Россия задыхается

В этом году Россия даже заняла третье место по количеству выкуриваемых сигарет после Китая и США. В Госдуме не раз поднимался вопрос об ограничении курения россиянами. Какие-то меры действительно были приняты, а именно – изъятие рекламных роликов о табаке с российского телевидения, началась кампания по запрещению курения в общественных местах, кроме специально отведенных для этого территорий, и так далее. Конечно, для того чтобы отучить россиянина от никотина, потребуется много времени. Однако данные Всемирной организации здравоохранения выглядят настолько пугающими, что любое промедление в этом вопросе скоро будет стоить здоровья всей нации. В 2002–2005 годах количество курильщиков в России составило более 60% всего населения. В Великобритании этот показатель равен 28%, в Швейцарии – 24%, во Франции – 30%.
Несмотря на проводимые "местечковые" антитабачные акции в регионах и попытки законодательного ограничения курения, заядлых курильщиков в нашей стране едва ли стало заметно меньше. Причем общие показатели количества курильщиков за последние несколько лет снижаются за счет уменьшения в их числе курящих мужчин. Между тем процент курящих женщин и подростков по-прежнему растет.
Во многом причиной такого явления стала непродуманность антитабачной кампании в России. С 1 января 2007 года вступили в силу новые правила, согласно которым производители и импортеры обязаны указывать на каждой пачке сигарет с фильтром максимальную розничную цену (МРЦ), а также месяц и год производства. Но если раньше торговцы могли взвинчивать цены на табачные изделия по своему усмотрению, то теперь эта цена стала неизменной. То есть неизменно низкой по сравнению с тем, какие цены на сигареты устанавливались производителем и продавцом до начала этого года. Так антитабачные правила обернулись неожиданным подарком для заядлых курильщиков и способствовали тому, что сигареты стали более доступны для тех, кто ранее на них экономил, в том числе для детей и подростков.
Впрочем, дело не только в просчетах уже существующей антиникотиновой политики или лоббизме производителей в России. На Западе законодательство, направленное на ограничение курения, подкрепляется одновременно мощной пропагандой здорового образа жизни и порой очень жесткой, но эффективной антитабачной пропагандой. В Норвегии, например, несколько лет назад в рамках антиникотиновой кампании был разработан специальный вид социальной рекламы. Был снят ролик, в котором в жанре настоящего натурализма было показано, как врачи режут головной мозг человека, скончавшегося от кровоизлияния в мозг. Видеоряд сопровождался закадровым голосом, говорившим, что курильщик рискует умереть от инсульта в 38 лет. Такая кампания, по данным, оглашенным позже норвежскими чиновниками, привела к сокращению числа курильщиков в стране на 7%.
Глава российского Роспотребнадзора весной прошлого года высказал очень здравую мысль о том, что борьба с курением должна стать отдельным национальным проектом. Одной из основных причин того, почему этого до сих пор не произошло, является отсутствие идеологического посыла в общество и наличие мощного табачного лобби. Пока законодатели, одной рукой запрещая курение, другой всячески потворствуют развитию табачной индустрии. Возможно, депутаты напуганы тем, что более активные шаги в антитабачной кампании лишат их значительной части голосов российских курильщиков, а может, боятся лишиться спонсорских денег производителей табака. Так это или нет, если количество курящих в России людей резко не пойдет вниз, через несколько лет в нашей стране уже просто некому будет голосовать за депутатов.
rbcdaily.ru
20.09.2007
Комментарии
Написать комментарий