Про дизайн

Квадрат как философия

Квадрат как философия

Ценность квадрата как графического элемента в системе сигналов и передачи информации неоспорима. Мы нажимаем на квадратные клавиши, чтобы напечатать, сохранить и обменяться информацией. Таблицы, графики и сетки упорядочивают информацию. Квадраты могут и обманывать - они порождают оптические эффекты, искажающие цвет и форму, и создают неправильную перспективу.

 

Сам способ переплетения нитей в ткани идеален для создания узора «клетка». Чаще всего классическая клетка имеет собственное имя: клетка «барберри» - фирменный знак британского модного дома; клетка «таттерсолл» получила название в честь известного лондонского аукциона чистокровных лошадей; узор «ромбы», или по-английски «аргайлл», прославился благодаря семейному клану Кэмпбеллов из шотландского графства Аргайлл.

Квадрат как философия

Узор «ромбы».  Именно носки «виноваты» в том, что узор «ромбы» стал ассоциироваться с игрой в гольф. Американские игроки в гольф 1920-х обожали яркие, высотой до колена носки с ромбовым узором, которые впоследствии и стали называться «гольфы», а узор «ромб» ассоциировался со спортом всю вторую половину XX века.  Модные бренды смело возвращают узор на подиумы, заново открывая прелесть «ромба» и в новых сочетаниях и в «архивных» вариантах.

«Гусиная лапка». В середине XX века модный дом Dior вознес «гусиную лапку» на вершину популярности: клетка стала фирменным узором первого аромата Дома - Miss Dior, выпущенного в 1974 году и совпавшего с набирающей силы тенденцией New Look. Присущий ей парижский шик и элегантность сделали «гусиную лапку» визуальной «визитной карточкой» одежды высокого класса, демонстрируя хороший вкус и высокий стиль. Привлекательная «гусиная лапка» переросла моду и ткани и вышла на новый уровень - переместилась в трехмерный мир дизайна продукта. Одинаковые по форме пересекающиеся фигуры позволяют играть с позитивным и негативным пространством.

Принадлежность и идентификация

Клетка и квадрат, отличающиеся большим многообразием, очень популярны в идентификации формы. Господство квадрата и клетки в геральдической системе не могло не оказать влияние на вид национальных флагов.

Геральдика. Когда рыцари были закованы в латы с головы до ног, в пылу сражения отличить одного из них от другого практически не представлялось возможным. Чтобы решить эту проблему, в обращение ввели гербы. Благодаря гербам геральдика попадает в категорию систем идентификации и может считаться ранней формой брендинга, поскольку использование определенных цветов, форм и символов способствует дифференциации. Герб разбит на секции или «поля» соответственно определенной сетке, у которой может быть несколько конфигураций. «Правило цвета» следит за тем, чтобы рядом располагались только контрастные цвета, что создает максимально возможную разборчивость.

Квадрат как философия 

Мемориальные датирующие таблички. Зная дату возведения здания, можно достаточно уверенно определить исторический и социальный контекст эпохи, метод возведения, используемые материалы и даже изначальное назначение постройки. Квадрат - идеальная рамка для мемориальных табличек.

Квадрат как философия

Темы и настроения

Квадраты и сетки отличаются внутренней рациональностью - это и превращает их в идеальные объекты, способные передать такие понятия, как логика и порядок. Головоломки бросают нам вызов - создать порядок из хаоса. Сделайте сетку более гибкой, и вы получите модульную концепцию. В модульной мебели используется стандартный набор компонентов, которые допускают вариантность сборки и наличие нескольких конфигураций.

Игры и головоломки. В основе значительного количества игр и головоломок лежит квадрат. Гибкая сетка допускает бесконечное количество конфигураций. Первый кроссворд придумал  и опубликовал в New York World журналист Артур Уайн. Модная оригинальная головоломка «судоку», дословно означающая «числа рядом», построена по принципу латинского квадрата. Математическая логика квадрата - идеальная база для составителей головоломок.

Геометрия головоломок настолько привлекательна графически, что проникает не только в графический дизайн, но и в дизайн одежды и мебели. Фирма Pentagram создала для «Сакс Пятая авеню» систему графической идентификации, нарушающую все правила традиционного брендинга. Логотип сложен из неупорядоченных «плиточек», создающих динамичную систему с практически бесконечным набором перестановок.

Квадрат как философия

Ретро. Модификации простой клетки дают прекрасное представление о графических традициях середины XX века. В современных жилых и офисных строениях 1950-х бетонные блоки не декорировали, они были на виду, превращая в декоративный узор простую сетку. Переходя в 1960-е, квадрат приобретает некоторую округлость, его углы сглаживаются. Этот стиль продержался все 1970-е и сдал позиции только с появлением в 1980-х хай-тека - квадраты в графиках и сетках символизировали техничность. Возродившийся в 1980-х интерес к «ска-музыке» ввел в моду черно-белую клетку, используемую и в моде, и в графическом дизайне и символизирующую стиль двухтоновой музыки. 

Авто мотивы. Взмах флага в черно-белую клетку в конце автомобильной гонки символизирует победу. Преимущества подобного дизайна очевидны: черно-белая клетка высоко контрастна, а поэтому ее сигнал - «гонка окончена» - отчетливо виден всем водителям. И нанесенная на транспортное средство, и задействованная в брендинговой марке, эта клетка неизменно в лаконичной форме ассоциируется с автомобильными темами.

Модернизм. Модернизм объединяет несколько групп и направлений в искусстве и архитектуре конца XIX - начала XX века. Орнамент из квадратных блоков на мебели, вывесках и каменной кладке был своего рода подписью одного из ключевых фигур модернизма Чарльза Ренни Макинтоша.

 Квадрат как философия

Кубисты искали пути преодоления двухмерности поверхности бумаги при изображении трехмерных фигур, подчеркивали форму и объем предметов. Мондриан ограничил себя жесткими рамками работы с основными цветами: красным, синим и желтым в сетке черных вертикальных и горизонтальных полос на белом фоне. По его мнению, он доводил кубизм до «логического завершения». Современные художники, архитекторы и дизайнеры отдают дань уважения цвету и композиции классических работ Мондриана, находя им применение в современном дизайне. В стиле Мондриана чаще всего украшаются фасады - он идеально вписывается в современную среду.

Сигналы и информация

Ценность квадрата как графического элемента в системе сигналов и передачи информации неоспорима. Мы нажимаем на квадратные клавиши, чтобы напечатать, сохранить и обменяться информацией. Таблицы, графики и сетки упорядочивают информацию. Квадраты могут и обманывать - они порождают оптические эффекты, искажающие цвет и форму, и создают неправильную перспективу.

Предупреждающие знаки. Для системы общественной идентификации квадрат - почти идеальная форма. Но поверните квадрат на 45 градусов, и он превратится в ромб, а его влияние сразу удвоится. Ромбы являются предписывающими и информационными знаками: желтые - для автомобилистов, зеленые - для велосипедистов, оранжевые - временные знаки, его форма всегда привлекает внимание. Квадраты определенного цветового кодирования лежат в основе системы маркировки опасных химических веществ.

 Квадрат как философия

Пиксели. Пиксели - это компоновочные блоки цифровой информации, «элемент изображения», технически это не квадрат и не точка, а абстрактный образец информации, это своего рода отдельные «плиточки» в цифровой мозаике, но «пиксельный» дизайн не обязательно должен быть жестко привязан к цифровой среде.

 Квадрат как философия

Оптические эффекты. Никто не смог более-менее убедительно объяснить, почему мы видим точки в местах пересечения квадратов в сетке. Сетка правильной квадратной формы неожиданно начинает искажаться и изгибаться при определенном расположении черно-белых квадратиков или диагональных линий. На визуальное восприятие также влияет ориентация предмета: ромб того же размера, что и квадрат, кажется больше, потому что глаз фокусируется на его длинной вертикальной оси. Расположенные рядом друг с другом квадраты могут влиять на наше восприятие цвета и пространства и даже иногда камуфлируют предмет. Своеобразную пиксельную версию камуфляжной окраски использует для раскрашивания польских автобусов и трамваев Джон Морган.

Формы и функции

Квадрат чаще всего образован с помощью сеток, ячеек и плетения. Квадрат - наш первый помощник в организации и упорядочивании. В трехмерном пространстве основой базовой многофункциональности и измерения объема становится куб. Рамы делят пространство на отсеки, сетки приводят в порядок городскую среду - помогают в ориентировании и позволяют максимально использовать пространство. А более наглядного символа инстинктивного стремления человека к общению, чем городская площадь, вам не найти - это общественное место создано специально для политических выступлений и социального взаимодействия.

Мозаика и плитка. Мозаика и плитка эксплуатируют способность квадрата покрывать поверхность. Квадрат - одна из трех фигур, обладающих такой характеристикой, как «мозаичность»,  способность многоугольников со сторонами одинакового размера заполнить поверхность без щелей и наложений. 

Городская планировка и площади. Снимок с воздуха любого современного города наглядно демонстрирует триумф человеческой цивилизации и «победу» над органической формой. Любой гость Манхэттена сразу ощущает преимущества правильной сетки улиц, по крайней мере, до 14 Street. С 1811 года застройка этой части Нью-Йорка велась строго в соответствии с правилом: направление проспектов - север-юг, направление улиц - запад-восток. В принципе, это было самое разумное освоение территории.

30.12.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Капричос. Гойя. Дали

Капричос. Гойя. Дали
Капричос. Гойя. Дали. Капричос. Гойя. Дали. Диалог великих испанцев. Книга посвящена двум сериям «Капричос», созданным Франсиско Гойей и Сальвадором Дали с разрывом почти в два столетия, но тесно связанным между собой. «Капричос» Гойи являются одним из самых известных в мире графических произведений. «Капричос» Дали, созданные как диалог с великим предшественником, также широко известны, но в России публикуются впервые. Впервые в одной книге можно увидеть все восемьдесят офортов Гойи и все восемьдесят офортов Дали. Впервые дан перевод авторских названий листов Дали. В книге сделан новый перевод подписей Гойи к офортам графической серии. Книгу открывают статьи, посвященные истории создания двух «Капричос» и рассказывающие о месте, которое они занимают в творчестве великих мастеров. Офорты сопровождаются комментариями раскрывающими обстоятельства создания или содержание отдельных листов Гойя и Дали. Выход издания приурочен к выставке «Капричос. Гойя и Дали» в ГМИИ им. А.С.Пушкина Изображения серии иллюстраций «Капричос» Сальвадора Дали из собрания Бориса Фридмана, экземпляр № 145 Перевод подписей к офортам: Н.Р. Малиновская, Т.И. Пигарёва Серия офортов «Капричос» – одна из вершин графического творчества Франсиско Гойи. Капричос –жанр, сложившийся в искусстве Западной Европы на рубеже XVI–XVII веков, предполагающий создание в изобразительном искусстве, музыке или поэзии серии капризов или фантазий, объединенных общей темой. Сложный замысел графической серии из 80 офортов требовал от Гойи подписей к работам. В книге сделан новый перевод на русский язык названий Гойи к офортам графической серии. Почти через 180 лет после публикации графической серии Франсиско Гойи, его соотечественник, сюрреалист Сальвадор Дали представил свое прочтение офортов, созданных Гойей. Дали ввёл в изображения Гойи дополнительных персонажей, детали и красочные элементы, комментируя произведения Гойи, вовлекая его героев в свою игру, а иногда вступая в диалог. Дали заменил названия всех изображений, данные Гойей, на собственные комментарии, которые не столько поясняют сюжеты, сколько задают еще одну линию их интерпретации. К загадкам Франсиско Гойи Сальвадор Дали добавил свои собственные. Книга в единственном (последний) экземпляре

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

09.06.2025 - 06:38
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация