"Союзплодоимпорт" плохо держит марки
Счетная палата (СП) выявила "многочисленные факты нарушений законодательства (Роспатентом) в части распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности", говорится в отчете аудитора СП Александра Назарова, имеющемся в распоряжении Ъ. В частности, СП не понравилось, что лишь небольшая часть прав зарегистрирована непосредственно на Российскую Федерацию. Так, из действующих на 1 января 2007 года 157 тыс. патентов на изобретения и полезные модели на РФ оформлено всего 225 патентов. А из 197 товарных знаков, проверенных СП, РФ принадлежит только 17. За рубежом непосредственно на РФ вообще не зарегистрировано ни одного патента. В то же время, отмечается в отчете, объем финансирования Роспатента в 2006 году вырос почти в 1,5 раза до 959 млн руб.
Основные же претензии СП к Роспатенту касаются регистрации товарных знаков на алкогольную продукцию. "Роспатент многократно допускал действия, прямо противоречащие интересам РФ, при решении вопросов о регистрации товарных знаков на имя федерального казенного предприятия 'Союзплодоимпорт'", говорится в отчете. Проверяющие указали, что из 40 водочных и продовольственных товарных знаков, принадлежащих ФКП, по крайней мере 23 знака зарегистрированы неправомерно – на имя ФКП, а не на РФ. В результате казенное предприятие получило монопольное право на эти товарные знаки, а следовательно, на получение лицензионных платежей от десяти частных производителей, что "способствовало увеличению себестоимости алкогольной и иной продовольственной продукции".
Кроме того, права ФКП на 14 брэндов были зарегистрированы за рубежом, что, по мнению Счетной палаты, противоречит постановлению правительства "О восстановлении и защите прав РФ на товарные знаки за рубежом" от 6 января 2005 года". Коллегия СП планирует направить обращение по этому поводу в Генпрокуратуру.
В конце 2001 года права на 17 советских брэндов (Stolichnaya, Moskovskaya, Russkaya и др.) были перерегистрированы на РФ в лице Минсельхоза, а позже переданы в доверительное управление ФКП "Союзплодоимпорт". Еще 20 алкогольных и 3 иные торговые марки ФКП зарегистрировало в Роспатенте самостоятельно, в частности марки шампанского "Советское" и "Советское игристое", коньяк "Московский" и портвейн "Кавказ".
Глава Роспатента Борис Симонов утверждает, что ведомство само попросило Счетную палату обратить внимание на торговые марки "Союзплодоимпорта". "Решение о регистрации марок на ФКП принимал предыдущий состав Роспатента, и мы рассчитывали, что аудиторы оценят законность этих решений",– говорит господин Симонов. Сам он не был уверен в правильности регистрации марок на ФКП, а не на Минсельхоз. В то же время, по мнению патентного поверенного Александра Осокина, "ни российское, ни международное законодательство не предусматривают регистрацию товарного знака на государство, товарный знак – это атрибут коммерческой деятельности, который оформляется только на юридическое лицо или частного предпринимателя".
Гендиректор ФКП Владимир Логинов называет выводы СП неверными: "ФКП принадлежит РФ и всего лишь управляет знаками от лица государства, заключая лицензионные договоры с предприятиями-производителями. Прибыль от использования государственных товарных знаков перечисляется в федеральный бюджет".
Однако выводами Счетной палаты могут воспользоваться производители, не желающие платить за использование государственных брэндов, считают юристы. "Это хороший аргумент для компаний, которые сейчас судятся с ФКП,– говорит гендиректор патентно-юридической компании 'Зуйков и партнеры' Сергей Зуйков.– Более того, если Генпрокуратура согласится с выводами аудиторов, она может направить в Роспатент заявление об отмене регистрации 20 знаков на имя ФКП". По информации Ъ, летом прошлого года в министерских кругах уже появлялась идея выставить управление государственными марками на конкурс среди частных компаний.
КоммерсантЪ
10.04.2007
Комментарии
Написать комментарий