Статьи

Камо грядеши?

Камо грядеши?В советские времена существовало расхожее понятие "Нью-Йорк (или Лондон, Париж и т. п.) - город контрастов". Контрастов между колоссальным богатством и бедностью, между фешенебельными районами и нищенскими трущобами.

Применительно к рынку печатных СМИ сегодня так и хочется привести то же сравнение: "Рынок печатных СМИ - рынок контрастов". Контрастов между "богатством" набитых рекламой толстых глянцевых журналов и дешевыми региональными газетами. Контраст между богатейшими издательскими домами, чья капитализация превышает $100-150 млн, и ушедшими один за другим с рынка обанкротившимися независимыми дистрибьюторами прессы.

Ни для кого не секрет, что основную часть бюджетов большинства рыночных печатных СМИ крупных ИД составляют именно доходы от рекламы, а не от реализации тиражей. Только поступления от рекламы превышают не то что валовой доход, но и оборот в розничных ценах всего рынка печатных СМИ. Так, по данным RPRG, рекламные сборы на один номер ряда глянцевых журналов, в частности журнала ELLE, достигали в начале 2006 года $2 млн. Только в один номер! А много ли можно насчитать дистрибьюторских компаний в РФ, имеющих сравнимую прибыль за год?! Да таких можно пересчитать по пальцам! Получается, что только один номер издания приносит доход, равный прибыли лидирующей дистрибьюторской компании за год! Что же тогда говорить о мелких и средних распространителях?

В то же время обывательское мнение об упадке печатной прессы сильно преувеличено. Издательский сегмент активно развивается во всем мире, выходят все новые и новые издания. Россия скоро станет рекордсменом по количеству зарегистрированных изданий внутри страны. По данным Росохранкультуры, на начало 2007 года в РФ были зарегистрированы 71 954 средства массовой информации, из них 59 184 печатных.

Произошел запуск газеты "РБК daily", с 2007 года ИД "Бонниер Бизнес Пресс", издающий ежедневную газету "Деловой Петербург", приступил к запуску во всех городах-миллионниках России ее региональных "клонов". В марте в партнерстве с РИА "Новости" холдинг "Объединенные медиа "Московские новости"" приступил к изданию англоязычной газеты Moscow News. Объем первоначальных инвестиций в проект составил около 130 млн рублей ($5 млн.), вложенных в него сторонами на паритетных началах. В результате ребрендинга газеты "Жизнь" (ОАО "Ньюс Медиа") на рынок вышли два издания: еженедельная газета для семейного чтения "Жизнь за всю неделю" и общефедеральный ежедневный городской таблоид "Твой день". Расходы на рекламную кампанию в поддержку ребрендинга и разделения одного издания на два информационных носителя составили 215 млн рублей ($8 млн), став рекордными за всю новейшую историю российской прессы.

В то же время с такой же активностью уходят с рынка дистрибьюторские компании. Мы видим, что за последние пять лет с рынка исчезли многие распространители. В среде национальных дистрибьюторов не осталось независимых игроков. Крупные издательские дома создали собственных национальных дистрибьюторов: ИД "Бурда" - "Сейлз", "Бауэр-Логос" - ООО "ТДС", у других - мощные отделы в рамках компании. И последствия оказались плачевными, прежде всего для средних и особенно мелких издателей.

Число региональных оптовиков за последние годы сократилось на 50-60% в зависимости от региона. Причем с рынка ушли именно те люди, кто его создавал.

Среди мелкой независимой розницы произошло сокращение как числа распространителей, так и числа точек: в Москве, особенно после постановления правительства о закрытии точек в метро и около метро, произошло сокращение на  40-50% за последние пять лет. Количество точек продаж периодики в России на 1000 человек населения гораздо меньше, чем в странах Европы и Северной Америки. Если в России на одну такую точку приходится 3-5 тыс. человек, то, например, в Польше - 500.

Огромен контраст и в уровне капитализации издательского и  распространительского рынков: в последние годы мы наблюдаем активный процесс слияний, поглощений, продаж в издательском сегменте. Издательские дома оцениваются в $100-150 млн. По данным ФАПМК, в совокупности российский рынок периодической печати (распространение+реклама) в 2006 году превысил 108,8 млрд рублей ($4,06 млрд) и относительно показателей предыдущего года вырос в целом на 13,7%. По сумме инвестиционных сделок рынок периодики в 2006 году перекрыл показатели 2005 года почти на треть. Пришедшие на него крупные игроки инвестировали около 55 млрд рублей ($2,05 млрд). В настоящее время в России действуют свыше десятка диверсифицированных мощных медиахолдингов с реальной общей капитализацией от 13,5 млрд рублей ($0,5 млрд) и более (РБК, "Проф-Медиа", Russian Media Ventures, Independent Media Sanoma Magazines, "HFS-ИнтерМедиаГруп", "Московский комсомолец", ЕСН, "Промсвязькапитал", "Бурда", "Ньюс Медиа", "Газпром-Медиа", "СТС Медиа" и др.).

Самая "громкая" медийная сделка года была связана с издательским домом "Коммерсантъ", который в августе 2006 года приобрел генеральный директор ЗАО "Газпроминвестхолдинг" Алишер Усманов (по неофициальным данным, сумма сделки составила 8,16 млрд рублей ($300 млн)).

Компания "Базовый элемент" в августе того же года приобрела у Russian Media Ventures (RMV) издательский дом "ОВА-Пресс" (журналы HELLO!, "Интерьер+Дизайн" с приложениями и др.), а в октябре - 30% ЗАО "Группа Эксперт". По оценкам участников рынка, сумма первой сделки составила $ 40 млн, второй - в четыре раза меньше.

"Проф-Медиа" за год купил издательский дом "Афиша" ($20 млн), 54% акций поисковой системы Рамблер за $230 млн и три телеканала: "2×2" ($30 млн), "ТВ-3" ($550 млн) и "Рамблер ТВ" ($23 млн).

С начала года медиагруппа Creative Media запустила русские версии журналов "Личный бюджет", "Женские секреты" и Sports Illustrated Swimsuit Edition. Общая стоимость проекта оценивается в 390 млн рублей ($15 млн).

ИД "ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА" в последние несколько месяцев вывел на рынок пять новых изданий - "Первый год", "Кулинарный практикум", "Мой бутик", "Knit&mode" и "Садовый водоем".

Вслед за еженедельником Gloria, появившемся на рынке в 2006 году, ИД Independent Media Sanoma Magazines в сотрудничестве с ИД Mondadori и клубом Prime Concept в марте 2007 года запустил русские версии журналов GRAZIA и Prime Traveller.

Что же происходит в то же время в дистрибуции? Продажи отдельных сетей происходят скорее из-за безысходности, от неверия владельцев в перспективность своего бизнеса, от упавшей практически до нуля рентабельности. Те же, кто скупил частные предприятия, как, например, компания "Базовый элемент" - ОАО "Роспечать", не могут найти покупателя за устраивающую цену.

При этом издатели все больше и больше высказывают претензий к российской системе распространения. Распространителей обвиняют в том, что система распространения в России очень дорога для издателей. По словам г-на Листевника, она самая дорогая в Европе. Мало того, она еще и непрозрачна. Издатель не в состоянии управлять собственными тиражами, и часто он в силу отсутствия информации не понимает и не представляет, куда и как расходятся тиражи, по какой причине появляется то огромная ремиссия номера, то почти весь тираж продается без возврата и т. п. Помимо этого, рынок распространения обвиняют в отсутствии отраслевых стандартов и согласованных правил продаж прессы; недостатке оперативной информации по продажам и общей статистической информации по рынку распространения; низком уровне развития современных технологий, а также рекламных и маркетинговых возможностей продаж газет и журналов.

Да, российская система распространения существенно отстает по уровню своего развития от издательского рынка. Но мы утверждаем, что причина неэффективности системы распространения в нашей стране - в экономике, а именно в "рынке контрастов". Пока богатые становятся богаче, а бедные - беднее, об эффективности можно забыть.

Рисунок
Изменение распределения валового дохода на издательско-распространительском рынке России 2004-2006 гг.

Причины низкой рентабельности сегментов рынка распространения приводились многократно (см, например, статью "Закат дистрибуции" в журнале "Новости СМИ".)

Прежде всего, это низкая стоимость прессы. И объясняется это не только низкой покупательной способностью населения издателей и боязнью издателей потерять тираж при росте цены. Цена на многие издания на рынке часто устанавливается ниже затратной. Цены даже на крупные журналы не соответствуют издательской экономике. И это приводит к тому, что доход дистрибьютора, который живет только от продаж, не соответствует нормальным экономическим реалиям.

Существует мнение среди экспертов рынка, в том числе европейского, что дешевые издания - это те, которые стоят примерно так же, как проезд на метро. Сейчас одна поездка на метро стоит 17 рублей. Давайте посмотрим на российский рынок! Сколько у нас изданий, которые стоят дешевле 17 рублей? Море!

В отсутствие договора комиссии затраты и риски лежат исключительно на распространителе: как по транспортировке тиражей, в том числе и весьма дорогой в регионы, так и по обработке ремиссионного потока, стоимость которой в пять раз дороже обработки прямого.

Мало того, началось массовое, крупномасштабное участие издателей теперь уже во всех сегментах системы распространения. Можно спросить - а что плохого в инвестировании издателей в систему распространения? Во-первых, для издателя распространение - не бизнес, а просто средство для доставки тиража до читателя. Это - его производственный отдел. И он всеми силами стремится максимально сократить затраты на этот сегмент. Поэтому работа с нулевой или даже отрицательной рентабельностью издательской системы распространения – только поощряется. Это убивает рынок. Это снижает рентабельность звеньев системы распространения до уровня, когда не только развиваться - оставаться на плаву тяжело.

Во-вторых, чтобы ни декларировал издатель, для своих изданий всегда в своей системе распространения будут преференции, что разрушает принцип независимости дистрибуции в целом.

Так, в Европе распределение доходов гораздо более эффективное. Качественной и эффективной системы дистрибуции не будет до тех пор, пока не будет более справедливого распределения доходов по примеру западных образцов. Каким же образом может произойти перераспределение доходов на рынке СМИ в России? Пути перераспределения доходов на рынке СМИ могут быть различны.

Путь первый - путь свободного рыночного развития (путь "войны")

Рынок может пойти по пути естественного развития. Примерами здесь могут служить рынки Англии или США (см. книгу Дмитрия Мартынова и Александра Оськина "Рынок СМИ в России и за рубежом"). По этому пути мы уже идем: происходящая концентрация капитала в рознице позволяет "отвоевывать"  кусочек "экономического пирога" у издателей. Пожалуй, почти единственный пример сегодня - это ОАО "Роспечать" компании "Базовый элемент": обладая большой региональной сетью розницы, "Роспечать" добилась от издателей оплаты значительной части издержек и отличных условий по договорам.

На пути "естественно рыночного" развития может быть несколько сценариев.

Сценарий № 1. Создание супермонополиста

Начнется концентрация капитала в рознице, высшей степенью которой может стать слияние ОАО Агентство "Роспечать" с несколькими крупными игроками рынка и образование супермонополиста. Допустим, путем слияний, поглощений, динамичного развития "Роспечать" займет около 75-85% доли сегмента подписки, 60% сегмента розницы, 40-50% сегмента дистрибуции прессы в супермаркетах. В таком случае образовавшийся супермонополист начнет диктовать рынку, издателям свои условия.

Такое крупное объединение через два-три года начнет контролировать около 70% рынка. Оборот компании составит $1,3–1,5 млрд, годовой доход - $140–150 млн.

Издатели будут оплачивать супермонополисту все затраты на логистику, в том числе "последнюю милю" в регионах, все затраты по ремиссионному потоку и т. п. Монополист будет диктовать не только условия и цены, но и разного рода дополнительные выплаты. Кроме покрытия издержек по логистическим затратам, будут введены всевозможные бонусы, маркетинговые и рекламные платежи.

В результате на рынке произойдет значительное сокращение ассортимента печатной продукции за счет "умирания" малых и средних издательств, рентабельность издателей упадет с нынешних 25-30% до 3-5%, то есть до нынешней нормы рентабельности дистрибьюторов. А у супермонополиста будет суперрентабельность!

Сценарий № 2. Олигархический рынок дистрибуции

Однако на сегодня в нашей стране создание единого супермонополиста на рынке маловероятно. Во-первых, на рынке присутствует ряд крупных и средних игроков, которые способны увеличивать или удерживать существенную долю рынка: это динамично развивающиеся "АиФ" ("Промсвязьбанк"), "ДМ-Дистрибьюшн" (ИД "ДМ"), а также ГК "Логос", "Топ-Книга", "МК" и другие.

Во-вторых, большое желание занять существенную долю рынка выказывают иностранные игроки, обладающие огромными инвестиционными возможностями: это в первую очередь Rautakirja (распространительское звено SanomaWSOY Group), а также французская компания Hachette Distribution Services (HDS).

В-третьих, крупные сети ретейла выявили явную тенденцию самостоятельно управлять ассортиментом с целью "выжимания" денег от издателей, тем самым становясь отдельным, самостоятельным игроком на рынке печатных СМИ.

Таким образом, более вероятен сценарий, когда на рынке образуются три-пять крупных  дистрибьюторов, не превышающих по объемам 20-30% рынка каждый.

В этом случае также произойдет перераспределение рентабельности "силовым путем", но в меньшей степени. Доходы издателя упадут в два-три раза, до уровня 10-20% рентабельности, но при этом и доходы распространителей выйдут на нормальный уровень, соответствующий европейскому - в опте 5-8%, в рознице 10-15%, что будет соответствовать международным стандартам.

Степень перераспределения рентабельности будет зависеть от того, насколько сумеют договориться между собой эти три-пять крупных игроков.

Сценарий № 3. Ретейл

Все большее значение в системе распространения периодики занимают продажи в сетях супермаркетов и гипермаркетов. Однако ретейлеры внимательно следят за ситуацией на рынке СМИ и видят, что рекламный доход издателей огромен и равен всему обороту рынка прессы, и успешно "отжимают" доходность в свою пользу. Это вызывает огромное возмущение со стороны издателей. Однако своя правда и у ретейлеров, надо это признать, есть. Основывается она на существенном изменении структуры рынка прессы: журналы все больше наполняются рекламой и все больше становятся похожи на "рекламные щиты". Но "рекламные щиты" - это места на полках супермаркетов. А ретейл вкладывает огромные деньги  в то, чтобы а) создать все больше мест продаж под "рекламные щиты-журналы": развивает сеть супермаркетов по всей стране и б) создать, сконцентрировать поток покупателей к этим местам продаж. Миллиарды долларов инвестируются в создание магазинов, с окупаемостью на многие годы. Но низкие цены на периодику, частенько ниже себестоимости журнала, и, положа руку на сердце, честно скажем - довольно низкие продажи преобладающего большинства журналов, особенно глянца, дают несопоставимо малый доход супермаркетам по сравнению с рекламными доходами издателей. $2 млн только в один номер ЕLLE или Cosmopolitan - никакие доходы от продаж не могут сравниться с этим!

Подобная жесткая война за "кусок пирога" несет много отрицательного.

Во-первых, страдают издания, не имеющие рекламы, а среди них особенно - издания с невысокими тиражами. По сути, им уже нет места на полках супермаркетов. Во-вторых, страдают и живут на грани вымирания оптовики-дистрибьюторы. В результате концентрации розницы в периодике разорились национальные и многие местные, региональные дистрибьюторы. В результате нажима ретейла могут быть расплющены между ретейлом и издателями и вымрут как класс дистрибьюторы в супермаркеты.

Путь второй - переход на агентские отношения ("мирный" путь)

"Мирный" путь - это повсеместное внедрение агентского договора (договора комиссии), суть которого заключается в том, что издатель оплачивает по счетам всю работу по обработке и доставке как прямого, так и обратного потока + комиссионное вознаграждение, обеспечивающее жизнеспособную рентабельность распространителю. Задача экономического здоровья системы распространения решена!

Казалось бы, сделать это проще простого: а) есть опыт всего мира б) у нас основную роль играют западные издатели, которые хорошо знают практику агентских отношений своих стран. Так вперед!

Но нет, не внедряется. За последние годы написаны десятки Соглашений Издатель-Распространитель, кодексы рынка прессы и правила. Причем созданы они в основе своей - распространителями! А издатели, которые так ратуют за конечную цену на обложке и собственное управление продажами, игнорируют их и не собираются внедрять. Странно?! Удивительно?!

Нет, все очень прозаично и обыденно: договор комиссии подразумевает, что товаропроизводитель оплачивает по счетам все затраты на логистику и продвижение товара и берет на себя все коммерческие риски, обеспечивая необходимую рентабельность. Если издатель работает по договору комиссии и распространитель - это его агент, то уважаемый всеми ИД "Семь дней" окажется вынужденным следовать циклам поступления денег от продаж и отказаться от предоплаты, а заодно и получать весь возврат. А все издатели обязаны будут оплачивать распространителям все затраты как по прямому, так и по обратному потоку, а также обеспечивать экономически обоснованную рентабельность.

Но это значит добровольно перераспределить прибыль в пользу распространителя! Ну у кого же поднимется рука добровольно отдать часть своей  кровной прибыли!

Ситуация сегодня

Сегодня рынок развивается по первому пути - пути "войны". Такое развитие крайне невыгодно издателю. Какие же шаги предпринимает сегодня издатель?

Например, второй год он развивает сеть "передвижных киосков" - лотков, которые должен обслуживать распространитель, согласный с правилами, установленными издателем. За два года установлено около 30 "передвижных лотков-киосков". Их обслуживают два-три малых предприятия, близких к руководству проекта и МСП, потому что центральное условие для распространителя - отдать логистику в МСП. Таким образом получилось, что цель проекта - загрузить "административно рожденное" ОАО "МСП"?

Например, произошло очень странное объединение издателя ("МК") и ретейлора - РМГ. Странное, потому что этот издатель вынужден сражаться за "отнимание части пирога" у всех остальных издателей. В результате - коллективный протест группы издателей.

Двухлетняя реализация постановления правительства Москвы, генеральной целью которого было не только увеличить количество розничных точек в городе, но и внедрить "цивилизованные" отношения между издателями и распространителями полусиловыми мерами, привела к формированию киосковой сети несколькими издателями без распространителей вообще. Хотя распространители подписались под всеми требованиями издателей.

Три года назад московские дистрибьюторы, поставляющие прессу в супермаркеты, создали Координационный совет. Были разработаны правила взаимодействия, которые позволяли снизить существенно затраты на дистрибуцию, сделать рынок прозрачным и ясным, позволить издателям управлять тиражами и контролировать цены. Гарантом правил должны были стать издатели. Все было подписано. Однако когда потребовалось защитить рынок, сделать хоть какое-то усилие, то никто из издателей на это не пошел.

В европейских странах с наиболее эффективной, наименее затратной дистрибуцией издатели холют и лелеют и национальных дистрибьюторов, и оптовое звено. В нашей стране те же издатели - сами или в составе малых групп - заняты решением своих частных задач, причем в рознице, а оптовое звено продолжает разрушаться, количество независимых мелких и средних предприятий по распространению - а это основа независимости издателей! - продолжает стремительно сокращаться.

Видимо, мы неизбежно идем по англо-американскому пути, щедро сдобренному всеми особенностями и прикрасами родного российского менталитета!

В качестве заключения

Представленные модели развития российского рынка, безусловно, не охватывают всех реальных возможностей. Мы хотели представить их коллегам по медиарынку с единственной целью - стимулировать творческую дискуссию, выработать отраслевой консенсус - куда двигаться и что делать.

Нам необходимо поставить общественный диагноз - что происходит на рынке, по какой модели мы развиваемся. Нам нужна откровенная, прозрачная дискуссия между издателями и распространителями. И затем на основании сделанного коллегиального анализа можно будет сказать - давайте выберем этот путь развития! Потому что только совместными усилиями можно выбрать какую-то дорогу. Нам не надо выбирать тупиковые варианты, варианты войны или болезненного передела рынка. Нам нужно логичное развитие рынка по оптимальной модели. И в этом смысле мы могли бы взять то лучшее, что есть в зарубежных структурах и применить это к российским реалиям.

Мы за дискуссию, мы за свободный обмен мнениями, и мы надеемся, что именно в споре может родиться истина. Свои предложения и соображения мы изложили в настоящей статье. Повторяем, это исключительно авторский взгляд, и конечно, хотелось бы услышать мнение и позиции всех заинтересованных участников рынка печатных СМИ России.

Дмитрий Мартынов, Александр Оськин
Advertology.Ru

10.08.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Япония: праздник каждый день

Япония: праздник каждый день
Япония: праздник каждый день. Мацури — религиозно-обрядовые фестивали Японии — во многом отличаются от праздничных дат, отмечаемых другими нациями. Одни мацури связаны с календарем сельскохозяйственных работ, другие— с поминанием предков, третьи — с эстетикой смены сезонов, с природными и человеческими циклами жизни. Но каждый из японских праздников поражает красочностью, оригинальностью, единением всех его участников. Мацури — истоки своеобразной культуры Японии, способной поражать даже самых пресыщенных зрителей. Чтобы оценить это, достаточно перелистать страницы данного издания. В представлении большинства россиян японцы — заядлые трудоголики, готовые круглосуточно 365 дней в году трудиться на благо родной фирмы. Этот имидж настойчиво вдалбливали в головы наших соотечественников несколько поколений журналистов и японоведов. Между тем подобные утверждения достаточно далеки от истины. Японцы любят и, что самое главное, умеют развлекаться ничуть не хуже представителей других народов. В книге "Япония: праздник каждый день" рассказывается, как и какие в Стране восходящего солнца отмечают праздники. Праздники можно подразделить на две категории: мацури — религиозные фестивали и нэндзю гёдзи — праздничные даты календаря. Мацури в основном связаны с синтоистскими храмовыми праздниками и проводятся ежегодно в одни и те же дни. Нэндзю гёдзи — более широкая категория ежегодных и сезонных событий, во многом почерпнутая из буддизма и китайской истории. Другими словами, в японском календаре не найти и дня, когда где либо не проходит свой мацури, свой фестиваль, свой карнавал — по несколько десятков событий ежедневно. Праздник идет каждый день. Об одних празднествах бывает известно лишь в местной деревушке, в других принимает участие вся страна. Газеты регулярно печатают информацию о местах их проведения и каким транспортом туда удобнее добираться. Было бы желание, а участники любого мацури с удовольствием встретят приезжих, как своих, японских, так и зарубежных, вовлекут их в хороводы и марширующие колонны, научат основным танцевальным движениям и традиционным выкрикам, щедро напоят сакэ или пивом. Издание богато иллюстрировано и будет интересно всем увлеченным культурой Японии.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

03.07.2025 - 13:14
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация