Статьи

Маркетинг. Краткий курс выживания

Маркетинг. Краткий курс выживанияСостояние белорусского маркетинга лучше всего характеризуют два факта: 1) в системе высшего образования обсуждается урезание сроков обучения этой специальности; 2) с начала 2007г. складские запасы белорусских предприятий выросли на 28,8%.
Маркетологи не нужны, но маркетинг нужен. Ибо других средств для очистки складов не существует - не считая сжигания товаров в паровозных топках, опробованного в США во времена Великой депрессии. Большинство госпредприятий с подачи Совмина уповают на развитие товаропроводящих сетей, хотя это будет означать лишь перенесение складских запасов с площадей производителя на площади продавца.

На многих госпредприятиях в 90-е гг. отдел сбыта просто сменил вывеску на "отдел маркетинга и сбыта", на других сбытовики выделились в самостоятельную службу, конкурирующую с маркетинговой. Госсектор не представляет реальной структуры потребления, не изучает спрос, не ведет активной работы с ассортиментом, ориентируясь на потребителя 80-90-х гг.

Ряд проблем, связанных с отсутствием маркетинговой культуры в госсекторе, проецируется на частные компании, где деятельность маркетинговых служб поставлена на порядок лучше. Однако если в госсекторе маркетологов подпирают сбытовики и директорат, то в частных компаниях - отделы продаж, отделы рекламы и топ-менеджмент, что резко снижает эффективность маркетинговой политики. Здесь кстати будет вспомнить известные слова Элла Райса: "Маркетинг оказался зажатым между высшим руководством и рекламой. Руководство настаивает на том, что маркетинг - это просто здравый смысл (любой человек на высокой позиции разбирается в нем), а реклама настаивает на том, что маркетинг - это не более чем просто реклама".

Распространены конфликты департаментов маркетинга с отделами продаж, не заинтересованными в оценке своей эффективности, а также с финансовыми службами, воспринимающими маркетинг как подразделение, которое больше тратит, чем зарабатывает. Как считает глава белорусской Гильдии маркетологов Анатолий Акантинов, эти конфликты порой возникают потому, что сами маркетологи пока недостаточно активно вскрывают связь между результатами своей работы и финансовыми показателями предприятия. Для контраста: по данным исследования, проведенного Российской ассоциацией маркетинга среди предприятий среднего бизнеса, компании, использующие маркетинг комплексно, имеют удельную выручку в 2,2 раза, а прибыль в 3,9 раза больше, чем не использующие либо частично использующие.

Уровень постановки маркетинга на предприятиях вызывает соответствующую реакцию у квалифицированных кадров: их текучесть высока, и не только в Беларуси. В США в 2004г. директор по маркетингу удерживался на своем посту в среднем 23,6 месяца; среди директоров по маркетингу сотни ведущих компаний лишь 14% имели стаж более трех лет, 50% работали менее года.

В Беларуси на извечную тягу маркетологов к перемене мест наслаивается дефицит управленческих компетенций у кадров с маркетинговым образованием и специфика отечественного рынка труда: лучших еще на студенческой скамье расхватывают крупные компании, остальным трудно найти работу в госсекторе или в малом и среднем бизнесе, где маркетинг развит слабо. Уровень подготовки в вузах страшно далек не то что от идеала, но и от современных стандартов, и тем удивительнее периодические попытки "урезать маркетинг" за ненадобностью.

Планки зарплат в маркетинге довольно высоки: если специалисту без опыта предлагают $300, то сотрудник со стажем получает уже порядка $500 и более, руководитель отдела запрашивает около $1 тыс., а у директора по маркетингу крупной компании вознаграждение может достигать $2-4 тыс. Эпоха "маркетологов на все руки" заканчивается: в спросе четко выражено разделение между креативщиками и аналитиками, управленцами и исполнителями и т.п.

На Западе маркетинговая традиция формировалась десятилетиями, постсоветские страны вынуждены делать это в ускоренном темпе. То, что Беларусь существенно отстала в маркетинге от соседей, не может не обернуться серьезными проблемами на внешнем и внутреннем рынках. Чтобы избежать этого, мало постоянного повышения уровня компетенции профессионального сообщества - необходимо привить элементарную маркетинговую культуру обществу в целом. Ведь, как говорил Филипп Котлер, "маркетинг можно выучить за один день, но чтобы овладеть им, нужна вся жизнь".
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ
belgazeta.by

03.09.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


1000 Стилей ресторанов, баров, кафе

1000 Стилей ресторанов, баров, кафе
1000 Стилей ресторанов, баров, кафе. Книга 1000 Стилей Ресторанов Баров, Кафе - коллекция актуальных, ярких,новаторских идей в области дизайна фирменного стиля. В ней представлены объекты самого разного назначения и уровня: от небольших закусочных до заведений мирового класса, от классики до модерна, от этнических стилей до "фэн-шуй". Красочные иллюстрации издания вдохновят дизайнеров и владельцев ресторанов, баров и кафе на создание неповторимого стиля заведения, который так важен для формирования настроения посетителей.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.06.2025 - 08:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация