Статьи

"Ника" дошла до ручек

"Ника" дошла до ручек

Компания «Ника», один из крупнейших производителей ювелирных часов в России, проводит ребрендинг. Компания потратит миллионы долларов, чтобы превратиться в аксессуарный бренд - как знаменитые дома Chanel, Montblanc, S. T. Dupont. У россиянок со средним доходом «Ника» уже очень популярна, теперь компании нужны богатые мужчины.

Теперь у нас на логотипе будет вместо дамы бабочка«, - шутит гендиректор и один из учредителей «Ники» - Алексей Богданов. Раньше торговый знак компании украшала стилизованная фигура крылатой богини победы Ники, а теперь - брутальный знак, напоминающий мужской парадный галстук. Это изменение - только самая малая часть ребрендинга, обошедшегося компании в $1 млн, объясняет другой учредитель компании, Георгий Мордехашвили.

Часы не в копеечку

«Ника», созданная после кризиса 1998 г. четырьмя предпринимателями - Богдановым, Мордехашвили, Тенгизом Саникидзе и Еленой Хитриной, до 2010 г. производила только ювелирные часы и с этим ассортиментом в 2009 г. получила оборот в 1,5 млрд руб. В этом году она рассчитывает увеличить его на четверть.

Учредители «Ники» еще в конце 90-х решили, что будут делать «народный продукт» - часы из драгоценных металлов по доступным ценам и при этом в крупных корпусах сдержанного европейского дизайна. «Тогда это была инновация, ведь в народе считалось, что золотые часы должны быть маленькими и круглыми. В народе их так и называли - копеечки», - рассказывает Хитрина. Сейчас часы «Ника» в серебре стоят в рознице в среднем 6000-9000 руб., а золотые - от 15 000 руб.

«Ника» началась с идеи Саникидзе, запустившего до этого в качестве наемного менеджера несколько ювелирных производств, сделать несколько типов новых часов. Он предложил своим друзьям - Мордехашвили и Богданову - создать для этого собственную компанию. Первый до этого был директором по маркетингу «Сбарро», а второй владел собственными инвестиционной и туристической компаниями. В новый проект Богданов привел с собой менеджера по продажам Елену Хитрину, поручив ей общение с клиентами. Партнеры арендовали в столице 270 кв. м в подвальном помещении, купили в Турции подержанное оборудование и выпустили партию часов. После первой ювелирной выставки, на которой «Ника» показала свою продукцию, компания получила в 3-4 раза больше заказов, чем могла выполнить, вспоминает Мордехашвили. Компании повезло: как раз в то время в Москве ликвидировали Первый и Второй часовые заводы, а их оборудование распродавали за бесценок («Ника» приобрела часть из него), так что «Ника» смогла быстро нарастить производственные мощности и удовлетворить спрос. Общие инвестиции в «Нику» до выхода компании на прибыль в 2005 г. составили $2 млн, признает Богданов. Три года назад компания переехала в новое помещение площадью 3000 кв. м, где теперь собирает более 20 000 изделий в месяц.

Золотая ниша

«Мы нашли свободную нишу между ювелирным и часовым рынками. Все известные производители часов, в том числе швейцарские, работают только на часовом рынке и с нами не конкурируют. И в этой нише мы стали лидерами», - утверждает Хитрина.

По собственным оценкам, «Ника» занимает около 15% рынка часов российского производства и около 30% - российских ювелирных часов (точных данных о российском часовом рынке в целом нет). За год в России продается от 500 000 до 600 000 экземпляров ювелирных часов отечественного производства, считает издатель журналов «Часовой бизнес» и «Мои часы» Вячеслав Медведев. Сказать, что «Ника» - явный лидер на этом рынке, сложно из-за отсутствия точной статистики, ведь его основные игроки - непубличные компании, добавляет он. «Нику» по объему производства периодически обгоняли основные конкуренты - часовой завод «Мактайм», владелец советской марки «Заря», и компания «Анлина» (ей принадлежат марки «Чайка» и Platinor). «Ника» опережает всех по числу новинок и скорости обновления коллекций - она развивается по образцу крупных европейских часовых компаний, утверждает гендиректор московского ТД «Эстет» Федор Полуденный.

Зачем стараться

До 2008 г. продажи «Ники» на одних часах росли на 50% в год. Но в 2008 г. рост остановился, признается Богданов. Это был шок, вспоминает Хитрина: продажи в нефтяных регионах резко сошли на нет, в некоторых городах владельцы магазинов жаловались, что к ним за неделю не зашел ни один покупатель. Сохранить продажи на уровне предыдущего года «Нике» тогда удалось только благодаря Москве и другим регионам Центральной России.

Как развиваться дальше? Владельцы компании решили превратить «Нику» из часового в аксессуарный бренд. В этом году компания выпустила первую коллекцию золотых и серебряных ручек (цена на них начинается соответственно от 12 000 и 4000 руб.), готовятся к производству зажимы для галстуков и денег, зажигалки, запонки, оправы для очков, перечисляет Мордехашвили.

Часы еще долго будут обеспечивать компании основную прибыль, но аксессуары - это новая аудитория и новые объемы продаж, объясняет он. Компания рассчитывает, что они позволят «Нике» увеличить оборот на 20-30% и поднять популярность среди мужчин, ведь сейчас основные клиенты компании - дамы среднего достатка. Принцип такой же, как и при производстве часов: делать продукцию для массового покупателя. Конкурентов здесь снова немного, уверен Саникидзе: например, хотя из 1500 московских ювелирных производителей почти все делают запонки и зажимы для галстуков, никто из них не выпускает единой коллекции под одним брендом. К тому же одними часами витрины фирменных магазинов не заполнишь - этот аргумент тоже сыграл в пользу запонок и ручек, рассказывают учредители компании. А фирменную сеть «Ника» развивает с 2009 г. - в Москве у нее уже 10 своих магазинов. Расширять ассортимент магазинов было необходимо, соглашается Полуденный : «Я советовал им начать производство ювелирных украшений, которые хорошо продаются с часами, но они приняли другое решение». «На ювелирном рынке слишком высокая конкуренция», - объясняет Богданов.

Скелетоны помогут

Сейчас рост на ювелирном рынке возобновился, но пока он далек от докризисных темпов, признает Богданов. «Ника» решила обогнать общую динамику, выйдя в сегмент luxury - он восстанавливается быстрее прочих. Компания выпустила коллекцию золотых механических часов-скелетонов под названием «Собрание» - по цене от 500 000 руб. за экземпляр (ювелир вручную вырезает «лишние» детали корпуса, в результате механизм оказывается на виду). «Заказов на них уже больше, чем мы можем выполнить», - гордится Мордехашвили. Аналоги зарубежных марок стоят от 40 000 швейцарских франков и при этом они «скелетированы» с помощью машинной обработки, говорит Саникидзе. Воодушевленная спросом, «Ника» решила в течение года запустить новый часовой бренд в люксовом сегменте, продолжает он. Под новым брендом «Ника» собирается выпускать две коллекции: штучные скелетоны и серийные механические часы (они будут стоить по 200 000-300 000 руб. за экземпляр). А пока компания готовит ресурсы: запуск нового бренда потребует маркетинговых расходов на уровне $1 млн в месяц, чтобы сделать бренд узнаваемым у целевой аудитории по всей России, замечает Богданов.

«В глазах покупателей преимущество в том, что у российских производителей пока еще очень маленькая доплата за бренд, поэтому наша продукция в разы дешевле, чем часы такого же качества от именитых европейских производителей», - говорит Мордехашвили. У российских производителей ювелирных часов доплата за бренд практически нулевая, уточняет Медведев. Поэтому один и тот же покупатель может приобретать дорогие швейцарские часы или скелетоны «Ники» либо часы от «Мактайма» с гравированным механизмом, продолжает он, но делает он это по разным мотивам: покупая хронограф Vacheron Constantin, он тратит деньги на часы престижнейшей марки, а российские часы приобретает как ювелирное украшение.

Гендиректор консалтинговой компании «Контакт-эксперт» Григорий Трусов сомневается в том, что стремление выйти в сегмент премиум - хорошая идея для «Ники». «Российские бренды и luxury-бренды - плохо совместимые понятия», - считает он. Выбирая российское luxury, россияне ощущают легкое смущение, оттого что не хватило денег на «настоящий западный бренд», напоминает он.

Шансы вырастить сильный российский бренд есть, тогда можно будет и повысить доплату за него, возражает Медведев. «Ника» выбрала верную стратегию, уверен он: она уже практически вычерпала свой рынок, теперь необходимо идти дальше. Меняется и российский покупатель. Еще два-три года назад основная масса россиян оценивала ювелирные изделия, в том числе и часы, по весу золота. Но постепенно все большую роль начинает играть бренд и дизайн изделия, и многие производители это замечают. «Лет через пять на рынке будет много сильных отечественных ювелирных брендов», - обещает Медведев.

Елена Виноградова, Ведомости
Advertology.Ru

22.10.2010

на печать


Комментарии

Гость
03.02.2011 19:56 | сообщение #1
 

Восхищен

юрий
09.03.2012 16:41 | сообщение #2
 

Хотелось -бы увидеть все мужские часы выпускаемые вами . Цены от и до?

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Contemporary garden

Contemporary garden
Contemporary garden. В этой книге представлен обзор ста садов, которые отражают широкий спектр стилей и идей, от минималистичных до экстравагантных. Богато иллюстрированные эссе о садах и их авторах расположены в хронологическом порядке и интересны широкой читательской аудитории. Рассказ начинается с садов созданных в начале 1920-х годов и заканчивается творениями современных ландшафтных дизайнеров. 

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.06.2025 - 00:20
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация