ФАС запретила Яндексу "колдовать": у компании есть месяц, чтобы перестать давать своим сервисам преимущества в поисковой
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России установила доминирование Яндекса на рынке интернет-поиска и обязала компанию прекратить предоставлять собственным сервисам преимущества в своей поисковой системе, тем самым занижая позиции других компании в выдаче, — то есть использовать механизм «колдунщиков». Теперь Яндекс должен предоставить третьим лицам равные условия доступа к специальными возможностям продвижения в поиске, опубликовав соответствующие условия доступа, а также показывать сервисы третьих лиц наравне с собственными сервисами по единым прозрачным правилам ранжирования. На это у Яндекса есть месяц.
Комментирует Александр Гладилин, генеральный директор ООО «Новые туристические технологии» (сервис поездок и путешествий Туту.ру): «Вынесенное Яндексу предупреждение со стороны ФАС — важный первый шаг для развития российской практики регулирования работы IT-гигантов. Действия Яндекса, дающие исключительные преимущества в результатах поиска собственным сервисам в ущерб конкурентам, признаны неправомерными, предписано их устранение. Это соответствует мировой практике: и в Европе, и в США идет масштабная работа по регулированию таких гигантов, как Google, Facebook и Amazon. Там речь идет и про изменение практик, и про многомиллиардные штрафы, поскольку от этого зависит баланс в экономике целых отраслей. Поскольку предупреждение Яндексу было вынесено до возбуждения дела, теперь мы будем внимательно следить за действиями по результатам такого решения. В случае формальной реакции Яндекса без существенного пересмотра практик мы будем повторно настаивать на возбуждении дела и всестороннем рассмотрении его действий в отношении конкурентов.
Яндекс уже выступил с комментариями о том, что такое решение якобы ухудшит качество выдачи, при этом ссылаясь на удобство для пользователя такого формата, как интерактивные ответы. На словах это звучит убедительно, но при обращении в ФАС коалицией было предоставлено множество заверенных скриншотов из самых разных отраслей поиска, когда милый и удобный формат интерактивного ответа превращается в очевидно агрессивный способ отбора львиной части трафика в пользу собственных сервисов Яндекса в ущерб всем остальным игрокам на рынке. Кроме этого были предоставлены и описаны все необходимые методики, расчеты и оценки, подтверждающие нашу позицию. Регулятор внимательно изучил весь объем предоставленных доказательств и вынес обоснованное требование, чему мы рады».
Напомним, в августе 2020 года крупные российские онлайн-сервисы — Авито, Дром, Туту.ру, Циан, IVI, Profi.ru, Zoon.ru, 2ГИС — обратились в ФАС с жалобой на злоупотребление доминирующим положением на рынке поиска в России со стороны Яндекса и требованием провести расследование и выдать предписание об устранении нарушений закона «О защите конкуренции».Представители IT-коалиции компаний считают, что Яндекс, занимая доминирующее положение на рынке интернет-поиска, недобросовестно использует его на других, смежных с поиском, рынках, тем самым снижая релевантность поисковой выдачи для пользователя и нанося ущерб конкурентам. Основной инструмент — так называемые «колдунщики» — интерактивные привлекательно оформленные ответы на запросы пользователей. Они, как правило, демонстрируются пользователям над результатами органической выдачи и уводят их исключительно к онлайн-сервисам Яндекса. Эта эксклюзивность рождает неравную конкуренцию, искусственно улучшая показатели связанных с Яндексом сервисов и не допуская конкурентов до целевой аудитории.
Комментирует Игорь Наймушин, исполнительный директор ИТ-коалиции: «Решение ФАС имеет важнейшее значение для Интернет-отрасли и дает ясный сигнал рынку — необходимо сплотиться ради защиты общих интересов. Равенство в поиске — это основа честной конкуренции и процветания всей цифровой экономики, а не одного доминирующего игрока.
Заявление представителей Яндекса о рисках ухудшения пользовательского опыта из-за выполнения требования ФАС — это беспочвенное лукавство. Ведь в решении регулятора говорится о равном доступе к продвижению в сети, а не о запрете на использование отдельных инструментов. ФАС более чем полгода изучала огромный объем материалов и провела тщательную работу. Не соглашаться с выводами службы, по меньшей мере, недальновидно».
25.02.2021
Еще статьи по теме
- Современная архитектура, уют и простота: Яндекс Недвижимость представила новую бренд-платформу - 06.03.2024
- Яндекс Еда выпускает лимитированную коллекцию тарелок от осенней хандры - 22.11.2023
- Яндекс показал новый YaC - 16.11.2023
- У этой рекламы нет цели - есть только путь - 02.11.2023
- В Москве появилось объявление о сдаче в аренду тыквенного дома - 27.10.2023
- Яндекс объединил Маркет, Еду, Лавку и Маркет Деливери в направление электронной коммерции - 24.10.2023
- Предупреждения вместо штрафов - 17.10.2023
- Яндекс представляет новых технических директоров Поиска, Рекламы и Райдтеха - 29.09.2023
- Яндекс представил Yandex Mobile Ads SDK 6 - 12.09.2023
- Яндекс помог рекламодателям сохранить 240 млрд рублей благодаря новой системе антифрода - 17.08.2023
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий