Статьи

Искусство "корпоративного дизайна"

Искусство "корпоративного дизайна"

Понятие «корпоративный дизайн» означает эффективный визуальный имидж в контексте предприятий, учреждений или организаций.

Английский термин может ввести в заблуждение, однако истоки целостного восприятия дизайна нужно искать именно в Германии, что становится очевидно, если изучить вопрос внимательнее. Идеал целостного произведения искусства, предложенный Ричардом Вагнером, появился в свое время как детище складывавшейся индустриальной эпохи, а корпоративный дизайн стал его трансформацией в сфере экономики.

Индустриальное произведение искусства и универсальное «лицо компании»Отцом индустриального произведения искусства можно по праву назвать архитектора, художника и наборщика Питера Беренса (Peter Behrens). Являясь одним из основателей немецкого производственного союза (Werkbund) и наделенный широкими полномочиями Эмилем Раутенау (Emil Rathenau), он отвечал за проектирование и художественное оформление предприятия для фирмы AEG с 1907 по 1914 год. Беренс стремился осуществить идею универсального «лица компании», от архитектурного решения промышленных построек, до оформления продукции. AEG долгое время оставалась единичным примером универсального оформления продукции, так как предприятия на ранней стадии индустриального века характеризовались прежде всего произведенной продукцией. Впервые теоретическую базу идея промышленного дизайна получила в 30-х годах ХХ века благодаря художнику и сценографу Гансу Домицлаффу (Hans Domizlaff).

В эпоху анонимного массового производства Домицлафф считал развитие имиджа фирмы первостепенной задачей. Эта цель могла быть достигнута только с помощью узнаваемоего, в том числе визуально, фирменного знака. Призводитель и фирменный знак сливались в одно целое. Из деятельности и личностей, занимающихся этой деятельностью, он создавал образ, лицо компании. Домицлафф, называвший себя «техником фирменных знаков», начал воплощение своих идей с создания брендов сигарет для фирмы Reemtsma.

В 1933 он разработал новый логотип фирмы Siemens и написал первый свод правил о применении графических элементов, включая полиграфию. Мысль о систематизации имиджаПосле II мировой войны, мысль о систематизации художественного оформления совершенствовалась прежде всего в Ульмской высшей школе оформления (Hochschule für Gestaltung in Ulm) и практически случайно была испробована на фирме Braun. Братья Эрвин и Артур Браун (Erwin und Arthur Braun), наследники компании по производству радиотехники, интересовались идеями Ульмской высшей школы, надеясь что с их помощью продукция выделится на фоне конкурентов. После того, как благодаря усилиям Ханса Гугелота (Hans Gugelot) и Херберта Хирхе (Herbert Hirche) оформление продукции фирмы Braun вошло в практику, а затем в течение нескольких десятилетий получило дальнейшее развитие при архитекторе фирмы Дитере Рамсе (Dieter Rams), скоро на повестке дня встали вопросы о графическом имидже, участии в выставках и об архитектуре компании. Braun представляли на международной выставке радиотоваров в 1955 году не только потрясающие современные приборы, но и выставочный стенд, который ориентировался на архитектуру международной строительной выставки в Берлине.

Отвественным за оформление графического имиджа был Вольфганг Шмител (Wolfgang Schmittel). После опубликования своих работ design-concept-realization 1975, process visual 1978 und CD international 1984, он прославился как дальновидный автор стратегического представления о «лице фирмы» Влиятельная фигура в развитии корпоративного дизайна в ГерманииРешающее влияние на развитие корпоративного дизайна в Германии оказал один из основателей Ульмской школы скульптор Отл Айхер (Otl Aicher,1922-1991). Айхер поставил во главу угла прежде всего идею «культуры компании», уровень и форму которой определяют визуальные решения. После внедрения новаторский и строго систематичных работ для Deutsche Lufthansa и Олимпиады в Мюнхене 1972 года, он разработал «лица» таких предприятий среднего бизнесса как FSB, Erco или Bulthaup, применив по его мнению универсальный шрифт Rotis.

Сегодня Айхера не смущает, что фирмы, использующие его разработки, кажутся порой неотличимыми друг от друга: компании отражают стиль своего руководства и манифестируют связи через придуманную Айхером общую культуру. Мастер геометрически сконструированного фирменного знакаК выдающимся личностям в области корпоративного дизайна послевоенного периода несомненно принадлежит Антон Станковски (Anton Stankowki, 1906-1998). В отличие от Айхера, который придерживался взгляда о неприменимости понятия искусства к дизайне, Станковски никогда не скрывал своей приверженности конструктивному искусству. График-рекламист и иконописец по образованию, Станковски был мастером создания фирменного знака-логотипа с использованием геометрических фигур.

При создании логотипов он как правило брал за основу квадрат. Как художник, он всегда был в поисках новых комбинаций геометрических плоскостей и переносил свои художественные наработки на фирменные знаки. Фирмы, использовавшие его логотипы стали ассоциироваться в первую очередь со знаками Станковски, и только во вторую - с их продукцией. Знаки клиентов Станковски: Deutsche Bank, Ярмарки Messe Frankfurt, страховой компании Iduna наилучшим образом отображают абстракцию конструктивизма. Следующий этап развитияВ 80-х годах прошлого столетия корпоративный дизайн в Германии, как и во всем мире, пережил следующую стадию развития.

Глобализация в экономике требовала новых масштабов в коммуникации предприятий. «Лицо» предприятия должно быть эмоциальным и понятным во всем мире. К этому добавились новые технологии, например, настольные издательские системы (Desktop-Publishing), оцифрока типографии и наконец, Интернет. Все эти изменения бросили новый вызов художественному оформлениию имиджа. В конце прошлого столетия кёльнская фирма Qwer, участница конкурса по разработке логотипа Expo 2000 в Ганновере, задумалась над тем, каким должен корпоративный дизайн в век новых СМИ. Вместо статичного и неизменного логотипа Qwer разработала изображение безошибочно узнаваемого «энергетического поля», при этом сам логотип постоянно изменяется.

Получившая широкое признание разработка ознаменовала переворот в Германии: систематика Отл Айхера была поставлена под сомнение, из США и Великобритании пришли новые тенденции и техники, а также новое понятие - брендинг. В настоящее время крупные агентства с несколькими сотнями сотрудников появляются в Германии и приобретают мировую известность. Например, основанное Ериком Шпикерманом (Erik Spiekermann) и партнерами агентство Metadesign занимается управлением сложными процессами корпоративного дизайна во всем мире. Казалось, что тип художника в промышленной сфере исчез бесповоротно и ему на смену пришли новые качества индустриальной идентификации бренда и контроля за ним.

Качество визуальной презентации фирм поднялось сегодня на высокий уровень, в то же время опасности несет и постоянство компании в сохранении однообразия формы, и схожие, малоразличимые образы разных компаний. И все-таки появляются презентации, способные удивлять и поставить системные вопросы. Documenta 12 - один из таких примеров. Vier5, дизайнеры из Франкфурта, обосновавшиеся в Париже, разработали систему, напоминающую небрежные, написанные от руки, записки. Эффект, который был уже до этого применен этим агентством для музея прикладного искусства (Museum für Angewandte Kunst) во Франкфурте. Использованная здесь типография оставляет впечатление закравшейся опечатки, оказалась свежим сюрпризом. Сложность графической системы может быть решена с помощью странного, кажущегося хаотическим образа, конечно если это соответствует индивидуальному образу компании.

Андрей Купетц, Елена Матвиенко, Татьяна Мухаметдинова
goethe.de

21.01.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Перестройка моды

Перестройка моды
Перестройка РјРѕРґС‹. Р В РІР‚в„ў этом издании РјС‹ предлагаем РѕР±Р·РѕСЂ феномена альтернативной РјРѕРґС‹, который РІРѕР·РЅРёРє Р Р† конце XX века Р Р…Р В° фоне распада советской империи. РљРѕРіРґР° богема 1980–1990-С… РіРѕРґРѕРІ пыталась рефлексировать Р Р…Р В° современность через контркультурные наряды, без особых шансов Р Р…Р В° реализацию идей Р Р† РІРёРґРµ одежды, так как легкая промышленность Р С‘ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° страны Р Р† этот период стремительно увядали. Эту историю предлагается рассматривать Р Р† канве взлета Р С‘ падения Р Р…Р Вµ менее сложной истории советской РјРѕРґС‹, декларативно претендовавшей Р РЋР С“ первых лет существования Советского РЎРѕСЋР·Р° Р Р…Р В° то, чтобы стать альтернативой буржуазной РјРѕРґРµ. История, похожая Р С—Р С• романтичному настрою Р Р…Р В° историю конструктивистов 1920–1930-С…, РєРѕРіРґР° Р Р…Р В° модный фронт вместо конструкторов Р С‘ швей были призваны С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРё Р С‘ студенты. РЈР¶Рµ поэтому РјС‹ Р Р…Р Вµ можем обойтись без беглого РѕР±Р·РѕСЂР° истории РѕС‚ «альтернативы» начала XX века Р Т‘Р С• «альтернативы» его конца, между которыми лежали разорительные смертоносные РІРѕР№РЅС‹, каждый раз ввергающие страну Р Р† нищету Р С‘ вынуждая население довольствоваться практически любой одеждой. Нелегкие времена, которые смешались Р РЋР С“ периодами Р Р…РЎРЊР С—Р В°, «советского шика» Р С‘ «застоя», РєРѕРіРґР° линия «социалистического костюма» деградировала, Р В Р’В° советская СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° оказалась Р Р…Р Вµ готова Р С” удовлетворению возросших РЅСѓР¶Рґ населения Р С‘ индивидуализации РІРєСѓСЃР°. Само существование этих проблем Р Р† Р РЋР РЋР РЋР В  Р Р…Р Вµ признавалось Р С‘ Р Р† должной мере Р Р…Р Вµ изучалось, что Р С‘ сыграло Р Р† итоге ключевую роль Р Р† поисках альтернатив Р Р…Р В° любом СѓСЂРѕРІРЅРµ, РѕС‚ носибельных, Р Т‘Р С• самых вычурных художественных форм. Р В РЎв„ў концу Р В РўС’Р В РўС’ века размылось Р С‘ понимание мейнстрима Р Р† РјРѕРґРµ, РЎС“ разных социальных РіСЂСѓРїРї РѕРЅРѕ было СЃРІРѕРµ. Р СњР С•, РіРѕРІРѕСЂСЏ Р С• РјРѕРґРµ, РјС‹ пытаемся рассказать Р С• жителях прежде всего РњРѕСЃРєРІС‹ Р С‘ крупных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ советского пространства. Р В РЎСљР В Р’Вµ укрощенная неофициальная РјРѕРґР°, балансируя Р Р…Р В° грани перформанса Р С‘ дизайнерского шоу, появилась внезапно. Новые модельеры молниеносно отвоевали собственное пространство Р Р…Р В° СЂРѕРє-сцене, Р Р† сквотах Р С‘ Р Р…Р В° официальных подиумах. Р В Р Р‹ началом Перестройки отношение Р С” представителям субкультур постепенно менялось – РѕС‚ откровенно негативного Р С” ироничному Р С‘ заинтересованному. Р СњР С• еще достаточно долго РјРѕРґРЅРёРєРѕРІ Р РЋР С“ РёС… вызывающим дресс-РєРѕРґРѕРј обычные советские граждане воспринимали приблизительно также как инопланетян. Самодеятельность Р Р† области РјРѕРґС‹ активно процветала Р С‘ Р Р† студенческой среде 1980-С…. Из СЂСЏРґРѕРІ студенческой художественной вольницы Р Р† РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј Р С‘ вышли новые, альтернативные дизайнеры. Часть РёР· РЅРёС… ориентировалась Р Р…Р В° С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРІ-авангардистов, Р Р…Р Вµ принимая Р Р† расчет реальную РјРѕРґСѓ. Приключения С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРІ Р Р† рамках РјРѕРґРЅРѕР№ индустрии, Р С–Р Т‘Р Вµ имена советских дизайнеров переплелись Р РЋР С“ известными именами РёР· РјРёСЂРѕРІРѕР№ РјРѕРґРЅРѕР№ индустрии для всех участников этого движения закончились Р С—Р С•‑разному. Каждый выбрал СЃРІРѕР№ путь.

Репортажи

Психологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжитьПсихологическая гибкость: почему без нее бизнесу не выжить
Advertology побывал на выступлении бизнес-психолога Евгении Хижняк на конференции SM Network 2025 и рассказывает, как оставаться успешным в мире постоянных перемен.
Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (4)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.

Форум

на правах рекламы

11.07.2025 - 00:39
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация