Nielsen: индекс потребительского доверия в мире вернулся к докризисным значениям
Индекс в России демонстрирует рост на 4 пункта, но до предкризисных значений недотягивает
Глобальный Индекс потребительского доверия вернулся к своим предкризисным показателям, поднявшись до 96 пунктов в первом квартале 2014 года – это наивысший уровень с первого квартала 2007 года, следует из исследования потребительского доверия Nielsen, мирового эксперта в области маркетинговой информации. Глобальный Индекс, достигший своего низшего значения (77 пунктов) в первом квартале 2009 года, вырос на два пункта по сравнению с 4 кварталом 2013 и на 3 пункта по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
Впервые за последние несколько лет россияне «открыли» год с подъема индекса потребительского доверия: в 1 квартале 2014 года он вырос на 4 пункта по сравнению с 4 кварталом 2013 года и на 2 по сравнению с 1 кварталом 2013 года, достигнув отметки в 83 пункта.
Зимняя Олимпиада в Сочи оказала свое положительное влияние на настроения российских потребителей, дав дополнительный импульс росту всех трех составляющих Индекса потребительского доверия Nielsen: увеличилась доля респондентов, положительно оценивающих для себя перспективы на рынке труда – с 27% в 4 кв. 2013 года до 31% в 1 кв. 2014 года. С 54% до 51% снизилась доля респондентов, считающих, что состояние их собственных финансов в будущем году будет «не очень хорошим» и «плохим». Готовность россиян совершать покупки выросла на 8 п.п. – с 26% в 4 квартале 2013 года до 34% в первом квартале 2014 года.
Самое существенное падение Индекса потребительского доверия Nielsen среди 60 стран-участниц исследования зафиксирован на Украине: минус 7 пунктов за квартал и минус 10 по сравнению с 1 кварталом 2013 года до отметки в 56 пунктов. Ухудшилась оценка украинскими потребителями состояния собственных финансов на ближайший год: 68% ожидают, что оно будет «не очень хорошим» и «плохим» (vs. 61% в 4 кв. 2013). 81% респондентов считают, что сейчас неподходящее время для трат (vs. 75% в 4 кв. 2013 года). Перспективы рынка труда охарактеризовали как «отличные» и «хорошие» лишь 10% украинских потребителей (vs. 9% в 4 кв. 2013 года).
Глобальные потребители ожидают перемен к лучшему
В пяти из шести крупнейших мировых экономик значения Индекса потребительского доверия выросли. Максимальный рост зафиксирован во Франции (+8)до 59 пунктов. В США Индекс потребительского доверия вырос до 100 (+6 пунктов), в Германии ‒ до 99 (+4), в Великобритании ‒ до 87 (+3), в Японии ‒ до 81(+1), а в Китае Индекс остался неизменным на уровне 111 пунктов. В Японии и Германии Индекс потребительского доверия достиг своего исторического максимума с 2005 года.
Самый высокий показатель Индекса потребительского доверия традиционно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (106) – рост в первом квартале 2014 года составил 1 пункт по сравнению с предыдущим кварталом и 3 пункта по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В Северной Америке Индекс продемонстрировал самый большой рост– на 5 пунктов – и достиг психологически важной отметки в 100 пунктов, что является самым высоким показателем с 2007 года. Индекс в регионе Ближний Восток / Африка поднялся до уровня в 94 пункта (+4 пункта). В Европе Индекс потребительского доверия достиг 75 пунктов (+2 по сравнению с 4 кварталом 2013 года). Только в одном регионе – Латинской Америке – Индекс снизился на 1 пункт до 93.
В первом квартале 2014 года оптимистичные ожидания от рынка труда отмечены в каждом регионе за исключением Латинской Америки. Почти половина глобальных респондентов (49%) верят, что в ближайший год состояние рынка труда будет хорошим или отличным (квартальный рост в 2 п.п.). Таким образом,глобальный показатель лишь немного не дотягивает до предкризисного уровня (50%). Самый большой рост оптимизма наблюдается в Северной Америке – на 5 п.п. до 43%.
Более половины (55%) глобальных респондентов оценивают свое финансовое состояние положительно –этот показатель остается неизменным три квартала подряд. В Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе респонденты отзывались о своем финансовом состоянии более оптимистично – 63% и 62% респондентов соответственно оценили свое состояние как «хорошее» или «отличное». Наименьшая уверенность в благоприятности своего финансового положения у европейцев (57% респондентов ответили, что их финансовое состояние в ближайшие 12 месяцев будет «плохим» или «не очень хорошим»).
Ключевые источники беспокойства глобальных, российских и украинских респондентов
В первом квартале 2014 более половины глобальных респондентов (55%) считают, что их страны находятся в состоянии экономического кризиса. В конце 2013 года этот показатель был выше на 2 п.п. (57%), что свидетельствует о намечающейся положительной динамике.
В 68%стран-участниц исследования Nielsen, зафиксирован спад кризисных настроений (по сравнению с 4 кварталом 2013). Самые заметные изменения отмечены в ОАЭ (-11 п.п.), Швейцарии (-11 п.п.), Перу (-10 п.п.). В Мексике, Вьетнаме, Румынии и Новой Зеландии показатель снизился на 9 п.п., в США и Нидерландах ‒ на 8.
В России 66% опрошенных считают, что страна находится в экономическом кризисе (vs. 65% в 4 кв. 2013 года и 62% в 1 кв. 2013 года) и 51% из них не надеются на то, что в ближайшем году ситуация выправится. Именно национальная экономика по-прежнему является главным источником беспокойства среди респондентов в России (15%vs. 13% в 4 кв. 2013 года). Опасения российских респондентов также связаны с сохранностью рабочих мест (11% vs.15% в 4 кв. 2013 года), ростом тарифов на услуги ЖКХ (11% vs.12% в 4 кв. 2013 года) и состоянием своего здоровья (11% vs.10% в 4 кв. 2013 года).Самым заметным изменением в списке источников беспокойства для россиян – с 2% до 6% за квартал – стала угроза войны.
Невозможно не признать развертывания экономического кризиса на Украине – это констатировали подавляющее большинство респондентов (95%). Кварталом ранее в этом были уверены 88% украинских потребителей. При этом почти половина (49%) из них не верят в то, что кризис будет преодолен в ближайшие 12 месяцев, а 34% не дали ответа на этот вопрос. Экономическая и политическая неопределенность – вот что вызывает опасения у 24% и 17% украинских респондентов (15% и 3% соответственно в 4 квартале 2013 года). 13% признались, что боятся наступления войны (vs. 1% в 4 кв. 2013 года).
06.05.2014
Еще статьи по теме
- NielsenIQ: в 7 из 10 категориях FMCG произошло сокращение ассортимента (1) - 01.06.2022
- "Улыбка радуги" объявляет результаты масштабного исследования - 19.01.2021
- Особенности коммуникации с потенциальной аудиторией жертвователей - 25.08.2020
- Nielsen запускает новый продукт SmartShelf в России - 02.07.2020
- Топ-50 крупнейших FMCG-брендов в России - 20.12.2019
- Nielsen и Эвотор составили портрет посетителя московской кофейни - 10.09.2019
- 42% потребителе в России заказывают еду онлайн минимум раз в месяц - 25.03.2019
- Семь из десяти людей в мире осознают важность сохранения окружающей среды - 15.11.2018
- Nielsen и "Азбука Вкуса" запускают для поставщиков новый продукт мониторинга продаж во всех розничных форматах ритейлера - 21.08.2018
- Темп продаж детских категорий в онлайн-канале превышает офлайн в 5 раз - 19.08.2018
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий