Новости

Почему МАП не стал ФАКом

Почему МАП не стал ФАКом

В ОДНОЙ телерекламе про хозяйку, умудрившуюся законсервировать сто банок с "правильным" маслом, звучал веселый лозунг: "Уткины от зависти крякнут!" Только этого ролика москвичам больше не увидеть: он был снят из эфира после жалобы реальной гражданки Уткиной. Ее ребенка с "крякающей" фамилией задразнили в школе, и мама справедливо вопрошала: "Ну почему Уткины? Почему не Ивановы? Не Петровы? Не Сидоровы?" Похоже, всем теперь стоит задуматься, прежде чем вольно использовать слова русского языка.

ГЛАВНЫЙ документ в делах "о чести и достоинстве русского языка" - заключение экспертов-лингвистов, которые компетентно скажут: то, что прозвучало (было написано), - оскорбление, сквернословие, клевета, могут ли эти слова опорочить деловую репутацию. С какими "словесными" проблемами чаще всего сталкиваются москвичи?

Закон с двойным дном
"НАПРИМЕР, часто люди обращаются к экспертам с просьбой помочь понять текст закона, - рассказывает Оксана Грунченко, кандидат филологических наук, сотрудник Института русского языка им. Виноградова. - Казалось бы, это дело юриста. Но и без помощи лингвиста не обойтись. Так, в текстах законов (например, Налогового кодекса РФ) много таких формулировок: "… имеют право делать мужчины, женщины и девушки, не состоящие в браке". Непонятно, к кому относится оборот "не состоящие в браке". То ли к мужчинам, то ли к женщинам и девушкам, то ли только к девушкам, то ли ко всем, вместе взятым. Иногда лингвистическая безграмотность законодателей приводит к судебным тяжбам. К сожалению, никаких специальных постановлений, обязывающих власти проверять свои законы на неоднозначность, у нас нет".
Отдельная проблема - оскорбление. Лингвисты шутят: "Муж, который подал на жену в суд за то, что она назвала его "козлом", и есть… козел". Для бытовой и публичной речи существуют разные нормы. Если прилюдно сказать про депутата или чиновника: "Он - бандит" - это 100%-ное оскорбление. Хотя такими фразами пестрят политические дебаты. На самом деле нецивилизованные высказывания оскорбляют не только тех, к кому они обращены, но и нас - людей, которые вынуждены все это слушать. Кстати, "обзывательства", которые прежде считались очень обидными, сегодня могут оказаться чуть ли не комплиментом. Например, раньше слово "мент" было таким же оскорбительным, как "мусор". Но сейчас противоречием не будет даже выражение "мент-герой".
Российскими законами запрещено сквернословить в общественных местах. Но, к сожалению, осудить человека за это сложно. Не существует ни одного академического словаря мата (есть "Словарь русской заветной идиоматики" Василия Буя, но в строгом смысле он толковым словарем не является), поэтому любое высказывание насчет слова как "скверного" будет только личным мнением. Но общая тенденция такова: сегодня люди младшего поколения относятся к сквернословию более толерантно.


Название без названия
ОТДЕЛЬНАЯ забота экспертов-лингвистов - анализ товарных знаков и названий, который выполняется по просьбам организаций. Например, в Институт русского языка им. Виноградова поступал запрос по поводу аббревиатуры "ГИБДД". Лингвисты пришли к выводу, что для дорожной инспекции имя очень неудачное. Часть слова "гиб" у русских неизбежно ассоциируется с гибелью. Но почему-то инспекция доброго совета не послушалась. И даже хорошим поводом для смены названия - реорганизацией - не воспользовалась: слухи о переименовании ГИБДД в Департамент организации безопасности дорожного движения (ДОБДД) не подтвердились. Зато МАП очень разумно не переименовали, например, в ФАК (Федеральный антимонопольный комитет). Теперь названия этой службы звучит как команда для собаки - ФАС (Федеральная антимонопольная служба).
А с этикетками просто беда. На столичный рынок выходила вода под название "Blue water", то есть "Блу вота". Вы бы захотели попить водички с таким названием? Транскрипция японских слов предлагает двойное прочтение: "суси" и "суши", "Мицубиси" и "Мицубиши". Но об этих вариациях лучше не говорить компании "Доширак". Лозунги (даже те, которые уже вышли "в народ") часто не очень удачные. Например, такая реклама: "Наш мясокомбинат отказался от использования генно-модифицированных продуктов". Вдумайтесь: из этого утверждения следует, что раньше в их колбасе ГМП было хоть отбавляй.

Дарья МАРТЫНКИНА
Фото Олега ДЬЯЧЕНКО

03.12.2004

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan

Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan
Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan. В этой книге многое впервые. Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться не хорошо, но это действительно круто!   О Сюнга С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру. Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими «тонус». Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков. Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии – синтоизме – не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс. Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии – «Кодзики», датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия. Сюнга в дословном переводе означает «весенние картинки». Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу. Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам. Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок. Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока. Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами… Сюнга вполне обоснованно может считаться прародителем таких современных жанров искусства, широко распространившихся по современному миру, как анимэ и манга.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.06.2025 - 09:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация