Про дизайн

Немного художник, немного мастеровой

Немного художник, немного мастеровой

Так о себе говорит человек, получивший и продолжающий получать множество наград за создание плакатов, разработку логотипов и проектов в области графического дизайна в целом.

Его плакаты привлекают внимание, о них хочется подумать, хочется находить подтекст и в полной мере осознавать идею той или иной работы дизайнера. Его конек, по мнению большинства специалистов, - универсальность и постоянное движение вперед. Действительно, он удивительно талантлив и в работе с рисунками от руки, и в компьютерной графике, а повторением собственных удачных открытий, ходов и приемов он старается не злоупотреблять, стремится искать новые возможности.

Его имя - Шин Мацунага. Посетители российских графических выставок и биеннале могут помнить его по работам "Игра с деталями" и «Добро пожаловать в Японию».           

Жители японских островов часто проходят мимо полок с товарами, дизайн для которых разрабатывал Мацунагa. 

Дизайн для косметической компании ISSIMBOW 'Katachi-koh'", за разработку которого Мацунага получил приз имени Камекура.

Посетители музеев в разных странах наверняка встречали его работы (они представлены в постоянных коллекциях 75 музеев, в том числе Музее современного искусства в Нью-Йорке).

"Гори, Япония?", плакат по теме "Япония" для Японской Ассоциации графических дизайнеров, 2001 год. Находится в Берлинском музее.

Родился Шин Мацунага в 1940 году в Токио. После окончания факультета дизайна Токийского Национального университета изящных искусств в 1964 Мацунага стал работать в рекламном отделе всемирно известной компании Shiseido Co. Ltd. И сразу, разработанную им упаковку масля для загара отметили призом клуба арт-директоров Токио (1969).

В его жизни, как у многих успешных людей, наступил момент, когда он решил рискнуть и вложил все средства в открытие своей фирмы, а силы в совершенствование уровня работ. Эти две характерные для японца черты - самосовершенствование и стремление к самодисциплине - помогли Шину стать настоящим профессионалом своего дела.

Итак, в 1971 дизайнер основал свою компанию Shin Matsunaga Design продолжая при этом работать для Shiseido. Постепенно, среди клиентов появляются известные бренды для которых он разрабатывает фирменный стиль (клиентами SMD стали Mazda, Hankyu), дизайн журналов (Nonon), а также книги, упаковку, календарей.

Дизайн упаковки для сигарет Gitanes blondes.                                                               

Плакат концерта "New music media", 1976

Одним из поводов для гордости является разработка дизайна книги с Конституцией Японии в 1982. Издание оформлено на таком уровне, что во многом благодаря дизайну стало бестселлером.

Говоря о дизайне Мацунага и его подходе к работе критики  отмечают удивительное чувство целостности и умение балансировать между рисунком от руки, неоднозначными по форме набросками, плавными линиями и использованием компьютерной графики, четких, холодных, геометрических фигур. Об одновременной способности дизайнера рисовать от руки и с применением компьютера обычно говорят, выделяя в первом случае работы «Аэроплан», «Лицо девушки», «Мужчина с усами» и плакат для японского музея песка - во втором.

Плакат для музея песка, 1991

С каждой новой, талантливо сделанной работой, и - часто - новой наградой соответственно, все более известным становилось имя Шина в кругу японских дизайнеров. В 1973 это была награда клуба арт-директоров Токио за разработку дизайна календаря, а период с 1984-1987г. стал для Мацунага тем удачным временем, когда отмечен дизайн упаковки (призы Ассоциации японского дизайна и приз Майничи в области индустриального дизайна).

Мировая известность к Мацунага пришла во второй половине 70-х, когда у него появилась возможность выставлять свои работы за границей. Изменился и уровень наград: золотые медали Мацунага получил за дизайн плакатов представленных на американо-японской выставке графического дизайна в Нью-Йорке и на Международной биеннале плакатов в Варшаве. Почетный американский приз Clio Award в области дизайна упаковки тоже не обошел Мацунага стороной. Шин стал его счастливым обладателем в 1989 году.

Его работы гармоничны, а внимание к деталям помогает расширить содержание. Шрифт органично дополняет мысль, которую формируют цвет и форма (вспомним хотя бы дизайн Issimbow или посмотрим на плакат "Rights of Humankind" («Права человечества»).

Плакат «Права человечества». Работа вышла в финал на Международном Тайваньском конкурсе плакатного дизайна, 2007 г.

Выставки Шина регулярно и успешно проходят во многих странах: Польше, США, Бельгии, Пуэрто-Рико, Венесуэле, Словении. С 1996 по 1999 в Японии проходила выставка "Graphic Cosmos", к которой была издана книга "Graphic Cosmos - the Work of Shin Matsunaga". В 2004 в Triangle Gallery прошла выставка "Graphic Appetitе", после которой за Мацунага закрепилась слава очень разностороннего дизайнера (на выставке было представлено 40 плакатов, созданных с 1989 по 2003 годы).

Профессор факультета дизайна в Шериданском колледже в Оквилле (Онтарио) Дуглас Уиттон писал в своей статье, посвященной выставке Мацунага в Торонто: «Шин Мацунага никогда не будет повторять предыдущие удачные идеи. Он никогда не выберет легкий путь. Единство в его работах - результат долгого труда». Действительно, Шин с одинаковой продуманностью, вниманием и элегантностью создает плакаты художественных выставок, театральных пьес, дизайн изданий, упаковки сигарет и косметики, социальные плакаты. Неравнодушие к последним объясняется тем, как прошло детство Шина: его семье пришлось переезжать из разбомбленного города и жить на перенаселенной ферме.

Социальные плакаты. Слева - плакат "Peace", 1986, для Японской Ассоциации графических дизайнеров, золотая медаль на 12 международной биеннале плакатов в Варшаве. Справа - «Хиросима обращается», 2007.

Безупречное исполнение работ Мацунага завораживает. А когда зритель начинает их обдумывать, то проникается их интеллектуальным характером, лаконичностью визуального языка, простотой форм и при этом сильными линиями, яркими, живыми цветами. Язек Малец, директор галереи изобразительных искусств Калгари в Канаде считает, что Мацунага своими работами разрушает представление о коммуникации как простой пассивной передаче информации. Это именно обдумывание и поиск смысла, а не только первое впечатление. Благодаря метафорам, ассоциациям, историческим ссылкам, обильной палитре и большому графическому и символическому запасу работы Шина хочется расшифровывать и находить в этой изысканности игры шрифта и формы подтекст, второй смысл, обогащать тем самым собственное восприятие.

Сам Мацунага (в настоящее время - профессор в том же университете, который когда-то заканчивал, член Международного графического союза (АGI), член клуба арт-директоров Токио и обладатель многих других званий), когда рассуждает о мировом дизайне в целом, и японском в частности, говорит, что Япония вообще склонна к символизму, но к символизму духовному, а не только рациональному.

Когда мы думаем о Японии, японской культуре, бизнесе и менталитете, на ум, кроме суши, бонсай, икебаны, оригами и образа страны восходящего солнца, приходит видение японца как человека, умеющего восхищаться мимолетной красотой природы. Мацунага в этом смысле не исключение. Он часто использует образы природы, либо делает работы для заказчиков, чья деятельность связана с решением социальных и экологических проблем. Свой любимый шрифт Helvetica Мацунага назвал «универсальным, чистым, как воздух или вода».

Так называемым штрихом к портрету могла бы стать зарисовка рабочего процесса Шина. Он предпочитает работать одновременно над несколькими проектами, а не погружаться в один. Это помогает ему не зацикливаться и более объективно смотреть на собственные результаты. Шин уважает своих учителей и профессиональных кумиров, но при этом убежден, что лучше черпать вдохновение из повседневной жизни, ведь графический дизайн лежит в основе множества ее проявлений. «Из той дороги, по которой я иду», - говорит Шин.

Марутик Екатерина
Advertology.Ru

12.02.2009

на печать


Комментарии

SekinArt
13.02.2009 9:05 | сообщение #1
 

виртуозная работа с картинками Улыбка

mardan
13.02.2009 12:15 | сообщение #2
 

красивая графика, необычное исполнение, непревычное взгляду, слом стереотипов, но вот плакаты понравились, как заметили авторы статьи - в японской графике присутствует символизм, в том числе и в работах Шина.Мне понравилось, интересно, и действительно есть над чем подумать Улыбка

Написать комментарий

 Проверочный код

Креатив

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Художественная структура книги

Художественная структура книги
Художественная структура книги. В издании "Художественная структура книги" книга рассматривается как художественное произведение, с точки зрения формирующего ее облик искусства. Автор поставил перед собой задачу анализа книги как произведения искусства, как художественного целого. Но всякий анализ предполагает расчленение своего предмета. Чтобы представить себе художественную цельность книги, придется вначале выделить в этой цельности элементы ее структуры — уровни ее художественного воздействия, а затем, соотнося их между собой, понять иерархию уровней, их связи и взаимодействия в едином художественном организме. Слово «книга» в нашем языке многозначно. Мы называем книгами и определенные тексты, и конкретные воплощения этих текстов в материаль­ную форму десятков непохожих одно на другое изданий, целые тиражи таких изданий и отдельные экземпляры. «Книга-текст» обретает полноценное существование в виде «книги-вещи». Чтобы перейти от автора к читателю, текст нуждается в специальном вместилище, приспособленном для его размножения, хранения и использования. Автор дает представление о книге как о едином и цельном художественном произведе­нии, в котором взаимодействуют, сливаются и служат общей цели и текст, и графика, и шрифт, и конструкция. Автор рассматривает книгу, как вещь, конструкцию, технически выполненный из определенных матери­алов целесообразный предмет. Устанавливает, что книга представляет собой специфическую пространственную систему со своими законами и рассказывает о них читателю. Автор — Юрий Яковлевич Герчук, московский искусствовед, художественный критик, историк и теоретик, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Им написано большое количество статей и книг, значительная часть которых посвящена графике и искусству книги. Книга предназначена для студентов учебных заведений, готовящих художников, полиграфистов и графиков, а также всех, интересующихся историей искусств.

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

15.07.2025 - 03:46
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация