Репортажи

17 ММФР. К черту брендинг, если нечего продавать!

Пока мы с благоговением препарируем потребительское бессознательное и блуждаем по закоулкам его души, Брайан Кин, креативный директор питерского филиала "Огилви", в цокольном, 2 зале "Октября", за какой-то час аккуратно похоронил российский брендинг.

13 лет обрусения пошли американцу на пользу: на его блестящий язык налипло столько идиомов, словечек, и анекдотов, и употребляется все это настолько "в кассу", что хватит на сотню увлекательных страниц серии "Приключения иностранца в России".

Здесь и название агентства "Охилви – для жителей города Краснодар, чтобы никого не обидеть". И история в навороченном заведении с поганеньким кофе за 6 долларов "на вынос" в мятом стаканчике, найденном где-то внизу, "среди грязных носков", без крышечки ("Вот сука, подумал я. Я правильно сказал "сука"? Сделала бы мне массаж ног, что ли, за эти 6 долларов!"). И пьяный дядя Ваня, угодивший в колбасный фарш в компании котов и крыс. И прорвавшийся от продуктовой тяжести положенный по какому-то идиотскому лимиту сдвоенный пакетик из известного сетевого супермаркета ("я оставил все на столе, но они уже пробили чек на компьютере, как же я был рад!") И неуловимая книга жалоб ("она, наверное, тоже где-то внизу, вместе со стаканчиком, тусуется"). И мокрое картофельное пюре вместо чипсов в ярком пакетике…

Броские слоганы и многочисленные промоакции с участием "Димы Билайна, я правильно произнес?", сулящие покупателю дешевую халяву, действуют на Кина удручающе, так что о качестве и приемах креатива его спрашивать бесполезно. Все, чему учат сегодня западные учебники – развитию риторики рекламы на затоваренном рынке – не для России. По объему "дурева" на душу потребителя Россия  перегоняет, а по качеству товара не догоняет Запад. Почему? Ведь все так хорошо начиналось!

Исследуя и переживая историю развития русского бизнеса, Кин придумал новое слово: де-брендинг. По-русски – умирание, или, точнее, убийство бренда коллективными силами бизнеса. Кривая времени выглядит так:

1992 – отпуск цен, продажа всего и вся, торжество импорта.
1998 – появление отечественных торговых марок, по мнению Кина, еще знаков, а не брендов.
2001 – начало эпохи "слияний и поглощений", усвоения опыта крупных иностранных компаний.
2003 – 4 – бюрократизация  маркетинга и общее падение качества продукта.

С причинами все просто: клиент увеличивает маржу, налегая на рекламу и экономя на качестве. В результате нарушается сама суть бренда – обещание. Замечательный пример – "Бочкарев", в продвижении которого Кин сам активно участвовал. 10 бутылок "правильного" для завзятого пивняка – норма, после которой голова утром не болит. И вот однажды Брайан почувствовал эту боль в голове, что в переводе на язык производства означает – сахар вместо солода. К тому времени "Бочкарев" сменил лозунг на длинный фрейдистский импульс: "Лучше бутылка в руке, чем девица вдалеке", и занял почетное место среди бульонных кубиков и жвачки.

Словом, ре-брендинг, разгул BTL и рекламный "вал" для России в большинстве случаев -  показатель несостоятельности, и даже обреченности бренда. "Какой слоган у Кока-Колы? Я не помню. И не помню случая, чтобы качество напитка ухудшилось. Так же, как не помню и ребрендинга Мадоналдса. Ему этим заниматься незачем".

Другая причина ди-брендинга – в безответственности производственного персонала и недостаточной открытости взаимоотношений внутри предприятия-производителя. "Каждый – от директора до уборщицы – должен гордиться брендом, на который работает, и понимать, что именно этот бизнес обеспечит его семью на долгие годы. А пока считается, что лучше украсть у родной фирмы 500 долларов, чем оплатить ребенку учебу в колледже".  Чувство стабильности несколько отличается от страха потерять работу или снизить продажи. А русские начальники предпочитают "трясти кадрами", выколачивая из фирмы прибыль любой ценой. В принятой в России авторитарной системе руководства "тиран-пофигист", есть, все же, среднее звено, вхожее в кабинет. На него и надежда.

"Есть ли в России достойные компании?" - "Есть,- отвечает Кин. - Директора таких фирм удивительно спокойны и невозмутимы. И, главное, они не снобы. Даже обладая звездным статусом, такие люди всегда готовы учиться у коллег и подчиненных. А значит, их продавщицы и официантки  обязательно запишут в блокнот все советы и жалобы покупателя.

У рекламиста, разумеется, свои бизнес-планы и страхи. Поэтому он легко и быстро потакает желанию клиента угнаться за сильным конкурентом, замутить дорогостоящую кампанию и "обработать" телезрителя очередным 30- секундным шедевром. "Вам рестайлинг? – Хорошо, я пишу -  ролик". Интересное наблюдение Кина: не исчерпав ресурсов повышения качества, российские маркетологи и рекламисты бросились сегментировать рынок и загнали продвижение в тупик. Пример – то же пиво: сегменты забиты, а пить нечего… Из ста брендов в портфеле иной фирмы реально работают от силы пять. Так убейте 95 трутней! Досужие разговоры о привычке народа к упаковке Кина не волнуют: теперь он пьет мюнхенское и твердо уверен: ничто так не привязывает к себе, как качество. И привязывает не сегменты, а самые широкие массы людей.

"Может ли рекламное агентство работать не за гонорар, а за проценты от эффективности?" – был вопрос Кину. – "Может, если вы уверены, что вас не подведет логистика или еще что-нибудь на местах. В России такой уверенности нет ни у кого". "А есть ли среди русских агентств хорошие? – "Люди есть, но команду собрать очень сложно. Это связано, в частности, и с западным опытом: он усваивается "без учета местности", а значит, без понимания картины бизнеса в целом".

И последнее звено в порочной цепи де-брендинга – потребитель, неизменно и покорно покупающий всякую дрянь. "Да и сам я, когда опаздываю и нуждаюсь в кофейном толчке, забегаю в эту навороченную кофейню. Даже стаканчик собственный завел, чтобы не смущать продавщицу". За "кофейный толчок" - особое спасибо англоязычному питерцу.

В духе страны, в которой прожил почти четверть века, Кин призывает Русь к топору: Производителям  -  бросить рекламу и, детально изучив реальные потребности, усовершенствовать или довести до ума качество продукта. Агентствам – говорить короче и по существу. Покупателям – не "клевать" на блестящий пакетик: в нем может не оказаться ничего, кроме ненужного промо-приза.

"Моя гостиница находится в трех километрах отсюда, но я встал в 6 часов утра, чтобы отстоять в ваших пробках", - поделился мэтр, войдя в зал. Я хотел говорить о брендах, но сейчас я не хочу о них говорить. И презентаций не люблю. Знал бы, что тут такой большой экран, развесил бы на нем свои детские фотографии". Вообще-то, Брайан не брюзга и не маменькин сынок. В его интонациях очень много любви. Видно, скучно им -  там без нас -  тут.

Юлия Квасок
Advertology.Ru

14.09.2007

на печать


Комментарии

kry
14.09.2007 15:42 | сообщение #1
 

Просто чудесный дядька и интересный семинар.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.04.2024 - 14:34
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация