Телелидеры
Две недели на "Первом", "России" и НТВ почти во всех информационных и общественно-аналитических программах обсуждали, что мы будем отмечать 4 ноября. В итоге в этот день в информационных выпусках всех трех федеральных каналов, словно через запятую, говорили сразу обо всем: об историческом периоде Смутного времени, акцентируя внимание на многонациональности (в телекартинке активно мелькали представители мусульман и иудеев) и целостности страны, о церковном празднике Казанской иконы Божией Матери, который всегда отмечали 4 ноября, и даже о почине добрых делах, которые все должны совершать теперь в этот день (в качестве примера наиболее сознательных граждан в новостях всех трех каналов показали, естественно, движение "Наши", представители которого в День народного единства раздавали у метро испеченные дома пироги и проводили уборку в Доме ветеранов).
Тот факт, что ни граждане, ни власть так и не разобрались, что за праздник им надо справлять и в чем его смысл, наиболее ярко иллюстрирует калейдоскоп сюжетов дневного выпуска НТВ 4 ноября, который должен был свидетельствовать о том, что страна отмечает праздник: во Владивостоке прошло шествие с Казанской иконой Божией Матери, в Нижнем Новгороде открывали памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели, в других городах Центральной России шли народные гулянья с артистами эстрады, а во Владикавказе по случаю праздника состоялся военный парад. Про шествие националистов в центре Москвы 4 ноября – новую примету нового праздника – ни на "Первом", ни на "России", ни на НТВ вообще не вспомнили.
Единство трех федеральных каналов проявилось еще и в документальных фильмах о Смутном времени. Словно стесняясь самого этого факта, каналы дружно поставили их в утренний и дневной эфир, когда у экранов традиционно находится значительно меньше зрителей, чем в прайм-тайм. То есть каналы отдавали себе отчет в том, что смотреть подготовленную ими продукцию о Смутном времени массовый зритель вечером не станет и это может "просадить" сетку и дать низкие цифры. А этого главные каналы страны не могут себе позволить даже в угоду спущенной сверху идеологической разнарядке. Раньше всех отстрелялся канал "Россия" – его фильм "Конец Смутного времени", вышедший сразу после программы "Комната смеха", начался в 10.45.
Почти следом на НТВ вышел фильм "Смута" (11.55). Примечательно, как сплоченно эти два конкурирующих вроде бы между собой канала подошли к подготовке своих фильмов к празднику. Каналы, конечно, попытались сделать вид, что заказывали телепроекты в разных местах: в конце фильмов действительно значатся разные компании-производители, да и продюсером фильма на "России" в титрах значится Александр Эмир-Шах, а на НТВ – Александр Шахов. И можно, конечно, допустить, что это два разных человека, а не один, который просто подкорректировал фамилию, чтобы несколько дистанцироваться от одного из двух своих фильмов, проданных на разные каналы.
Но фактически полностью совпадающий состав съемочных групп и один и тот же человек, читающий закадровый текст (Александр Клюквин), не оставляют возможности в это поверить. Зачем такая мнимая конспирация производителя при давно ставшей очевидной для всех дружеской взаимовыручке между НТВ и "Россией" – неясно. Впрочем, оба этих фильма зрители фактически не смотрели: доля аудитории "Конца Смутного времени" на "России" по стране – около 15%. В столице – около 18%, но занятно, что к началу фильма процент аудитории канала после программы "Комната смеха" резко снизился почти на десять пунктов. На НТВ исторический фильм смотрело всего 8% телезрителей (в столице – 12%). Не может похвастаться повышенным вниманием зрителей и фильм "Первого канала" об истории Смутного времени "Русский набат", который шел чуть позже, но также в дневном эфире – в 12.30. Доля его по стране составила около 12%, в Москве – 10%.
Показав полагающиеся по логике праздника исторические фильмы, каналы дальше строили предпрайм и прайм праздничного дня по отлаженной схеме: популярные фильмы и развлечения. На "России", как уже не раз это бывало в праздничные дни, главным телесимволом Дня народного единства стало "Кривое зеркало". Оно вновь собрало рекордные цифры: Евгения Петросяна смотрело более трети всех телезрителей страны. Программный ход, который уже не в первый раз отрабатывает "Россия" в праздничные дни,– "Кривое зеркало" в течение трех часов лишь с перерывом на новости (в День России 12 июня господина Петросяна "разбивали" "Вестями недели" с Сергеем Брилевым) – на этот раз все-таки дал некоторый сбой. Зрители, похоже, не готовы смотреть "Кривое зеркало" в течение почти трех часов: по стране процент зрителей после первой части и выпуска "Вестей" заметно сократился (почти на десять пунктов). Большая часть зрителей перешла к другому народному любимцу – Леониду Якубовичу на "Первый канал". На "Первом" в праздник основным торжеством стала телеверсия юбилейного концерта популярного телеведущего и шоумена. Этот концерт смотрело более трети аудитории, и именно его предпочли россияне после 20.00. Терпения москвичей тоже хватило только на первую часть "Кривого зеркала", а затем они ушли смотреть юбилей Леонида Якубовича. Примечательная деталь: 60-летие популярного в народе артиста отмечали еще в июле, но специально приберегли, и, видимо, посчитали, что его показ в эфире логичен именно в государственный праздник.
С чем на "России" не прогадали, так это с вечным хитом "Москва слезам не верит", который стал одним из самых популярных проектов недели, собрав по стране более 40% всех телезрителей. Этот фильм-оскароносец, наряду с "Красоткой", сколько бы его ни показывали, в какое бы время и на каком бы канале он ни шел, всегда собирает максимальный процент зрителей. Пока еще никто в мире не придумал более популярного сюжета, чем сказка про Золушкино счастье (отсюда и успех "Не родись красивой" на СТС, который продолжает сохранять высокую рейтинговую динамику и в столице, и по стране). И, выбрав в очередной раз "Москва слезам не верит", российский зритель остался верен себе.
Впрочем, праздники – традиционно слабое место НТВ, аудитория в эти дни предпочитает госканалы. На "России" на выходные приберегли разрекламированный боевик "Побег" Егора Кончаловского, показав его в прайм 6 ноября. Зрителям, судя по цифрам, фильм очень понравился – доля по стране почти 37%. На "Первом" сделали ставку не на кинопремьеру, а на премьеру циклового проекта – суперигру "Сердце Африки". Несмотря на то что этот формат во многом напоминает шедшую в эфире "Первого" в течение четырех телесезонов подряд игру "Последний герой", некоторые драматургические и технологические новшества в ней заметны. Проект получился зрелищным и, как всегда, любопытным с точки зрения наблюдения за психологией игроков, ставших заложниками телевидения. Судя по цифрам, "Сердце Африки" оценили и зрители – проект смотрела треть телеаудитории страны. Впрочем, пока не ясно, останется ли динамика и в дальнейшем на таком высоком уровне, или больше сработал эффект растянувшихся выходных, когда зритель активно настроен на развлечения.
В любом случае с задачей развлекать зрителя в праздник телевидение справилось успешно, а вот со смыслом его наполнить и попытаться вызвать у граждан страны нечто вроде гордости за свою историю и заложить новую государственную традицию (в лучшем, современном понимании этого смысла) не получилось. Если уж федеральные государственные каналы, которым по статусу положено внедрять в умы народных масс идеи государственности, в своей программной политике себя этим не особенно обременяют последние лет пять, то что уж говорить о каналах коммерческих, ориентированных на молодежную аудиторию. Активный молодой зритель, который чаще включает СТС, ТНТ, Ren TV (не говоря уж о ДТВ, MTV и "Муз-ТВ"), вообще вряд ли узнал, что страна празднует какой-то государственный праздник. Там даже для галочки снимать никаких фильмов про Смутное время не стали: программирование было традиционно развлекательным. А на ТНТ 4 ноября, в День народного единства, и вовсе отмечали свой День: в программе он так и и был специально обозначен – "День 'Дома-2'. Вспомнить все".
Коммерсантъ
10.11.2005
Комментарии
Написать комментарий