"Свои" проиграли своим. Чужими среди лауреатов "Золотого орла" оказались только Коппола и Морриконе
Главным призером "Золотого орла" можно смело называть Первый канал, который транслировал церемонию вручения. При его участии сделаны и большинство фильмов-номинантов, и фильм-лауреат - "72 метра".
На красивых белых растяжках с гордым птичьим профилем "Золотой орел" называет себя национальной премией в области кинематографии. Но, судя по итогам третьего года существования премии, в этой области - назовем ее для простоты "Орловской" - жизнь такая же непростая, как в других отечественных регионах.
Про "Орла" теперь хотя бы точно ясно, что он хочет быть нашим "Оскаром". Поэтому в списке номинантов на звание лучшего фильма не значилось в этом году никакого арт-хауса. Только то, что имело кассовый, народный успех ("72 метра", "Водитель для Веры", "Папа") или по крайней мере имело на этот успех виды "Свои"). Вы удивитесь: где же тогда "Ночной дозор"? На это лучше всего ответить словами из "Ревизора", что здесь тонкая и все больше политическая причина. Известно, какой канал этот фильм спродюсировал, известно, какой канал эту церемонию транслировал. Так что вышел очень грациозный жест: фаворит великодушно удален с игрового поля.
Достаточно и того, что к трем из пяти номинированных фильмов "Первый канал" имеет непосредственное отношение. А к "72 метрам" Владимира Хотиненко - самое непосредственное. Такое же, как и компания "ТРИТЭ" Никиты Михалкова. Но победил этот фильм, разумеется, не по этим причинам, а в результате голосования и просто потому, что хороший и патриотический. А те, кто считает, что "Свои" посильнее будут, называются критиками и присуждают не "Золотого орла", а "Золотого овна".
Кстати, чтобы поклонники "Ночного дозора" не обиделись, что их любимца совсем затюкали, группа "Уматурман" выступила со знаменитым речитативом из финала фильма, а потом Николай Фоменко лихо представил каждого участника главной номинации посредством аналогичных речитативов, и местами это было остроумно. Короче, "Дозор" был весь вечер с нами.
Все прочее - дело академического вкуса, обсуждать который вполне бессмысленно. Эти академики видят итоги года такими. Хотите видеть их другими - выбирайте свою академию и учреждайте собственную премию. Эти академики убеждены, что "Мой сводный брат Франкенштейн" - режиссерское достижение Валерия Тодоровского, и предпочитают его Дмитрию Месхиеву. Это их право. Академики настаивают, что Сергей Гармаш переиграл Богдана Ступку в "Своих" (номинация "Лучшая мужская роль в кино"), а Ступка, наоборот, - Андрея Панина в "Водителе для Веры" (номинация "Лучшая мужская роль второго плана"). Им виднее. Еще им нравится Алена Бабенко в "Водителе", а Анна Михалкова и Наталья Суркова в "Своих" тоже нравятся, но меньше (номинация "Лучшая женская роль в кино"). Значит, так тому и быть. Правда, не вполне понятно, по какой логике у Михалковой с Сурковой роли главные, а у Елены Яковлевой во "Франкенштейне" - второго плана. И у Ступки в "Водителе" - тоже второго.
А вот то, что великий кинокомпозитор Эннио Морриконе написал к фильму "72 метра" не лучшую музыку в своей жизни, вызывает обиду за отечественных производителей: они к нему со всей душой, а он не постарался. А может, хотел, но не получилось. Но награждать все равно надо было - чтоб приехал. И вот этот пункт - "чтоб приехал" - смущает в политике "Орла" больше всего. Ведь "Золотой орел" был рожден как гордая национальная птица, уверенная в собственных силах. А получается, что все время ищет подтверждения собственных сил и легитимности за границей. Как будто присутствие того же маэстро Морриконе должно удостоверить его, "Орла", преимущества перед конкурирующей "Никой".
В этом смысле смущает и приз Фрэнсису Форду Копполе "За вклад в мировое искусство". Другое дело, если бы с аналогичной формулировкой вручили, скажем, "Оскара" Никите Михалкову - потому что у "Оскара" за плечами история и заслуги. А у "Орла" - только два крыла: чего ими попусту хлопать? История кино разберется со вкладом классика Копполы и без разрешающей "орлиной" визы.
А вот за что "Золотому орлу" и правда сердечное спасибо, так это за Евгения Самойлова, получившего приз "за беззаветную преданность искусству". Наша история живьем. Достойнейшая, роскошная старость. На виду у нее, рядом с ней все вышеописанное и бросилось в глаза с такой отчетливостью.
________________________________________________________
Другие призы "Золотого орла". "Лучший неигровой фильм" – "Михаил Булгаков на Кавказе" (режиссер Георгий Натансон). "Лучший сценарий" – Валентин Черных ("Свои"). "Лучшая операторская работа" – Сергей Мачильский ("Свои"). "Лучший анимационный фильм" – "Щелкунчик" (режиссеры: Татьяна Ильина, Наталья Малыгина, Алексей Шелманов). "Лучший зарубежный фильм в российском прокате" – "Страсти Христовы" (США, режиссер Мел Гибсон). "Лучший сериал" – "Участок" ("Первый канал"). "Лучшая женская роль на телевидении" – Валентина Талызина ("Линии судьбы"), "Лучшая мужская роль на телевидении" – Сергей Безруков ("Участок").
01.02.2005
Комментарии
Написать комментарий