Школа рекламиста

Что эффективнее: продавать мечты или продукты?

Что эффективнее: продавать мечты или продукты?

Может ли в принципе бренд рождать эмоции? Ответ очевиден: да. Каждый из нас навскидку сможет привести сразу несколько брендов-икон, оставляющих эмоциональный след в нашем сознании: Соca-Cola, Apple, Marlboro, Microsoft, Prada и т.д.

Задача рекламного контента – родить эмоциональную связь аудитории с продуктом. В современном мире эта мысль стала одной из превалирующих в маркетинге. Джозеф Палмер из исследовательской организации Advertising Research Foundation, например, полагает, что эмоции куда сильнее когнитивной составляющей сознания. Согласно Палмеру, человек лучше всего запоминает эмоции, а не факты. Следовательно, месседж к аудитории, наполненный глубокой эмоциональностью, работает эффективнее, потому что запоминается лучше.

Рекламные постеры Coca-cola, Apple, Marlboro и Adidas

На создание эмоциональной ауры вокруг продукта, в основе которой призыв купить мечту, а не продукт, направлены усилия многих компаний, причем из самых разных сфер. Рациональной продуктовой рекламе сегодня огромное количество брендов предпочитают креатив, затрагивающий в потребителе чувственную сторону восприятия. Но есть и ложка дегтя в этой бочке сладких, как мед, эмоций. Креативную рекламу можно сравнить с манящим запахом стейка, но при этом без самого стейка. В ней нет «мяса», полезной информации, апеллирующей к рассудку и позволяющей принять решение о покупке на когнитивном уровне. Подобная реклама в большинстве случаев не сказывается никак – ни положительным образом, ни отрицательным – на продажах. Согласно исследованию американской консультационной компании Center for Emotional Marketing, делая ставку только на эмоциональную рекламу, невозможно увеличить продажи.

Чтобы понять, почему это так, нужно перевести разговор в несколько другую плоскость. Как человек принимает решение о покупке, чем он руководствуется – эмоциями или разумом?

Есть категории товаров, при покупке которых мы руководствуемся в большей степени эмоциями, а есть такие, которые мы покупаем, исходя, в основном, из рациональности.

К «чувственной» категории относятся такие товары, как косметика, драгоценности, одежда, парфюмерия, предметы роскоши и пр. К «рациональной» – стройматериалы, мебель, продукты первой необходимости, автомобили и т.д. Соответственно, логичным будет предположить, что товары первой категории требуют создания «эмоционального» месседжа от бренда, а товары второй категории – функционального.

Так ли это? Аржун Чаудери, декан отделения маркетинга Фэрфилдского университета, например, имеет иную точку зрения на этот вопрос. Потребитель, считает он, испытывает в процессе любой покупки эмоциональную вовлеченность (спорить с этим бессмысленно, во всех наших решениях в разных пропорциях присутствуют и логика, и чувства). Но степень этой вовлеченности разная при решении о приобретении разных товаров. Дорогое золотое украшение, например, вызывает высокую эмоциональную вовлеченность, а еда или моющие средства – низкую. И задача маркетолога – создать дополнительную эмоциональность вокруг продукта, рождающего низкую вовлеченность.

Очевидно, что если рациональность и эмоциональность в той или иной степени присутствуют во всех решениях потребителя, касающихся покупок, то и в маркетинговой политике бренда они присутствовать должны. Не стоит делить мир на черное и белое и сводить маркетинг либо только к функциональной продуктовой рекламе, либо только к креативной, порождающей эмоции. Истина всегда где-то посередине.

Вопрос в том, как эффективно использовать потенциал эмоционального воздействия контента на аудиторию? Для этого нужно четко понять:

  1. Какие именно эмоциональные связи вы хотите создать с целевой аудиторией?
  2. Приведут ли они к увеличению продаж?

Эмоции различны. Негатив – тоже эмоциональная связь. Какую именно эмоцию вы хотите вызвать у человека и зачем вам это? Есть бренды, которые намеренно останавливаются на забавной подаче информации о себе, желая вызвать у аудитории улыбку, положительные чувства. Но дает ли им это рост продаж? Давайте попробуем поискать действительно нужную эмоцию, которая приведет к ожидаемому результату. Восхищение? Неодолимое желание иметь этот продукт? Но столь сильные эмоции практически невозможно породить в человеке с помощью маркетингового месседжа. А вот доверие аудитории к бренду – это, пожалуй, вполне потягаемая эмоция, ее можно вызвать, если создавать и распространять контент, дающий действительно полезную информацию экспертного уровня.

Когда мы говорим о входящем маркетинге, вырисовывается следующая картина: люди идут к вам не за эмоциями, а за информацией. И они хотят, по большому счету, объективности: фактов, аргументированного рассказа о преимуществах вашего продукта, непредвзятого сравнения с продуктами других марок, перечисления плюсов и минусов. Если аудитория находит эту информацию в вашем блоге, а главное, если ваш продукт действительно хорош, она, скорее всего, вновь вернется к вам. Благодаря такому контенту степень ее лояльности к вам возрастает, возрастает доверие к вам как к эксперту рынка. Создание имиджа эксперта в той отрасли, где вы ведете свою деятельность, косвенно оказывает влияние на ваши продажи.

В данном случае вы, апеллируя к разуму, вызываете эмоцию – доверие к вашему бренду.

Не стоит рассчитывать на любовь аудитории с первого взгляда. Вы не сможете увеличить ваши продажи, только вызывая у людей улыбки и приятные ассоциации. Никто не совершает покупок, слепо подчиняясь одним только чувствам. Вот что говорит по этому поводу доктор психологии Кэрол Муг: «Реалистичная, рациональная оценка свойств в большей или меньшей степени присутствует во всех случаях принятия решения, а также сопутствует всем точкам отличия вне зависимости от силы эмоций, лояльности или возбуждающих свойств товаров».

Любовь к бренду вызывается крепкими аргументами: качеством продукта, историей компании, личностями основателей, ценностями бренда и многим другим. Есть серьезные сомнения, что можно искусственно создать бренд-икону, вызвать с помощью эмоционального рекламного месседжа утрированные чувства аудитории. Как мы уже говорили выше, исследования показывают, что чисто эмоциональный месседж никак не влияет на продажи. Завоевание доверия аудитории – это рациональная работа. Создать эмоциональную вовлеченность необходимо, но только с помощью нее невозможно строить бизнес, нужна золотая середина.

К примеру, вот уже несколько десятков лет Volkswagen организует для широкой публики экскурсии по территории своего завода. На этих экскурсиях потенциальным покупателям рассказываются эмоциональные истории создания автомобилей, задача которых – вызвать особое отношение к компании и ее машинам. Но что будет, если качество автомобилей этого бренда (а продукт, как мы понимаем, – это главный аргумент, фундамент любого маркетинга) снизится? Поможет ли концерну маркетинг впечатлений? Да, еще на какое-то время, пока инерционное движение истории, заполненной вескими аргументами, не закончится. Ну а дальше – конец всему.

Светлана Кузнецова, texterra.ru

18.11.2013

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

27.03.2025 - 17:31
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация