Статьи

Спросите женщину

Спросите женщину

85% покупательских решений в нашем мире принимаются дамами. правда степень женского влияния разнится от рынка к рынку. На эти цифры приходится сегодня ориентироваться рекламщикам. Но что интересно, они же сами и выпустили джинна из бутылки.

По данным организаторов ежегодной конференции M2W (Marketing To Women) в Чикаго, последнее слово остается за слабым полом не только в выборе продуктов и лекарств, но и при покупке дома (в 91% случаев), банковских услуг (89%), автомобилей (65%). 

А началось все с того, что в 1920-х американская рекламная индустрия столкнулась с ростом производства новых товаров для домашнего хозяйства, и их надо было как-то продавать. Томас Эдисон, в 1881 г. сконструировавший первую тепловую электростанцию, считал, что технология превратит женщину из домашней работницы в "домашнего инженера". Похожей точки зрения придерживался и немецкий промышленник Эмиль Ратенау, приобретший патенты Эдисона и ставший ведущим поставщиком электричества в Европе в начале XX века. Ратенау утверждал, что электричество выведет женщин из мрака домашнего хозяйства. И оба они были правы.

Количество потребляемых киловатт начало увеличиваться по мере распространения нового образа современного дома. В 1908 г. английская газета The Daily Mail стала спонсором выставки "Идеальный дом", предложившей прогрессивный и даже футуристический по тем временам взгляд на жилище. Приготовление еды там было более гигиеничным и экономичным, уборка помещений - простой и приятной, а отопление оказалось не только всегда доступным, но и бездымным. Все это должно было стать реальностью благодаря появлению бытовой электротехники - кухонных плит, пылесосов, стиральных машин, электроутюгов, холодильников и т.д. Открывалась возможность отказа от ручного труда в доме и - от домашней прислуги. Это было очень кстати. Ведь индустриализация, помимо прочего, сулила новые перспективы трудоустройства для женщин в разных отраслях, от производства до бизнеса, число желающих быть прислугой пошло вниз, а расценки на труд домоправительниц - вверх. В итоге домработницы стали среднему классу не по карману, и тут-то и возник колоссальный потенциал для формирования спроса на все, что так или иначе облегчало быт.

Женщина - главный покупатель

Счастливая хозяйка

Итак, в середине 1920-х производители обратились к рекламщикам, а те ответили на запрос идеей "счастливой домохозяйки", более чем на 25 лет занявшей медиапространство образами женщин, светящихся от счастья в своих оборудованных бытовой техникой домах. Одной из рекламных стратегий были материалы в прессе, например в американском журнале Ladies' Home Journal, демонстрировавшие легкость использования и эффективность бытовых приборов. В газетной рекламе американского производителя пылесосов The Hoover Company в 1924 г. элегантно одетая дама одной рукой пылесосила буквы текста, превращая их из серых в черные. Английское подразделение General Electric - Magnet Household Appliances - в 1927 г. запустило кампанию "Идеальный дом мисс Мэгнет", где так же бодро женщина управлялась с утюгом, окруженная целым ассортиментом домашних приборов - электровафельницей, сепаратором сливок, тостером, вентилятором, плитой и стиральной машиной. Единственной целью подобной рекламы было поощрение женщин к покупке все большего количества устройств, приборов и приборчиков для дома на деньги своих мужей. В 1930-х, когда самым актуальным СМИ стало радио, образ "счастливой домохозяйки" успешно мигрировал на радиоволны.

После Великой депрессии и Второй мировой войны, во время которых во многом приходилось себе отказывать, все товары для обустройства дома пользовались у американцев все нараставшей популярностью. Тренду способствовало и то, что в 1950-х в массовое сознание потребителей в США стала внедряться пригородная концепция Уильяма Левитта, президента компании Levitt-and-Sons, Inc.,выступившего инициатором постройки в пригородах нескольких тысяч недорогих домов, которые девелопер рассчитывал продавать вернувшимся с войны соотечественникам в рассрочку и по приемлемой цене (ипотека предусматривала ежемесячные взносы в размере $60). К идее многие отнеслись скептически, но дороги в США были (и строились все новые), личный автотранспорт - вообще не проблема, так что все сработало. Немало семей выбирали жизнь "в глуши", где можно было попытаться и постараться обеспечить себе максимально комфортное существование.

Жизненный уклад пригородов предполагал стабильность и статичность: главы семейств ежедневно ездят в город на работу, а их жены остаются дома, воспитывая детей и занимаясь хозяйством. Закрепить этот образ как идеал помогло телевидение, ставшее самым плодотворным каналом пропаганды домашнего потребления, причем потребления, нацеленного в основном на женщин. Трендовыми стали телесериалы, демонстрировавшие стереотип эталонной семьи: уверенный в себе отец, ухоженные дети и мама, способная решить все бытовые проблемы. В октябре 1957 г. на канале CBS вышел в эфир ситком Leave It To Beaver, который - внимание! - сочинили и спродюсировали два бывших работника рекламного агентства J. Walter Thompson Advertising. Изначально авторы всего-то собирались создать контекст для размещения рекламы, включая product placement - от Ford и GE до мелких продуктовых брендов. Действие ситкома развивалось вокруг незатейливых злоключений школьника из пригорода и его семьи, а мать семейства по имени Джун была представлена в виде образцовой домохозяйки, которая убиралась, готовила, стирала белье, упаковывала сэндвичи и, разумеется, ходила за покупками безупречно одетая, на каблуках и с жемчугом на шее. И это, казалось, и было пределом ее мечтаний.

Потерянный рай

Изменил сию благостную картинку секс, а точнее, трансформация отношения общества к половой жизни. Спусковым крючком для изменений послужила монография профессора биологии Альфреда Кинси "Сексуальное поведение самки человека", опубликованная в 1953 г. Доктор Кинси посмел утверждать, что домохозяйки - не только матери, кухарки и уборщицы, но и существа, интересующиеся сексом не меньше их мужей. Эта мысль шокировала американцев настолько, что им потребовалось несколько лет, чтобы ее "переварить". Но в результате в моду вошли глубокие вырезы, платья с декольте, а в рекламу проникли сексуальность и определенная смелость. В конце 1950-х производитель бюстгальтеров Maidenform запустил рекламную кампанию в прессе "Мне снилось...", строившуюся на якобы снах женщин о том, как они появляются в нижнем белье в общественных местах.

Одной из первых сексуальный подтекст в рекламе использовали марки Revlon и Clairol. Clairol, например, сопровождала рекламу краски для волос слоганом "Она это делает... или нет?" (Does she... or doesn't she?). Вопрос относился, конечно, к окрашиванию волос, но в новых условиях некоторая сексуально окрашенная коннотация в нем тоже присутствовала.

Реклама краски для волос Clairol

Кстати, эти, как и другие подобного рода рекламные идеи, пришли в голову копирайтерам-женщинам. А рекламщица Хелен Гюрли Браун ушла из рекламного бизнеса в журналистику и в 1962 г. написала книгу "Секс и одинокая девушка", в коей призывала женщин к обретению финансовой независимости и сексуальным отношениям до или вне брака. Спустя год американская феминистка Бетти Фридан опубликовала книгу "Тайна женственности", где критиковала и консерватизм "счастливых домохозяек", и сексуальные вольности, рекомендованные Герли Браун. Фридан утверждала, что женственность - это искусственное порождение рекламных умов, которые десятилетиями внушали дамам, что они отличаются от мужчин, только для того, чтобы продавать им "женские" товары.

Чего хотят женщины

С середины 1960-х до конца десятилетия рекламодатели получили возможность начать извлекать выгоду из растущего стремления женщин к независимости. В конце 1960-х Virginia Slims прославились рекламным роликом "Ты прошла долгий путь, детка" (You've come a long way, baby), где курение сигарет приравнивалось к эмансипации.

Реклама Virginia Slims  

Да, теперь 51% американок работали, а не сидели дома, и зарабатывали все больше, больше и тратя. В 1970-е на линии соприкосновения "счастливой домохозяйки" и феминистки начал укореняться новый женский архетип, чему опять-таки немало способствовали рекламщики. На передний план вышла позаимствованная из комиксов концепция "чудо-женщины" и "супермамочки", успевавшей работать, растить детей, заботиться о муже и прекрасно выглядеть. Revlon, например, в 1980-м использовал эту концепцию в рекламном ролике духов Enjoli. Coca-Cola в 1996-м выпустила ролик в стиле ретромультфильма - там мать семейства спасает мир и успевает купить детям по бутылке колы. Этот образ в нацеленной на женщин рекламе жив и используется по сию пору. Достаточно вспомнить хотя бы ролик от Electrolux на тему "супермамочки", которой бытовая техника Electrolux помогает творить чудеса.

Особенно пристальное внимание со стороны производителей женщины-потребители стали испытывать в последнее десятилетие. Сегодня ведь в кредитоспособности слабого пола сомнений нет вообще никаких. Более того, 80% уволенных во время рецессии 2009 г. в США - мужчины. В таких условиях без женщин производителям и рекламщикам никуда. Даже у Harley-Davidson есть веб-страница для женщин-байкеров, а производитель кубинских сигар Habanos, по свидетельству журнала Time, начал выпускать дамские сигары - поменьше и помягче - под брендом Romeo y Julieta.

Сигареты Romeo y Julieta 

А вот с ориентированным на слабый пол и запущенным в 2009 г. ресурсом компьютерной компании Dell вышла незадача. Dell сделала сайт с, что называется, миленьким дизайном и советами о том, как искать в Интернете кулинарные рецепты и считать калории. Но посетительниц все это оскорбило, они сочли подобную концепцию веб-страницы результатом недооценки интеллектуальных способностей женщин и проявлением дискриминации. Комментарии были столь желчными, причем их было так много, что сайт закрыли через несколько дней.

15.03.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Конструкции из бумаги. Энциклопедия дизайна из бумаги

Конструкции из бумаги. Энциклопедия дизайна из бумаги
Конструкции из бумаги. Энциклопедия дизайна из бумаги. Книга представляет собой практичный и понятный учебник для дизайнеров которым необходимо создать объемную конструкцию из бумаги. Начиная с простых базовых форм и заканчивая креативными, сложными способами применения конструкций из бумаги в разных вариациях, как самых незамысловатых, так и в составных. Эта книга предлагает широкий спектр проектов на основе бумаги, чтобы помочь профессиональным дизайнерам, студентам и энтузиастам расширить свои навыки работы с бумагой. Проекты классифицированы по технике и показаны вместе с фотографией и простым шаблоном. Более 250 проектов включают пригласительные билеты, объявления о мероприятиях, переездах, открытии нового магазина, поздравительные открытки, рекламные открытки, плакаты, настольные конструкции, материалы для точек продаж и брошюры. Нацуми Акабане — профессиональный графический дизайнер и дизайнер упаковки, преподающий в Университете искусств и дизайна Джошиби и Школе дизайна Кувасава в Токио. Издание знакомит с ярким и своеобразным феноменом современного изобразительного искусства - бумажной пластикой.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

26.05.2025 - 03:13
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация