Банковский проект "Связного" получил плановый убыток
Банковский стартап группы компаний "Связной" по итогам 2011 года получил 4 млрд руб. убытков.
В Связном банке называют убыток плановым для первого года работы проекта. Без смены модели бизнеса банка, одновременно наращивающего кредитный портфель, расходы на персонал и привлечение клиентов бесплатными сервисами, банку самостоятельно не выйти в прибыль, указывают эксперты.
Связной банк опубликовал отчетность по МСФО по итогам 2011 года - первого полного года работы с момента запуска проекта новым контролирующим акционером - группой компаний "Связной". Согласно отчетности, банк получил 4 млрд руб. чистых убытков против 86,4 млн руб. чистой прибыли в 2010 году. "Убыток банка сопоставим с его капиталом (4,9 млрд руб. на 1 апреля, согласно данным ЦБ)",- указывает аналитик Moody's Лев Дорф.
Подконтрольная бизнесмену Максиму Ноготкову группа компаний "Связной", основным активом которой является одноименный сотовый ритейлер, запустила банковский проект в конце 2010 года на базе Промторгбанка, переименованного в Связной банк. Основным бенефициаром банка (94,3% акций) является господин Ноготков. Банк предлагает свои услуги в отделениях родственной сети (2,7 тыс. салонов связи; собственная сеть - более 20 отделений) и специализируется на кредитных картах и кредитах наличными.
Убытки банка складываются из трех составляющих - операционных и комиссионных расходов, а также расходов на создание резервов на возможные потери по ссудам.
Операционные расходы принесли банку половину чистого убытка. "В частности, расходы на содержание персонала у банка выросли за год в 2,3 раза - до 1,341 млрд руб., расходы на рекламные и маркетинговые услуги выросли в 14 раз - до 380 млн руб., рост также показали траты на программное обеспечение",- указывает старший менеджер департамента банковского аудита ФБК Михаил Корнеев. "2011 год и планировался нами как убыточный по МСФО, высокие расходы на персонал также были запланированы, в 2012 году мы продолжим инвестировать в этот сегмент",- заявили в пресс-службе банка. "Фактически это инвестиции в развитие проекта, на этапе его запуска рост таких расходов естествен",- соглашается господин Корнеев.
Следующая статья расходов Связного банка менее типична и отражает специфику его модели развития. На 35% убытки банка связаны с комиссионными расходами (1,7 млрд руб., из них 1,4 млрд руб. - расходы на агентские услуги, 665 млн руб.- комиссии по расчетным операциям). "Очевидно, значимый вклад в рост комиссионных расходов банка внес сервис по бесплатному снятию наличных в банкоматах любых банков, расходы по которому Связной банк берет на себя",- указывает Лев Дорф. Обычно комиссия за снятие наличных в чужих банкоматах, по оценке участников рынка, составляет 0,5-5% от снятой суммы. В Связном банке подтвердили, что большой вклад в комиссионные расходы внес сервис по снятию наличных. "Это одно из ключевых преимуществ для наших клиентов, и отказываться от него в ближайшее время мы не планируем",- уточнили в пресс-службе банка. Впрочем, с марта 2011 года банк установил порог для бесплатного снятия наличных в чужих банкоматах - 1 тыс. руб.
Сотрудничество с родственной сетью также обходится банку недешево. "Мы платим ритейлеру комиссию за каждый выданный кредит, и чем больше размер кредита, тем выше комиссия",- поясняет директор департамента розничного риск-менеджмента Связного банка Андрей Козляр. Эксперты называют такую модель нетипичной для рынка. "Стратегически бизнес-модель, при которой взаимодействие компаний внутри группы построено на коммерческой основе, менее рискованная",- указывает аналитик "ВТБ Капитала" Роман Лучковский. Впрочем, по крайней мере на данном этапе развития, независимость банковского проекта "Связного" весьма условна: в 2011 году банк получил 3,4 млрд руб. прямой помощи от контролирующего акционера, напоминает Лев Дорф.
Основной бизнес - кредитование - пока также приносит банку убытки. Доначисление резервов на возможные потери по ссудам принесло банку 1,3 млрд руб. убытков. За год розничный кредитный портфель банка резко вырос - с 433 млн руб. до 14,75 млрд руб., в основном за счет высокорискового портфеля кредитных карт (с нуля до 13,8 млрд руб.). У ТКС-банка, специализирующегося на кредитных картах четыре года, объем портфеля 21,2 млрд руб. При этом карточные кредиты на 1,58 млрд руб. на 31 декабря 2011 года были просрочены на месяц и более (доля просрочки - 11,4%). Общий объем просроченных кредитов физлицам у Связного банка вырос за тот же год с 241,8 млн руб., до 2,7 млрд руб., кредитов с просрочкой более месяца - 1,8 млрд руб. (9,7% от портфеля). "Мы абсолютно удовлетворены качеством кредитного портфеля, и по уровню риска и просрочки мы пока идем даже лучше плана",- заявили в пресс-службе банка. Впрочем, если сравнивать ТКС-банк и Связной банк как два наиболее заметных банковских стартапа последнего времени, придется отметить, что ТКС-банк, начавший работу в мае 2007 года, показывал прибыль уже по итогам 2008-го и по итогам кризисного 2009 года.
В Связном банке не раскрывают прогнозы по прибыльности на 2012 год. "Модель бизнеса банка, нацеленная на агрессивное привлечение новых клиентов, сработала в части роста, но оказалась слишком затратной для банка, и, для того чтобы выйти в прибыль, Связному банку, вероятно, придется ее скорректировать",- считает господин Дорф.
02.05.2012
Комментарии
Написать комментарий