Репортажи

Живая клетка дизайна

Живая клетка дизайнаНаследие Якова Чернихова никогда не покроется нафталином. Им восхищаются, его изучают и даже воруют. Выставка в Музее Архитектуры 149 работ Якова Георгиевича Чернихова из коллекции его сына Дмитрия Яковлевича – настоящая находка для дизайнера, учитывая печальный факт: 700 из 2000 экспонатов другой коллекции, хранящейся в РГАЛИ, украдена и находится в розыске.

Выставка в Музее Архитектуры 149 работ Якова Георгиевича Чернихова из коллекции его сына Дмитрия Яковлевича – настоящая находка для дизайнера, учитывая печальный факт: 700 из 2000 экспонатов другой коллекции, хранящейся в РГАЛИ, украдена и находится в розыске.

Среди экспонатов – фрагменты из знаменитой (самой прагматичной!) индустриальной серии "Архитектурные фантазии, 101 композиция" (ставшей бестселлером еще при жизни автора), тончайшие объемные цвето-графические орнаменты-трансформеры, таблицы шрифтов – от латиницы  и древнерусского до  арабского и финикийского (в том числе 63 неизданных!), а также фантастический камеральный цикл деревянных ветряных мельниц, скачущих по горам, будто мультфильме Миядзаки. 

Экспозиция способна  вывести из равновесия даже закоренелого компьютерного маньяка: все это динамическое, виртуальное великолепие  отрисовано вручную.

Здесь не только можно пополнить собственный "Черниховский" запас неизвестными оригинальными работами, но и получить редкий по своей мощности концептуальный заряд от апостола дизайна, вобравшего в себя все противоположные "измы" своей эпохи.  Чернихов – безусловно,  не автор, но метод, открытый заново в 80-х Европой, Америкой, Японией. И помогающий нам сегодня.  

Алхимия Чернихова – превращение идеи в рисунок, рисунка – в функцию, функцию – в реальность, реальности – в красоту. Он глубоко верил, что в будущем универсальным способом человеческого общения станет графика. Судите сами, ошибся ли он.

Чернихов начал свою деятельность на излете конструктивизма, был заранее обречен на кличку "утопист" и разделил со многими режимный перевод авангардной архитектуры в "бумажный" и теоретический формат. Однако ему дольше всех удавалось отстаивать реализацию авангардных проектов, а затем лучше всех применить свои архитектурные наработки к плоскостным жанрам – орнаменту, шрифту, рисунку. Возможно, он заработал прозвище "русский Корбюзье", когда активно строил.  А когда в архитектуре возобладал "сталинский ампир" и он занялся живописной архитектурой – дворцовой, исторической, сказочной, Чернихова стали называть "Советским Пиранези".

К периоду активной стройки, помимо серии "Архитектурных фантазий", относится и выставленный в отдельном зале дневник 1935 года. На страницах - лишь названия проектируемых объектов,  и ни слова больше. Зато какой тут разгул для архитектора-дизайнера-рекламиста! В планах Чернихова: газетно-плакатные и фонарные эстампы, электро-рекламы и световые колонки, вывески и щиты,  афишные тумбы и сами афиши, телефонные будки и стоянки такси, аркады к весеннему базару, фронтоны, вазы, водостоки, скамейки, киоски, ограды, павильоны летних садов –  целый город, связанный одной целостной функциональной и эстетической задачей! Может быть, в условиях рынка превращение Москвы в мусорную карзину  -  суровая неизбежность, но кто не мечтает, воспарив на высоту вертолета, удачно встроить рекламное сообщение в городской ландшафт?   Чернихов славился и  замечательным дизайном своих выставок и авторским оформлением книг.

Он был крайне скуп на слова, предпочитая и призывая наглядно показывать, а не рассказывать.  Может быть, поэтому экспозиция буквально бурлит сопроводительными текстами: повторяясь по три раза, они взахлеб объясняют очевидное и скрытое.

Очевидно, что, стремясь придать изображению функциональность, Чернихов явился настоящим предтечей компьютерной графики и оставляя далеко позади плоскостной супрематизм и словесные манифесты Малевича. С помощью циркуля и цветного карандаша он возвел повторяющийся ритм симметричного орнамента в сгусток пульсирующих соотношений, могущих отныне развиваться в любом направлении. Этнические орнаменты он считал осциллограммами культур, и этот осциллографический принцип перенес на шрифты. В классических шрифтах Чернихов обнаружил принцип золотого сечения и, опираясь на метрико-графическую, модульную константу, создал так называемые сетки для множества шрифтов – как исторических, так и национальных, запустив тем самым невидимый маховик будущего креатива и производства.

Говорят, что феномен Чернихова – в последовательном архитектурном взгляде на вещи, включая саму архитектуру. Так,  будучи гениальным педагогом,  он учил вчерашних рабочих и крестьян решать сложные архитектурные задачи с помощью специально разработанного метода  вольной беспредметной  компановки. "Мне удалось доказать, что графической грамотности можно также научиться, как можно человеку вообще стать грамотным", - писал он.  Рисунок было для него синонимом проекта, а тот выглядел без пяти минут реальностью.  Не случайно его символические, исторические  и сказочные циклы, будь то "Дворцы коммунизма", "Пантеон Великой Отечественной Войны", Вавилон или ветряные мельницы  выглядят как сны зодчего.  "Классика, совершив свой путь и создав величайшие памятники искусства, в дальнейшем дала возможность  на базе своих достижений пользоваться ею и "варьировать" в самой пространной форме всеми ее ценностями", - писал он. Чернихов признавался: создавая свои фантазии, он надеялся на то, что " мозг человека никогда не сможет создать абсурда".  Инженерный ум исключал не только лишние слова, но и черновики: Чернихов работал набело.

Но как бы сильно не было развито его функциональное чутье,  от тупой прагматики Чернихов отказаться умел:

"Архитектура становится искусством только тогда, когда ее творения воспринимаются как ценности художественного порядка". "Отвергая голую, аскетическую коробочную архитектуру, не дающую никакого архитектурного насыщения пространства и не удовлетворяющую ни с эстетической стороны, ни со стороны эмоциональных переживаний, я пытался путем созвучия основных масс добиться действительно выразительного архитектурного образа"

Промышленный строитель-экспериментатор, неутомимый учитель рабфаковцев, конкретный  и дотошный геометр, Чернихов до конца жизни праздновал Рождество и Пасху: самолично расписывал яйца и готовил напиток из кагора.

Выставка продлится до 30 октября. Фотографии публикуются с разрешения МУАР.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

16.10.2007

на печать


Комментарии

Ольга
10.04.2008 3:52 | сообщение #1
 

Замечательные работы!
Посмотрите мои.
http://gavro.at.ua/photo/3

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

На кота не хватило: "Аэрофлот" урезал бюджет на PR вдвоеНа кота не хватило: "Аэрофлот" урезал бюджет на PR вдвое
Скандал недели — история толстого кота Виктора, хозяина которого «Аэрофлот» исключил из бонусной программы за нелегальный провоз животного с превышением допустимого веса. В российских соцсетях сюжет упоминается 63 тысячи раз, свидетельствуют данные «Медиалогии». «Аэрофлоту» бороться с негативными последствиями будет трудно — как стало известно The Bell, в 2019 году компания, всегда имевшая один из самых больших на рынке PR-бюджетов, сократила его вдвое.
"Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам..."Азбука вкуса" в новой городской рекламе предлагает нам...
Нам придется искать и находить трюфели, а то мы слишком засиделись за компьютерами.
Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство...Бесконечные переименования стирают у москвичей память места и чувство... (2)
Во вторник власти Москвы решили, что «Шереметьевской», «Рубцовской» и «Стромынки» на карте метро Москвы не будет. А Карачарово, Крюково и еще трем десяткам станций, ставшим частью МЦД, дадут другие названия.
Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

19.11.2019 - 16:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация