По чуть-чуть
Производители спиртного должны пропагандировать сокращение его потребления. Важно, чтобы отказ людей от алкоголя не носил категорического характера. Пусть пьют меньше, но все-таки пью. По данным Всемирной организации здравоохранения, среднедушевое потребление чистого, или абсолютного, алкоголя в России составляет 15 л в год.
Это почти вдвое больше, чем предписано той же организацией в качестве безопасной для здоровья нормы - 8 л абсолютного алкоголя на человека в год. Жутковато, правда? А ведь еще три года назад этот показатель в нашей стране выглядел куда менее пугающе - 12,1 л.
Генеральный директор одного из крупнейших импортеров премиального алкоголя в России «Бакарди Рус» Роберт Питер Фурнисс-Рое считает, что в столь быстром росте пьянства повинна наша «монолитная алкогольная субкультура». «Обычная водка или пресловутое "советское шампанское" дешевы и повсеместно доступны», - говорит он. Чтобы приучить россиян пить меньше, но более качественные напитки, производителям алкоголя придется взять на себя просветительские функции.
ГЛОБАЛЬНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ
На первый взгляд продавцы алкоголя должны только радоваться все возрастающим объемам потребления спиртного. Но глава российской «дочки» Bacardi категорически не согласен с этим утверждением. «Наш долгосрочный интерес в том, чтобы алкоголь не был принципиально исключен из общества. То есть чтобы отказ человека от спиртного не носил категорического характера. Пусть уж люди лучше снизят объем выпитого с пяти рюмок до трех, чем до нуля», - поясняет он. А еще лучше, если они заменят дешевую выпивку на более дорогую. Впрочем, с экономическим развитием страны это неизбежно.
«Мы уже три десятилетия наблюдаем интересный тренд, характерный для всех стран. С приходом на локальные рынки международных игроков структура потребления спиртного меняется радикальным образом. Изначально основу составляют местные напитки, но со временем начинают доминировать международные бренды, - рассказывает Фурнисс-Рое. - Например, в Испании до вступления в Евросоюз местным напиткам принадлежало порядка 90% рынка. Но за последние 25 лет их доля снизилась до 45%». Причины довольно тривиальны - повышение уровня жизни и качества образования.
«Все это, конечно, не означает, что местные производители исчезнут. Но процесс перераспределения рынков в пользу глобальных брендов необратим. Это можно сравнить с производством автомобилей. Их основная функция - доставить вас из пункта А в пункт Б. Но кто и когда руководствовался в своем выборе именно этим критерием? Все выбирают по марке», - говорит Фурнисс-Рое.
В России смена потребительских предпочтений заметна, например, в нише игристых вин. Все чаще можно наблюдать, как вместо нескольких бутылок какого-нибудь абстрактного «советского шампанского» покупатель берет всего одну, дорогую, зато изготовленную по всем канонам. «Продажи нашего бренда Martini Asti за прошлый год выросли на 50%», - делится глава «Бакарди Рус».
Впрочем, пока продажи Martini Asti остаются скромными. По словам Фурнисс-Рое, в прошлом году в России под этим брендом было продано около 2 млн бутылок. А всего, по оценкам Союза участников алкогольного рынка, в 2007 г. россияне выпили около 270 млн бутылок игристых вин - преимущественно дешевого (100-150 руб. за бутылку) отечественного шампанского. Зато успехи в нашей стране другого бренда «Бакарди Рус» - Martini, кажется, подтверждают справедливость соображений Фурнисс-Рое о грядущем господстве глобальных брендов на локальных рынках. По оценкам Фурнисс-Рое, в прошлом финансовом году наша страна заняла третье место в мире по продажам этого вермута (после Испании и Франции). А в этом году, скорее всего, выйдет на второе место.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Но вернемся к вопросу о пьянстве. Власти США и Евросоюза все сильнее давят на производителей алкоголя. И останавливаться не собираются. В ожидании ужесточения правил игры Bacardi пытается найти компромисс с политиками. Например, с помощью масштабной социальной рекламы. К акции Don't drink and drive был привлечен известнейший пилот «Формулы-1» Михаэль Шумахер. Основной посыл кампании - полное воздержание от выпивки за рулем.
Чтобы популяризовать «ответственное употребление алкоголя», Bacardi даже открыла специальные курсы обучения барменов. Там они получают подробные инструкции, сколько рюмок алкоголя какой крепости допустимо продавать одному человеку. «Так и говорим: после пятой не наливать», - улыбается Фурнисс-Рое.
«Еще мы практикуем создание так называемых уголков водителя в барах, кафе и ресторанах. Например, когда собирается компания и кто-то в ней не пьет - скажем, потому что собрался всех развозить, - мы оплачиваем ему безалкогольные напитки», - продолжает рассказ о социальной политике своей компании Фурнисс-Рое.
На униформе барменов Bacardi обязательно присутствуют надписи «Не пей за рулем!» или «Знай свою меру!». Интересно, произведет ли это впечатление на российских водителей? Ведь даже недавнее ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде, как показывает статистика ГИБДД, пока мало кого вразумило. Но Фурнисс-Рое верит в Россию: «У вас очень интеллигентное отношение к выпивке». Быть может, мы и вправду прислушаемся к призывам Bacardi?
08.04.2008
Комментарии
Написать комментарий