Новости

Телелидеры

"Первый канал" – лидер минувшей недели. По предварительным данным TNS Gallup Media, объем среднесуточной доли аудитории "Первого канала" составил 24,3%, у "России" – 23%. В столице разница еще заметней: у "Первого" – 21,4%, у "России" – 18,7%. Три выходных на минувшей неделе показали, что страна и ее столица смотрят только два главных канала, и потому неудивительно, что показатели НТВ за неделю довольно заметно упали, особенно в Москве – среднесуточная доля здесь всего 12,8% (по стране – 11,2%).
На минувшей неделе было три выходных дня, один из которых пришелся на новый государственный праздник – День народного единства. Год назад, когда страна в последний раз праздновала 7 Ноября, Ъ в "Телелидерах" предсказывал, что 4 ноября каналы, как в обязательной программе у фигуристов, покажут снятые в срочном порядке документальные фильмы о доблестях Минина и Пожарского и других подробностях Смутного времени, а также постараются разъяснить аудитории, что именно мы начинаем праздновать. Но единственное, что могут себе поставить в зачет каналы, да и то только федеральные,– что они успели снять исторические фильмы, по всем же остальным пунктам практически случился провал.

Две недели на "Первом", "России" и НТВ почти во всех информационных и общественно-аналитических программах обсуждали, что мы будем отмечать 4 ноября. В итоге в этот день в информационных выпусках всех трех федеральных каналов, словно через запятую, говорили сразу обо всем: об историческом периоде Смутного времени, акцентируя внимание на многонациональности (в телекартинке активно мелькали представители мусульман и иудеев) и целостности страны, о церковном празднике Казанской иконы Божией Матери, который всегда отмечали 4 ноября, и даже о почине добрых делах, которые все должны совершать теперь в этот день (в качестве примера наиболее сознательных граждан в новостях всех трех каналов показали, естественно, движение "Наши", представители которого в День народного единства раздавали у метро испеченные дома пироги и проводили уборку в Доме ветеранов).

Тот факт, что ни граждане, ни власть так и не разобрались, что за праздник им надо справлять и в чем его смысл, наиболее ярко иллюстрирует калейдоскоп сюжетов дневного выпуска НТВ 4 ноября, который должен был свидетельствовать о том, что страна отмечает праздник: во Владивостоке прошло шествие с Казанской иконой Божией Матери, в Нижнем Новгороде открывали памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели, в других городах Центральной России шли народные гулянья с артистами эстрады, а во Владикавказе по случаю праздника состоялся военный парад. Про шествие националистов в центре Москвы 4 ноября – новую примету нового праздника – ни на "Первом", ни на "России", ни на НТВ вообще не вспомнили.

Единство трех федеральных каналов проявилось еще и в документальных фильмах о Смутном времени. Словно стесняясь самого этого факта, каналы дружно поставили их в утренний и дневной эфир, когда у экранов традиционно находится значительно меньше зрителей, чем в прайм-тайм. То есть каналы отдавали себе отчет в том, что смотреть подготовленную ими продукцию о Смутном времени массовый зритель вечером не станет и это может "просадить" сетку и дать низкие цифры. А этого главные каналы страны не могут себе позволить даже в угоду спущенной сверху идеологической разнарядке. Раньше всех отстрелялся канал "Россия" – его фильм "Конец Смутного времени", вышедший сразу после программы "Комната смеха", начался в 10.45.

Почти следом на НТВ вышел фильм "Смута" (11.55). Примечательно, как сплоченно эти два конкурирующих вроде бы между собой канала подошли к подготовке своих фильмов к празднику. Каналы, конечно, попытались сделать вид, что заказывали телепроекты в разных местах: в конце фильмов действительно значатся разные компании-производители, да и продюсером фильма на "России" в титрах значится Александр Эмир-Шах, а на НТВ – Александр Шахов. И можно, конечно, допустить, что это два разных человека, а не один, который просто подкорректировал фамилию, чтобы несколько дистанцироваться от одного из двух своих фильмов, проданных на разные каналы.

Но фактически полностью совпадающий состав съемочных групп и один и тот же человек, читающий закадровый текст (Александр Клюквин), не оставляют возможности в это поверить. Зачем такая мнимая конспирация производителя при давно ставшей очевидной для всех дружеской взаимовыручке между НТВ и "Россией" – неясно. Впрочем, оба этих фильма зрители фактически не смотрели: доля аудитории "Конца Смутного времени" на "России" по стране – около 15%. В столице – около 18%, но занятно, что к началу фильма процент аудитории канала после программы "Комната смеха" резко снизился почти на десять пунктов. На НТВ исторический фильм смотрело всего 8% телезрителей (в столице – 12%). Не может похвастаться повышенным вниманием зрителей и фильм "Первого канала" об истории Смутного времени "Русский набат", который шел чуть позже, но также в дневном эфире – в 12.30. Доля его по стране составила около 12%, в Москве – 10%.

Показав полагающиеся по логике праздника исторические фильмы, каналы дальше строили предпрайм и прайм праздничного дня по отлаженной схеме: популярные фильмы и развлечения. На "России", как уже не раз это бывало в праздничные дни, главным телесимволом Дня народного единства стало "Кривое зеркало". Оно вновь собрало рекордные цифры: Евгения Петросяна смотрело более трети всех телезрителей страны. Программный ход, который уже не в первый раз отрабатывает "Россия" в праздничные дни,– "Кривое зеркало" в течение трех часов лишь с перерывом на новости (в День России 12 июня господина Петросяна "разбивали" "Вестями недели" с Сергеем Брилевым) – на этот раз все-таки дал некоторый сбой. Зрители, похоже, не готовы смотреть "Кривое зеркало" в течение почти трех часов: по стране процент зрителей после первой части и выпуска "Вестей" заметно сократился (почти на десять пунктов). Большая часть зрителей перешла к другому народному любимцу – Леониду Якубовичу на "Первый канал". На "Первом" в праздник основным торжеством стала телеверсия юбилейного концерта популярного телеведущего и шоумена. Этот концерт смотрело более трети аудитории, и именно его предпочли россияне после 20.00. Терпения москвичей тоже хватило только на первую часть "Кривого зеркала", а затем они ушли смотреть юбилей Леонида Якубовича. Примечательная деталь: 60-летие популярного в народе артиста отмечали еще в июле, но специально приберегли, и, видимо, посчитали, что его показ в эфире логичен именно в государственный праздник.

С чем на "России" не прогадали, так это с вечным хитом "Москва слезам не верит", который стал одним из самых популярных проектов недели, собрав по стране более 40% всех телезрителей. Этот фильм-оскароносец, наряду с "Красоткой", сколько бы его ни показывали, в какое бы время и на каком бы канале он ни шел, всегда собирает максимальный процент зрителей. Пока еще никто в мире не придумал более популярного сюжета, чем сказка про Золушкино счастье (отсюда и успех "Не родись красивой" на СТС, который продолжает сохранять высокую рейтинговую динамику и в столице, и по стране). И, выбрав в очередной раз "Москва слезам не верит", российский зритель остался верен себе.

На праздничные дни каждый из каналов приберег и свои премьеры. На НТВ 4 ноября показали премьеру мирового кинохита "Матрица: перезагрузка" – и проиграли. Все-таки с фильмами, особенно категории А, нельзя работать время от времени: качественный кинопоказ требует тщательного подхода (опыт "Первого канала" тому подтверждение), а при случайном и выборочном подходе, как на НТВ, даже у таких хитов, как "Матрица", доля в столице всего 12% (по стране – 10%) – фактически столько же, как у программы "Сегодня" в 19.00.

Впрочем, праздники – традиционно слабое место НТВ, аудитория в эти дни предпочитает госканалы. На "России" на выходные приберегли разрекламированный боевик "Побег" Егора Кончаловского, показав его в прайм 6 ноября. Зрителям, судя по цифрам, фильм очень понравился – доля по стране почти 37%. На "Первом" сделали ставку не на кинопремьеру, а на премьеру циклового проекта – суперигру "Сердце Африки". Несмотря на то что этот формат во многом напоминает шедшую в эфире "Первого" в течение четырех телесезонов подряд игру "Последний герой", некоторые драматургические и технологические новшества в ней заметны. Проект получился зрелищным и, как всегда, любопытным с точки зрения наблюдения за психологией игроков, ставших заложниками телевидения. Судя по цифрам, "Сердце Африки" оценили и зрители – проект смотрела треть телеаудитории страны. Впрочем, пока не ясно, останется ли динамика и в дальнейшем на таком высоком уровне, или больше сработал эффект растянувшихся выходных, когда зритель активно настроен на развлечения.

В любом случае с задачей развлекать зрителя в праздник телевидение справилось успешно, а вот со смыслом его наполнить и попытаться вызвать у граждан страны нечто вроде гордости за свою историю и заложить новую государственную традицию (в лучшем, современном понимании этого смысла) не получилось. Если уж федеральные государственные каналы, которым по статусу положено внедрять в умы народных масс идеи государственности, в своей программной политике себя этим не особенно обременяют последние лет пять, то что уж говорить о каналах коммерческих, ориентированных на молодежную аудиторию. Активный молодой зритель, который чаще включает СТС, ТНТ, Ren TV (не говоря уж о ДТВ, MTV и "Муз-ТВ"), вообще вряд ли узнал, что страна празднует какой-то государственный праздник. Там даже для галочки снимать никаких фильмов про Смутное время не стали: программирование было традиционно развлекательным. А на ТНТ 4 ноября, в День народного единства, и вовсе отмечали свой День: в программе он так и и был специально обозначен – "День 'Дома-2'. Вспомнить все".

АРИНА Ъ-БОРОДИНА
Коммерсантъ

10.11.2005

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Русская футуристическая книга

Русская футуристическая книга
Русская футуристическая книга. Эта книга посвящена издательской деятельности русских футуристов, поэтов и художников, вернее — литографированным изданиям, появившимся в 1910-е годы. Это был смелый полиграфический эксперимент, упразднивший главное звено в процессе печатания книги — типографский набор. Книжки футуристов издавались незначительными тиражами, с каждым десятилетием они становятся все большей редкостью, и представляется важным для дальнейших исследований зафиксировать все сохранившееся в библиотеках и частных коллекциях. Этой цели и служит настоящая книга, в которой публикуется обстоятельный каталог девятнадцати литографированных и гравированных на линолеуме изданий 1910-х годов. Первые литографированные книжки — «Старинная любовь», «Мирсконца», «Игра в аду» — вышли в октябре — декабре 1912 года. Своим полукустарным характером, «рукодельной» внешностью, диковинными — не только на взгляд обывателя — иллюстрациями они резко отличались от всего, что появлялось тогда на книжном рынке. В последние годы заметно возрос интерес к футуристической книге. Данное издание будет интересно профессионалам издательского дела, искусствоведам, культурологам и коллекционерам.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

24.06.2025 - 04:18
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация