же забрал  Третьяков, украсивший здание своей  галереи Васнецовским фасадом. Теперь девять из них выставлены здесь, в Лаврушинском переулке, и являют собой точку схода судьбы, удачи и успеха, а в этом, согласитесь, - особый интерес для рекламиста.

Лишь во времена смуты икона могла себе позволить разговаривать «шершавым языком плаката», как это было, например, в 17 веке с горящими иконостасами кремлевских соборов. Попробуйте выполнить бриф в мирное время, угодив Богу, царю и народу. Виктору Васнецову это удалось.

История пестрит почти эзотерическими совпадениями. Вот главному украшателю храма Аполлинарию Прахову снится Богородица. Немного спустя, испугавшийся громадной ответственности и размаха работ и потому отказавшийся расписывать будущий собор Васнецов созерцает свою прекрасную жену с младенцем  и... соглашается. Врубель - гениальный безумец (зайдем на сайт собора, посмотрим, что было бы с интерьером, если бы взяли Врубеля (www.vlsobor.com) - холост. Он влюбляется в супругу начальника, выводит ее черты в лике Богородицы, да так ярко, что его увольняют еще и по этой причине. «Это заказ Бога» - решает Прахов. «Я поставил свечку Богу» - скажет через десять лет добродетельный Васнецов.

Но фамилия Прахов даром не проходит: в фундамент храма закладывается негодный материал, и будучи возведенным почти до купола, здание дает трещину, разорвав сердце главному зодчему («Архитектор Беретти тяжело переживал расследование и скончался впоследствии в психиатрической лечебнице»). Васнецов же оказывается прикованным к монументальной живописи на многие годы, постоянно простужается и не раз падает с лесов. Однако Бог бережет и художника, и 4 квадратных километра его росписей.

Виктор Васнецов: крещеная сказка

Преодолевая невзгоды и трения со строительным Комитетом, Васнецов работает в одной команде с младшим другом и последователем  Михаилом Нестеровым. На месте Нестеровских полотен, уехавших на гастроли из Третьяковки, сейчас и висят, между прочим, Васнецовские картоны.  Горевать, действительно, не о чем. Где, как не здесь промыслить  и продвинуть смысл русскости и православия - в преддверии «смены вех»? Васнецов - хоть и не участник, но поклонник «Союза русского народа», один из учредителей Общества возрождения художественной Руси, в костюмах по его эскизам декламируют стихи Есенин и Клюев...

Виктор Васнецов: крещеная сказка

Русофильскую карту Васнецова трудно бить талантливым русским «итальянцам» - коллегам по Владимирскому собору - Котарбинскому со Сведомскому. Перед самой работой он, конечно, съездил на пару месяцев в Италию. Но Рим для Васнецова - что для Гоголя - все равно - Третий. Дитя большой священнической семьи, с благословения отца обучившийся живописи, все детство проведший в патриархальной деревне Рябово в окружении крестьян, Васнецов черпает вдохновение не из римского атриума, а из славянского омута. Позже он развивает свою русскую идею в Мамонтовском Абрамцеве с его культом народных ремесел и опытами частной оперы.

До работы в храме Святого Владимира художник уже прогремел и «Аленушкой», и «Богатырями». И что же мы видим на картонах? Крещеную сказку-оперу где герои - суровые мужики и бабы,  воспарившие девки да парни. Легко увидеть в Саваофе - Нестора и деда-пахаря, в Богородице - проснувшуюся спящую царевну, в ангелах и херувимах - Сирина и Алконоста. И даже Змий ветхозаветный -  ипостась Горыныча. В этом есть возможность убедиться, поднявшись выше этажом в зал Васнецова, где висят в постоянной экспозиции его «сказки». И зайдя на упомянутый уже сайт Владимирского храма, чтобы дополнить экспозицию картонов портретами Владимира, Ольги... И вот парадокс: в евангельских ликах деревенского люда зарыта если не собака, то кость народописца Караваджо.

Виктор Васнецов: крещеная сказка
Виктор Васнецов: крещеная сказка
Виктор Васнецов: крещеная сказка

Исследователи отмечают, что в конце XIX в. простой народ и клир были привязаны, как это нынче говорят, «к старым форматам» - небольшим иконам в окладах, древним орнаментам. Старый, закопченный ритуальный инвентарь почитали, а картины в храме не понимали и не принимали. И даже то, что к девятнадцатому веку традиция иконописи и храмовой живописи поиздержалась настолько, чтобы дать повод появиться словечку «богомаз», роли не играло. Намоленность и привычка брали свое.

Васнецов иконы знал,  любил и изучал, и потому сумел переломить ситуацию. Сквозь простоватые и открытые крестьянские физиономии, как в Некрасовских поэмах, проступил сновидческий, богоносный лик, относящий к иконописи более ранней и вдохновенной - Дионисия, фаюмского портрета, византийских мозаик. Васнецов позаботился и о народных фонах (будто с книжных миниатюр) и о ковровых орнаментах. Прибавьте к этому его «сказочную» известность, и станет ясно, отчего «владимирские» репродукции - знакомые и чудесные одновременно - раскупались нарасхват. Особенно Богоматерь с младенцем. Лики Нестерова (занявшие 2,5 квадратных километра собора) более аскетичны, рафинированны, остранены.

Виктор Васнецов: крещеная сказка

И еще одна деталь. Ученые в капеллах коллеги «копировали» растекающуюся, монументальную оптику Микеланджело, а у Васнецовских героев левитация другая - их тела отделяются от стены и летят во всевозможных направлениях. Грубоватые, эскизные картоны это особенно «афишно» передают, как буквально отходит от Богороматери к зрителю, в мир младенец Иисус, и затем уже взрослый Христос - от креста. Глаза закрыты: он летит во сне вместе со стаей ангелов, продолжающих размах рук. И так кругом. Особенно любопытен Саваоф: грехопадение Адама и Евы лишило его руки воли, и они повисли в такт падающему голубю - буквально передавая «падение». Будто Саваоф махал руками при полете, аки голубь. Повторюсь: не по стенам, но по храму, поперек стен, вместе со светом и вместо света летают Васнецовские герои. Припоминается Гоголева нечисть, с последним криком петухов застрявшая в окнах злополучной церкви - это инфернальная, чертовская, но та же самая оптика - она потом поставит в столп храмового света и сорвет с обрыва Островскую мещанку Катерину и навеет Чехову «Чайку». Ну и так далее.

Виктор Васнецов: крещеная сказка
Виктор Васнецов: крещеная сказка

"Голубиную" левитацию хорошо передает 14-метровая композиция из толпящихся душ в преддверии Рая. Композиция почти никому не будет видна, так как предназначена для купольного барабана, это практически «движение в себе». «Перпендикулярности» придает масочное и призрачное прописывание дальних и мелких персонажей - так что издалека и снизу толпа видится единым телом.

Виктор Васнецов: крещеная сказка

Дремные лики  и атмосфера полупрозрачной невесомости удивительно напоминают холсты Борисова-Мусатова, декорации Головина и многие другие грезы «мирискусников». Росписям во Владимирском храме был посвящен целый номер «Мира Искусства», но путь к сновидениям у Васнецова неевропейский, несветский и, если так можно выразиться, «неинтеллигентский». Это сделала деревня, семья и «божий заказ». Причем, на несколько лет раньше появления «искусников» на артистической сцене.

Храм посвящен принятию христианства на Руси в 988 в., но не один Владимир, как известно, выбирал веру. Православие, а вместе с ним и церковь, не раз подвергались разного рода философским «верификациям». Незадолго до рождения Васнецова, в 1939 г был отстроен в Москве - после долгих масонских дебатов об идеальной вере и церкви -  храм Христа Спасителя, а Васнецову, и Нестерову, и Врубелю и многим другим пришлось также «продумывать» и образ божий, и заново открывать для себя веру, и даже искать для этой веры «русский народ». Этот православный, зеркалящий языческую сказку, ренессанс, будто затонувший Иванушка в прозрачном пруду, отражен в стихах Николая Клюева:

Гвоздяные ноют раны
Жалят тернии чело
Чу! Развеяло туманы
Серафимское крыло.

К моему ли, горний, древу
Перервать томаленья нить;
Иль нечающую деву
Благовестьем озарить?

Ночь глуха и безотзывна
Ко кресту утрачен след
Где ты, светлая отчизна?
Голубиный Назарет?

Впрочем, и красная Клюевская «новь» была одной крови с Васнецовской сказкой:

Зарезать родную мать
Кормилицу-печь-теплушу
Окровавленным разгадать
Вредовую злую душу

Отречься до петухов
Как Петру, с пугливою клятвой...
Не счесть лучезарных снопов
За красной всемирною жатвой...

К слову, много позже не о Васнецовском ли Назарете будет грезить архитектурный гений Яков Чернихов? Когда режим отрезал ему доступ к конструктивистскому «деланию», полетел из-под его карандаша сказочный ампир во главе с Дворцом Советов, и заскакали по бумажным буреломам, как лесные базилики, избищи на курьих ногах. И это вам не «симулякры»: Яков Чернихов до конца дней оставался православным и самолично на каждую Пасху яйца расписывал.

Вот и сейчас, в очередной раз, в далеко не патриархальной и уже не вполне крестьянской России, опять встает вопрос выбора веры, строительства церкви и поисков народа. И Васнецовские картоны - наивные, распахнутые и сказочные опять играют свою странную, двойственную роль: для одних это рекламная афиша, художнический шифр (988 - «Дал Владимир Веру"), для других - эзотерическая карта Руси. Легко побивающая все фальшивое и крапленое.

Виктор Васнецов: крещеная сказка
Виктор Васнецов: крещеная сказка
Виктор Васнецов: крещеная сказка

Юлия Квасок
Advertology.Ru

19.04.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.04.2024 - 15:51
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация