Китайский сборщик ПК скупает российские земли

В октябре прошлого года в Петербург приезжал Терри Гу, глава базовой структуры Foxconn - Hon Hai Precision Industry, для обсуждения с правительством города планов по строительству завода. Тогда же было подписано соглашение о намерениях и сотрудничестве. Власти Петербурга поддержали планы ИТ-производителей: «С началом реализации проекта компании Foxconn мы можем говорить о создании нового кластера петербургской промышленности - отрасли по производству компьютерной и телекоммуникационной техники», - заявила тогда губернатор города Валентина Матвиенко.
Подписание договора между компаниями «Фоксконн рус» и «Логопарк Колпино» состоялось 22 февраля 2008 г. Согласно ему производственный комплекс компании Foxconn будет расположен на территории логистического парка, находящегося в непосредственной близости от Колпино и поселка Шушары. Площадь участка для строительства завода составит 12 га, а площадь застройки - 3,2 га. Совокупные инвестиции компании в покупку земли и строительство составят около $50 млн.
По мнению директора департамента оценки «Балт-Аудит-Эксперта» Бориса Бережного, стоимость земли в этом месте может варьироваться от $600 тыс. до $1 млн. за гектар в зависимости от инженерной подготовленности участка. Дмитрий Кузнецов, главный оценщик этой же компании, добавляет, что в случае, если бы земля покупалась у администрации города, завод имел бы возможность добиться снижения цены на землю за счет социальной ценности и бюджетной эффективности проекта.
Генеральный директор «Фоксконн рус» Андрей Коржаков утверждает, что место, выбранное в качестве площадки для строительства производственного комплекса, является оптимальным с точки зрения логистики и доступа к персоналу. «Расположение на территории логистического парка позволит нам и нашим партнерам выстроить эффективную систему логистических решений и дополнительно „сэкономить" на сроках строительства и требуемых согласований. Близость к Колпино позволит компании предложить достойные условия труда населению города в непосредственной близости от места жительства и стать одним из основных работодателей. Комплекс рассчитан на трудоустройство более 5000 человек», - напомнил он.
Между тем, в третьем квартале 2006 г. численность безработных на учете в Центре занятости населения Колпинского района составила 764 человека, и нет оснований полагать, что их число за полтора года значительно увеличилось. В компании отмечают, что в Петербурге вопрос кадров является одним из самых острых и что на данный момент решения проблемы на городском уровне не существует. «Поэтому решение этого вопроса состоит в создании привлекательного социального пакета и формировании позитивного имиджа компании как работодателя. Компания Foxconn, помимо „обязательного" широкого социального пакета, планирует внедрять систему социальных инициатив, которые позволят компании быть весьма конкурентоспособной на рынке труда», - заявили в Foxconn.
Дополнительно Foxconn рассчитывает на то, что привлекательный соцпакет позволит «вернуть» в Колпино тех людей, которые, проживая в пригороде, в настоящее время работают в Петербурге и вынуждены тратить значительное время на транспорт. Директор по персоналу «Элкотека» Наталия Танчук отметила, что район Колпино - развитая промышленная зона еще с советских времен. «Несколько крупных производств уже разместили там свои производственные мощности, и уровень безработицы там довольно низкий. Для привлечения 5 тыс. сотрудников необходимо не только предлагать конкурентный уровень оплаты труда и социального пакета, но также думать о привлечении и размещении трудовых ресурсов из других регионов или даже стран. Трудовая миграция - это проблема, которую придется решать в первую очередь компаниям, которые ориентированы на интенсивный ручной труд», - считает Танчук.
Этот проект реализуется совместно с компанией Hewlett-Packard. Первоначально на заводе планируется собирать ПК и ноутбуки под брендом HP. «Продукция компании HP является основной для строящегося завода, подтверждением этого является тот факт, что HP будет иметь долю в компании. Однако на последующих этапах могут появляться и другие заказчики», - заявили в Foxconn. Детали вхождения HP в сборочный бизнес и размер его доли находятся пока на стадии обсуждения. В Foxconn отметили, что за все время сотрудничества двух компаний это первый случай, когда HP будет иметь долю в предприятии.
На первом этапе завод в Колпино будет выпускать 20 тыс. ПК и ноутбуков в месяц. В дальнейшем, как сообщили в компании, объемы могут быть существенно увеличены, вплоть до 100 тыс. единиц продукции. Это, по словам пресс-службы «Фоксконн рус», зависит от многих факторов - плана продаж заказчиков, начала выпуска продукции на экспорт, политики государства в отношении пошлин на импортные комплектующие. В случае экспорта продукции она будет поступать в страны СНГ и Европу. У Foxconn уже есть аналогичный завод в Чехии, работающий на европейских потребителей, однако в компании отмечают, что объемы заказов растут, и его мощностей в дальнейшем может не хватить для удовлетворения спроса.
В «Элкотеке» отмечают, что проект сборочного производства в России в принципе может быть перспективен, если продуманы каналы сбыта продукции и обеспечивается приемлемый уровень себестоимости изделий. Ввиду стремительного роста заработных плат персонала всех категорий, невысокую себестоимость продукции гарантировать сложно. «Россия уже давно перестала быть страной с дешевой рабочей силой - здесь более перспективны высокотехнологичные и наукоемкие производства с высокой добавленной стоимостью», - пояснили в «Элкотеке». «Сейчас речь идет о сборке. Каждый последующий этап (производство комплектующих, компонентов и далее) зависит от успешного прохождения предыдущего. Если удается наладить эффективную сборку и бизнес наших заказчиков в России пойдет успешно, то будет рассмотрен вопрос „углубления". Конечно, компания в этом заинтересована и всячески будет к этому стремиться», - заявили в Foxconn.
В дистрибьюторе Merlion отметили, что локальная сборка компьютеров может дать дополнительные преимущества НP в конкурентной борьбе как с другими международными компаниями, так и с российскими сборщиками и брендами. При этом, так как Foxconn планирует расширение списка заказчиков, это конкурентное преимущество HP может оказаться временным и стать началом большой войны Hewlett-Packard и дистрибьюторов. «Если HP сохранит существующую канальную политику, для дистрибьюторов эффект будет скорее позитивный. Например, сократятся сроки поставки оборудования. В том случае, если локальная сборка будет означать активное развитие прямых продаж вендора, многие дистрибьюторы будут вынуждены заместить продукты НР другими брендами и могут стать из партнеров конкурентами», - отметили в Merlion.
28.02.2008
Комментарии
Написать комментарий