Статьи

Потянуло на премиум

Потянуло на премиумПродуктовая розница идет навстречу гурманам. Магазинам "у дома" и ординарным супермаркетам на смену приходят суперсторы и универсамы элитных продуктов.
Мода на премиум докатилась до сибирского ретейла. Даже те торговые сети, которые еще недавно с гордостью заявляли, что предпочитают зарабатывать на обороте, а не на марже, сегодня начали активно открывать магазины для покупателей с запросами "выше среднего". К этому побуждает и рост доходов населения, и требования девелоперов, которым неинтересно размещать в своих торговых центрах стандартные универсамы.

Лучше, чем всякие "холидеи"

Раздел форума, посвященного магазинам, самого популярного новосибирского сайта НГС переполнен жалобами пользователей на сетевые новосибирские универсамы. Форумчанам не нравится и "убогий ассортимент", и очереди, и недостаточно приветливые кассиры, и много еще чего. Диву даешься, как быстро сформировалась в Новосибирске столь взыскательная публика. Ведь всего каких-то шесть–семь лет назад лучшим городским супермаркетом считался "Универсам" на улице Ленина, которому (в тогдашнем его состоянии) сегодня даст фору любой крупный сетевой магазин. Тем не менее, факт налицо. Сибирские покупатели (по крайней мере, определенная часть) уже готовы платить больше за разнообразие и свежесть продуктов, комфорт в магазине и наличие дополнительных услуг.

Свежее, больше, вкуснее

В Новосибирске первой попыткой продуктового магазина класса премиум был Grand Diner, открывшийся в 2001 году и просуществовавший несколько лет в одном здании с супермаркетом "Под часами". Элитных (по тем временам) товаров в нем действительно хватало - а вот с покупателями были явные проблемы. Да и персонал зачастую довольно слабо разбирался в экзотическом ассортименте вверенного ему торгового предприятия, отвечая на въедливые вопросы редких посетителей лишь смущенными улыбками. Через несколько лет безуспешных попыток привить местному населению любовь к дорогой экзотической кухне магазин тихо закрылся.

Долгое время знамя передовика "премиальной" торговли в одиночестве нес уже упомянутый "Универсам" на улице Ленина. Отсутствие необходимости регулярно вносить арендную плату (владельцы магазина приобрели его вместе со зданием) позволила этому предприятию идти на немыслимые для более расчетливых коллег эксперименты. Здесь в свое время впервые в городе появились многие продукты, которые лишь позже расползлись по менее респектабельным магазинам. За "Универсамом" пытался поспеть расположенный неподалеку супермаркет "Зебра", но размер площадей явно не давал владельцам развернуться, а обилие праздношатающейся молодежи на площади перед магазином отпугивало часть целевой аудитории.

Попытки предложить клиенту что-то подороже предпринимали операторы и в других регионах. Так, в Томске традиционным лидером "премиального" сегмента была "Лама", которая, существенно отставая от сетей из других городов по масштабам бизнеса, всегда делала ставку на большой выбор собственных свежих продуктов. В Кузбассе эту нишу занимала "Кора", в Барнауле - компания "Мир продуктов".

Логика развития рынка заставляла на определенном этапе уделять больше внимания массовым форматам даже те компании, которым удалось обосноваться в премиум-сегменте изначально. Так, например, "Кора" развивалась сразу в четырех форматах (помимо супермаркета, это были демократичные универсамы "Червонец", а также сеть "Палата", в составе которой сейчас работает два торговых центра cash&carry и гипермаркет). "Лама" в прошлом году совершила серьезный рывок, увеличив оборот на 230%, и сумела достичь внушительного роста прежде всего за счет универсамов сети "Абрикос". Те же участники рынка, которые не смогли или не захотели заниматься массовым сегментом, оказались, по большей части, аутсайдерами. Единственным исключением можно считать "Сибирский гигант" (Новосибирск), которому удалось сохранить твердые позиции в премиум-сегменте, обеспечив серьезный рост выручки (которая в прошлом году превысила 175 млн долларов). Впрочем, и здесь основным двигателем роста стал рассчитанный на массового покупателя гипермаркет "Мегас", который стал первым объектом этого формата в городе, созданным по всем канонам жанра.

Потянуло на свеженькое

В этом году ситуация стала меняться. Премиум-проекты посыпались со стороны ретейлеров один за другим. Так, крупнейший розничный оператор Западной Сибири - новосибирский "Холидей" - открыл в мае первый супермаркет под брендом "Турне". Генеральный директор "Холидея" Алексей Захаров определяет его формат как суперстор и говорит, что компания намерена развивать "Турне" по сетевому принципу. В отличие от стандартных "Холидеев", которым вполне достаточно 1 тыс. кв. м, "Турне" требуется площадь от 2 до 4 тыс. "квадратов". Помимо более широкого ассортимента (включающего разнообразные деликатесы), суперстор будет оснащаться большой фабрикой-кухней, которая позволит предлагать покупателям много готовых блюд и полуфабрикатов. В продвижении нового магазина "Холидей" намерен сделать ставку не столько на прямое стимулирование продаж, сколько на то, чтобы пробудить у потребителей интерес к кулинарным экспериментам, расширить их гастрономический кругозор, отмечает Захаров.

Серьезно заняться премиум-сегментом обещает и "Лама". В середине июня компания переоборудовала сразу два супермаркета под торговлю более дорогим ассортиментом. "Изучив потребность рынка, мы приняли решение занять нишу, до настоящего момента пустующую", - говорит директор по маркетингу ГК "Лама" Наталья Левчугова. Необходимость проведения реконцепции руководство группы объясняет тем, что компания изначально занимала в Томске нишу премиального магазина, однако с развитием рынка явное преимущество в ней было утрачено. В "Ламе" даже говорят, что готовы полностью перевести бренд в "премиальный", переоборудовав те магазины, с которыми это делать не имеет смысла, в универсамы "Абрикос".

Элитный сегмент решился развивать и традиционно демократичный новосибирский "Квартал". Сейчас компания заканчивает оборудование магазина площадью порядка 400 кв. м в наиболее престижной зоне Новосибирска - перекрестке улиц Советской и Ленина. Кроме того, существенно расширить продуктовое направление планируется и в уже работающем магазине напитков "Семь звезд".

Даже компания "Новые торговые системы" (НТС), развивающая по франшизе сеть "Пятерочка" в Новосибирской области и на Алтае, несмотря на довольно жесткие требования формата, сегодня пытается там, где это возможно, расширить ассортимент за счет готовых блюд и высоконаценочных позиций. Компания намерена развивать в "Пятерочках" отделы свежей выпечки из полуфабрикатов, которые сейчас выпускает барнаульский "Алтан" (под маркой "Панини"). Кроме того, купив у прежнего владельца несколько магазинов сети "Мир продуктов" Сергея Шубенко, НТС, по словам одного из владельцев компании Виталия Насоленко, договорилась с ним о том, что часть средств будет инвестирована в расширение производства полуфабрикатов, свежих блюд и кондитерских изделий, которые НТС намерена продавать в "Пятерочках".

Насильно дорог не будешь

Повальное увлечение премиумом не просто дань моде. Рост доходов сибиряков (по крайней мере, какой-то их части) виден, как говорится, невооруженным глазом. Вечерами в центре города бывает трудно найти место в многочисленных кафе и барах, а продавцы дорогих машин рапортуют о стабильном росте продаж.

Генеральный директор торгового холдинга "Сибирский гигант" Андрей Зацепилин отмечает, что стремление побыстрее нарастить обороты привело к тому, что практически все ретейлеры в Новосибирске занялись развитием демократичных форматов с минимумом сервиса и ассортиментом, обеспечивающим прежде всего максимальную отдачу. "В результате ниша продовольственного магазина, рассчитанного на более взыскательного покупателя, оказалась незанятой", - заключает Зацепилин.

Дело, впрочем, не только в этом. Характерно, что свой первый "Турне" "Холидей" открыл не в торговом центре "Фестиваль", где располагает достаточными для этого площадями, а в расположенном на окраине города "Континенте" - не вполне очевидный выбор места для торговли элитными продуктами. Здесь, впрочем, стоит вспомнить, что владелец "Континента" - девелоперская компания "Итера" - выбрала в качестве арендатора для своего третьего ТРЦ не "Холидей", а кемеровскую "Кору". Причиной такой "измены" стало, по мнению участников рынка, то, что "Холидей" перестал (особенно после появления поблизости с "Континентом" "Ленты") быть магнитом для покупателей. Магазины этой сети и так разбросаны по всему городу. И для того чтобы заставить покупателя прийти в ТРЦ, нужно предложить ему нечто более оригинальное. Алексей Захаров не отрицает, что формат суперстор создан его компанией специально для открытия в составе торговых центров.

С ростом конкуренции на рынке и расширением на нем доли федеральных игроков бороться за место под солнцем исключительно за счет цены и удобного расположения местным компаниям будет все сложнее. Очевидно, что на целый ряд позиций цены уже пришедшей в Сибирь "Ленты", Metro или "Ашана" (открытие первых сибирских магазинов которых случится уже в этом году) будут для региональных ретейлеров недосягаемы. И здесь ставка на более качественный сервис, более интересный для локального покупателя ассортимент может сработать.

Впрочем, простого расширения ассортимента деликатесами и охлажденными морепродуктами мало для привлечения состоятельного клиента. Ретейлерам придется потратить немало времени и сил на то, чтобы научить работать в новой нише старый персонал.

Станислав Соколов
Эксперт

03.07.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Папки и конверты: красота и очарование

Папки и конверты: красота и очарование
Папки и конверты: красота и очарование. Книга "Папки и конверты: красота и очарование" представляет Вашему вниманию лучшие образцы дизайнерской мысли. Необычные вырубные штампы для папок, оригинальные идеи для бесклеевого запечатывания конвертов и, конечно, потрясающий дизайн. Наша книга представляет всю необходимую информацию о том, как создать идеальную папку или конверт, которые будут оригинальными, функциональными и запоминающимися.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.06.2025 - 14:54
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация