Статьи

Съешь меня!.. Скрытая реклама заполонила отечественную литературу

Возможно, я просто не люблю макароны. Но даже если бы и любила - все имеет свои границы. Покупаю новый роман Александры Марининой "Пружина для мышеловки": главный герой Игорь Дорошин, участковый по призванию, питается исключительно макаронами, и этой его страсти посвящена почти страница текста. Что ж, вольному воля. Однако сразу вслед за Марининой новый роман, "Саквояж со светлым будущим", выпустила и Татьяна Устинова. А там... те же макароны, той же фирмы - любимое кушанье героини.
Конкретное название этих мучных изделий корреспондент журнала "Итоги" упомянет только за отдельную плату. И не из вредности, а потому, что свой новый роман выпустил еще и Сергей Лукьяненко. В "Черновике", к счастью, обошлось без макарон. Фантастике все-таки в первую очередь отдают предпочтение мужчины, а они не всегда кулинары. Лукьяненко написал о пиве. Один его герой поучает другого: если писатель-фантаст десять раз упомянет в своей книжке одну конкретную марку пива, то получит премию. Такова рекламная стратегия, более известная под заграничным термином продакт-плейсмент, что на русский язык переводится как "размещение информации о товаре или торговой марке в любом продукте индустрии развлечений с рекламными целями".

Есть ли пиво на Марсе?

"Должен сказать, что мое упоминание пива было скорее шуткой, - признался "Итогам" Сергей Лукьяненко, - и никаких денег я за нее, естественно, не получил. Хотя никогда не осуждал авторов, согласных зарабатывать таким образом. Вы посмотрите, в западных фильмах реально существующие бренды встречаются чуть ли не в каждом кадре. А что касается конкретной пивной марки, то и вправду, она в современной фантастике стала встречаться частенько".

Что неудивительно, ведь выпускающая ее фирма провела целый конкурс на лучший фантастический рассказ о себе, а по его итогам выпустила сборник "Право на пиво". В нем среди прочего есть и чудные строки из застольной песни украинского миротворческого контингента на Марсе: "Пускай погибну в драке, / Пускай падет мой конь, / Я верю - там, на Небе, / Есть пиво..." Название попробуйте подставить сами. Такие проекты - акции скорее разовые и имиджевые. Однако если речь идет о планомерном продакт-плейсменте, то за последние несколько лет он не только прижился на отечественном книжном рынке, но и приносит неплохие дивиденды. Полина Киселева, гендиректор агентства Fabula, единственной на сегодняшний день компании, которая предоставляет столь "нестандартные услуги по продвижению продуктов", оценила литературный продакт-плейсмент в 800-900 тысяч долларов в год. И добавила: "Сегодня продавать данную услугу стало значительно легче. Рынок стабилизировался, и резких скачков я не предвижу".

Продуктовый набор

Строго говоря, скрытая реклама вошла в литературные тексты с момента их появления. Говорят, еще Ханс Кристиан Андерсен живописал Копенгаген не только из любви к своему месту жительства, но и потому, что его очень просили об этом в городской мэрии. Да и чем, кроме рекламы, можно счесть "недремлющий брегет", который, если помните, звал Евгения Онегина к обеду? Подобные примеры можно найти и в советском времени, впрочем, тогда плейсмент был ориентирован социально. А как инструмент коммерции его начали использовать англичане: несколько лет назад писательница Фэй Уэлдон заключила сделку с ювелирным домом Bvlgari, результатом которой стал роман, а совсем недавно технологией заинтересовались мировые гиганты. Так, известно, что Ford заключил контракт с англичанкой Кароль Мэттьюс, автором женских романов для молодой аудитории.

В Россию эту дорожку протоптали дамы-романистки. Однако ожидать, что, замусолив до дыр очередной покетбук, читатели ринутся в автосалоны или ювелирные лавки, проблематично. Так что в отечественных бестселлерах рекламируют по преимуществу продукты питания, парфюмерию, лекарства, журналы. В результате чтение большинства бестселлеров превращается для читателя в своеобразную "угадайку", вот только непонятно, что призвано стать главным "бонусом" в случае победы.

Сторонники видят сразу несколько "очевидных преимуществ" такого вида рекламы. Говорят и об уникальном качестве контакта с потребителем, и о том, что такую рекламу нельзя переключить (как телевизионную) или пролистнуть (как газетную), и даже о том, что, покупая книгу, гражданин "инвестирует" в свою библиотеку и, соответственно, совсем иначе относится к ней как к источнику информации. Самый дешевый и незамысловатый продакт-плейсмент - простое упоминание продукта. Вроде как идет герой по улице, поворачивает голову направо - а в витрине выставлен симпатичный галстук. Но есть и посложнее: бренд может лежать в основе эпизода или всего сюжета (как, скажем, "Филе из Золотого петушка" Дарьи Донцовой), иногда изображение продукта украшает обложку или фигурирует в названии.

Понятно, что само появление продакт-плейсмента в книжках стало возможно только с увеличением тиражей и при достаточной раскрутке издательских проектов, способных гарантировать стабильный выход определенного числа книг в год. Дарья Донцова у потенциальных рекламодателей ходит в фаворитах: она выпускает по двенадцать книжек в год, и тиражи у нее чуть ли не полтора миллиона. Следующие места "рейтинга" Fabula занимают Татьяна Устинова (четыре новинки в год, тираж - миллион), Сергей Лукьяненко (новых книг столько же, тираж - полмиллиона), Александра Маринина (1-2 книги в год, 700-тысячный тираж).

Сколько это приносит денег? По словам одной из известных писательниц, договор, включающий три книжки (два упоминания, один эпизод), гарантирует автору примерно две тысячи долларов. Для писателей-миллионников деньги, надо сказать, небольшие. Но кому когда мешали лишние заработки? Что касается заказчиков, то теоретически им такая реклама может быть выгодна: для того чтобы охватить сходную аудиторию прямой рекламой в прессе, придется потратить сумму в 3-5 раз большую. Однако просчитать эффективность продакт-плейсмента в книжках довольно проблематично: этот вид размещения не отслеживают ни Gallup, ни Comcon, ни ACNielsen, ориентироваться можно лишь на данные о росте продаж, опросы потребителей и фокус-группы. Негусто, особенно для еще не вполне привычной для рекламного рынка технологии. Но это все, как говорится, вопросы технические. А речь, как ни крути, идет о книге, хлебе, так сказать, духовном. Как-то непривычно пускать его на дешевые макароны.

Плейс-контроль

"На самом деле я не имею никакого отношения к продакт-плейсменту, - уверила "Итоги" Татьяна Устинова, - им занимается издательство, которому принадлежат права на все мои книжки, экранное их воплощение или, скажем, редактуру. Со мной никто не договаривается ни о том, чтобы на героине были колготки определенной марки, подчас я даже не знаю, какой в романе будет продакт-плейсмент и будет ли вообще. Ведь иногда об этом становится известно, только когда роман написан. Наверное, в этом случае необходимые марки вписывает мой редактор".

Честно говоря, Татьяна Витальевна нас удивила. Вернее, степень ее откровенности. Выходит, что писатель иногда даже не знает, какие слова окажутся вписанными в его текст? Что это, как не очередной повод для разговора об авторстве и профессии литературных негров? Редактор, вписывающий название марок, редактор, придумывающий название, редактор, сочиняющий целые эпизоды... Насколько сужаются рамки авторской свободы после того, как в договоре поставлена последняя точка?

"Конечно, когда необходимо, чтобы марка участвовала в сюжете, - продолжает Устинова, - этим занимаюсь я сама. И не всегда успешно, как, например, в случае продакт-плейсмента одного глянцевого журнала. Заказчик хотел, чтобы герои знакомились, столкнувшись в палатке за его покупкой. Я отказалась: не могу себе представить, чтобы нормальный мужчина покупал женские журналы. Тогда мне предложили написать, что героиня покупает издание, чтобы пользоваться вложенными в нем пробниками. Но мой персонаж была девушка обеспеченная и на такую "халяву" никогда бы не клюнула. И роман вышел без всякого продакт-плейсмента". Естественно, нельзя обойти и обратные ограничения: как написать современный роман, если договор вырабатывает у автора походку сродни канатоходской? Тем более что героиням положено влюбляться в миллионеров и получать в подарок бриллианты. Такие случаи каждый раз оговариваются отдельно.

В конце концов, автор - сам себе барин. А вот читателя жаль. Потому как противники продакт-плейсмента справедливо указывают, что все его преимущества - не что иное, как недопустимое насилие над личностью. Мол, господа рекламисты настолько циничны, что видят в читателе не человека, а тупоголовое жвачное животное, готовое употребить все, что ему "впарят". А господа издатели, пользуясь тем, что однажды купили автора со всеми потрохами, совсем потеряли совесть в желании заработать. Не говоря уже о том, что само существование продакт-плейсмента противоречит действующему в стране законодательству.

"Действительно, существует Статья 10 Закона о рекламе, - пояснила "Итогам" Полина Киселева, - запрещающая производить и распространять рекламу, которая "оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами". Кроме того, понятие продакт-плейсмент никак не описано и не формализовано в российском законе о рекламе, официально продакт-плейсмент не существует, а запретить то, что не существует, невозможно". Наверное, все так. Но, как ни забавно, в самом скором времени мы действительно можем ожидать судов, только, если можно так сказать, обратных, возникших по принципу бумеранга.

"Ко мне довольно часто обращались с предложениями продакт-плейсмента, - призналась "Итогам" Полина Дашкова, - но я никогда их не принимала. Я - писатель, а не бизнесмен, и не продаю свое имя. Хотя обвинения в этом слышу постоянно. И это меня очень расстраивает. На Западе они наверняка стали бы причиной судебных разбирательств, может, когда-нибудь и у наших писателей, не принимающих продакт-плейсмент, чаша терпения переполнится".

Впрочем, признаюсь, что лично у меня продакт-плейсмент в книжках никакого раздражения не вызывает. На самом деле, что бы ни утверждали маркетологи, его можно и пролистнуть. Что меня смущает, так это конвейерное производство такого рода рекламы. Рынок нашей массовой литературы и так достаточно однообразен, преимущественно дамские романы и детективы, мало различимые и по стилю, и по ироническому тону. Если продакт-плейсмент продолжит свою активность, эти книжки совсем потеряют индивидуальные черты, да и как иначе, если их герои будут жить в одинаковых интерьерах, выбирать одну и ту же одежду и продукты? А ведь скрытая реклама в книжках ни в какое сравнение не идет с продакт-плейсментом в кино и на телевидении, который оценивается сегодня в 6 миллионов долларов в год (один "Ночной дозор", по слухам, собрал от рекламодателей 600 тысяч долларов). К тому же в последнее время все чаще говорят и о продакт-плейсменте музыкальном. Это, правда, пока западные реалии. Но якобы группа "Сплин", написав хит "Орбит без сахара", уже обращалась к производителям за заслуженным вознаграждением, хотя и безрезультатно. Вот и получается, что еще совсем немного, и на всем бескрайнем рынке массовой культуры останется один-единственный, причем абсолютно предсказуемый персонаж. Настоящий герой нашего времени.
Юнна Чупринина
"Итоги"

22.11.2005

на печать


Комментарии

Velta
12.12.2005 16:28 | сообщение #2
 

http://www.livejournal.com/users/velta_1/1629.html

Прошу прощения, потерялась последняя буква сылки.

Речь идет о преступной рекламе лекарственных препаратов в детективах.

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Энергия шрифтов 2

Энергия шрифтов 2
Энергия шрифтов 2. Книга "Энергия шрифтов 2" предлагает читателю более 1600 различных шрифтов, созданных в самых известных на сегодняшний день дизайн-студиях всего мира для дизайнеров, режиссёров, арт-директоров и типографов, и рассказывает о лучших работах. "Энергия шрифтов 2" поможет Вам найти наиболее высококачественные и современные шрифты. Вы узнаете о таких агентствах, как No Bodoni, Underware, You WorkForThem, а также Parkinson, Holland Fonts и Neufville Digital. Стили шрифтов варьируются от лучших классических работ Франсистека Сторма до новейших работ студии Atomic Media. Полный список дизайнерских мастерских, их веб-сайтов и телефонных номеров позволяет читателю напрямую задать интересующий его вопрос дизайнеру. Не менее полезны окажутся глоссарий терминов по типографике и индекс для быстрого поиска. "Энергия шрифтов 2" издана вместе с диском. Книга и диск - это лучший способ найти универсальный шрифт на все случаи жизни или же особенный экспериментальный шрифт для изысканного проекта.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.06.2025 - 13:08
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация