Статьи

Удобренный проект

Удобренный проект

Кролики, горшки, пиво, вобла, земля и цветы - Павел Ершов постарался собрать под крышей одного магазина все, что нужно дачникам. Заманить самих дачников оказалось сложнее.Свои отпуска владелец ГК "Ростком" Павел Ершов проводит в ботанических экспедициях.

Первая состоялась 15 лет назад, на Камчатку. С тех пор Ершов побывал в Новой Зеландии, Аргентине, Чили, Тибете и еще десятке мест. Везде он ищет орхидеи. Найденные цветы предприниматель разводит на подмосковном участке. Орхидеи растут прямо в открытом грунте. "Мне нравится естественная природа",- подчеркивает Ершов. 

Орхидеи - это хобби. Деньги на собственный участок площадью 1 га и на дорогостоящие поездки Павел Ершов заработал на фасованных грунтах и удобрениях. Входящая в ГК "Ростком" компания "Фаско" является крупнейшим производителем в России, выпуская около 40 млн упаковок ежегодно. Учитывая оборот оптового подразделения - "Гарден ритейл сервис", совокупная выручка группы превышает 1 млрд руб. в год. 45% продаж приходится на Москву, где компания присутствует в 80% специализированной розницы, остальное - на регионы. В июле прошлого года Ершов открыл собственный магазин площадью 6 тыс. кв. м в подмосковном Солнечногорске. 

Высокая стеклянная крыша делает дачный супермаркет "Дарвин" похожим на большую оранжерею. На парковке стоит машин десять: будний день, не сезон, да и находится супермаркет на 67-м километре Ленинградского шоссе. Ближе к Москве Ершов строить поостерегся из-за OBI, расположенного в Химках: в строительном гипермаркете тоже есть отдел товаров для дачи. Но оказалось, что прямой конкуренции между форматами нет. 

В ближайшие семь лет Ершов планирует построить в Подмосковье сеть из 20 дачных супермаркетов, которые напоминают гибрид garden-ритейла (в этом формате работают OBI и "Ашан сад") с премиальным супермаркетом, специализированным растительным питомником и зоомагазином. 

Ангар изобилия

Павел Ершов - большой почитатель Чарльза Дарвина, в честь которого и назвал розничный проект. Будучи последовательным дарвинистом, Ершов и свой бизнес воспринимает как часть глобального эволюционного процесса, который начался задолго до рождения самого бизнесмена: "Часто история успеха заложена предыдущими поколениями. Это глубокие корни, о которых обычно не задумываются. Например, у кого-то в роду были хорошие военачальники. Наверное, есть в этом смысл". 

В роду Ершова были хорошие земледельцы. У прапрадеда даже в неурожай водился хлеб, а бабушка в одиночку вырастила в войну семерых детей. Впоследствии она же пристрастила Павла к огородным работам. Правда, крестьянином он себя не видел. Вернувшись из армии в конце 1980-х, Ершов занялся оптовой торговлей, открыл вместе с партнерами маленькую пивоварню, а затем кафе. "Когда вам 20 лет, вы еще плохо представляете свои ценности",- оправдывается Ершов. Спустя несколько лет он продал партнерам долю в бизнесе. 

"Сила рода" настигла его в 1993 году. Для Дарвина поворотным моментом в жизни стало кругосветное путешествие, для Ершова - поездка с отцом с дачи в Калужской области. По дороге Ершовы увидели заброшенный ангар с минеральными удобрениями. Отец и сын набрали несколько мешков. "Это был шанс. Очень часто, когда вам выпадает шанс, вы начинаете рефлексировать: "А с чего бы он мне пришел, не испытание ли мне посылает дьявол?" Тогда вы не получите историю успеха",- говорит Ершов. Он не рефлексировал, а расфасовал удобрения в упаковки поменьше и развез на "Москвиче" по окрестным магазинам. Такого предложения на рынке не было, и товар буквально смели с полок. 

Тогда Ершовы договорились с производителями удобрений, которые обслуживали совхозы и колхозы в советские времена, и стали перепродавать их продукцию под маркой "Фаско" в более удобной для потребителя фасовке со 100-процентной наценкой. К делу подключилась вся семья. Впоследствии родители вышли из бизнеса, а вот сестра Павла - Евгения - сейчас директор "Дарвина". По данным "СПАРК-Интерфакс", Павлу принадлежит 100% ООО "Ростком" и по 75% ООО "Фаско плюс" и ООО "Гарден ритейл сервис". У Евгении - по 25% в двух последних компаниях. 

Вскоре вместо "Москвича" появился уазик, вместо гаража сняли помещение побольше. В 1998 году Ершовы купили зарубежную упаковочную машину. 

 Как работает "Ростком"

Реформы в Снопово

""Фаско" закупает чужое сырье, перемешивает и фасует в красивые пакетики,- говорит управляющий партнер компании "Мосгрунт" Родион Борзенков. - Это чистый маркетинг". Сегодня таким "маркетингом" занимаются сотни компаний. В основном это небольшие "дочки" предприятий, которые ведут разработку карьеров. Продают они недорогой грунт. "Фаско" пошла по другому пути. 

Еще в конце 1990-х Ершов пришел к выводу, что ему, как садоводу, было бы удобно покупать не отдельные удобрения (селитру, нитрофоску и т. п.), а продукты для конкретных видов растений. Затем Ершов захотел производить жидкие удобрения: "Это сейчас они везде есть, а тогда не было". Для этого требовались серьезное оборудование, профессиональные агрономы и химики. 

Оценить общий объем инвестиций в производство Ершов затрудняется: эволюция шла постепенно. Но в 2004 году "Фаско" купила 4 га земли в селе Снопово под Солнечногорском и построила там завод. Сегодня Ершов оценивает его стоимость вместе с землей в 250-300 млн руб.

В самый первый построенный цех директор завода Денис Кевченков ведет немного стесняясь. Там темно и пахнет гарью. "Это из-за печи. Чем выше температура, тем продуктивнее линия",- поясняет Денис, зачерпывая из ведра черные гранулы удобрений. Рабочий говорит, что гранулы бракованные, и протягивает те, которые прошли контроль качества. Внешне они неразличимы. 

Земельный цех по соседству выглядит более капитально. По конвейеру едут россыпи песка и торфа, они перемешиваются в огромном котле. Под ногами тоже песок и торф. Людей нет. После того как в прошлом году линию доукомплектовали, все делается автоматически. 

В соседнем зале к песку и торфу добавляются удобрения, и получается грунт. Раньше здесь работали восемь кладовщиц, которые готовили нужные компоненты перед каждой сменой. Теперь процесс распланирован на три смены вперед, а кладовщиц осталось две. Несколько работников укладывают готовые мешки на паллеты. К лету их тоже заменят машины: завод докупит оборудование. 

"За полтора года мы увеличили эффективность производства почти в два раза",- гордится Денис Кевченков. На доске в переговорной, которая также заменяет ему кабинет, расписан весь цикл производства. По схеме сейчас в смену выходят 47 человек. Раньше было около 80. 

Загружено производство в среднем на 80%. Начиная с ноября завод работает на пиковый сезон - апрель-май. По всему двору лежат покрытые черной пленкой паллеты с готовой продукцией. Дистрибуторы постепенно забирают их, но рассчитываться начнут только через два-три месяца. 

10% посетителей не нравится название "Дарвин", потому что ассоциируется с теорией эволюции. Павел Ершов не видит в родстве человека с обезьяной ничего предосудительного.

Брэндинг от химиков

Раз в квартал Павел Ершов выделяет день, чтобы объехать магазины, продающие продукцию "Фаско", и пообщаться с их директорами и персоналом. Результатом встреч стало то, что около пяти лет назад Ершов захотел превратить свою компанию из производителя удобрений в поставщика, который закрывал бы все потребности огородников и садоводов. 

Завод в Снопово выпускает примерно 300 различных видов продукции. Еще 100 позиций изготавливаются под марками и по заказу "Фаско" на сторонних площадках. Например, салфетки для протирки листьев делает производитель гигиенической продукции, а аэрозольные удобрения - производитель аэрозолей. 

Торговых марок Ершов придумал много, около 40. "Мы все точнее сегментируем потребителей",- объясняет он свой креатив. Например, марка Green Boom предназначена для ухода за газонами, хвойными и декоративно цветущими растениями, "Крепыш" - для рассады, Aquantida - для водных растений. Под маркой "Фаско" выпускаются универсальные минеральные удобрения и смеси. 

В пестром портфеле "Фаско" есть марки, которые пересекаются между собой, допускает Александр Еременко, управляющий директор агентства BrandLab. В прошлом году оно провело редизайн упаковки "Фаско" и разработало для компании брэнд органических удобрений Robin Green. "С точки зрения маркетинга рынок удобрений находится во вчерашнем дне. Это бизнес химиков. Новые марки появляются просто в зависимости от возможности создать новый продукт",- считает Еременко. По его словам, на общем фоне маркетинг "Фаско" выглядит более чем прогрессивно. 

Параллельно с заводом Ершов стал развивать дистрибуторскую компанию "Гарден ритейл сервис". Ее ассортимент насчитывает 3 тыс. наименований. Для сравнения: другой крупный подмосковный производитель грунтов и удобрений - "Гера" - предлагает около 1 тыс. товаров, из которых 100 - под своей маркой. 

Кризис 2008-2009 годов на бизнес Ершова повлиял незначительно, впрочем, как и на рынок грунтов и удобрений в целом. Уменьшились объемы загородного строительства, но люди не перестали копаться в земле. "Кризис кризисом, но я не видел, что люди выбрасывают горшки,- рассуждает Родион Борзенков.- У меня у самого дома цветы. Почему не купить два-три пакета удобрений, чтобы подпитать друзей?" 

По данным "СПАРК-Интерфакс", с 2007-го по 2010 год (сведения за прошлый год не опубликованы) выручка "Гарден ритейл сервиса" выросла в 3,5 раза, до 319,1 млн руб. Выручка "Фаско" увеличилась вдвое, до 494,3 млн руб. Обе компании ни разу не работали в убыток. В 2010 году их чистая прибыль составила 13,8 млн и 78 млн руб. 

"У нас есть правило: вся прибыль реинвестируется в развитие",- говорит Ершов. В 2011 году он рискнул пустить ее на розничный проект. Кроме того, "Ростком" прибегла к банковским кредитам. Если раньше долговая нагрузка по группе составляла 1:1 EBITDA, то в прошлом году она выросла до уровня 1:2,5. 

На старте проекта инвестиции в "Дарвин" оценивались в 150-200 млн руб. 

Сейчас Ершов говорит о 250 млн руб. - формат пришлось дорабатывать.

Пиво с елкой

"Салюты, фейерверки, петарды",- висит объявление на дверях супермаркета "Дарвин". Пространство у входа оккупировали елки, шары, декоративные светильники и прочие рождественские аксессуары. И если одна стена супермаркета завешена пакетиками с семенами, то в отделе товаров для бани продаются пиво, сидр и фасованная вобла. 

Изначально торговать продуктами питания не предполагалось, равно как домашним текстилем и игрушками. "У нас оказался другой клиент, более богатый и требовательный,- объясняет Павел Ершов.- Соответственно, зал надо делать удобнее, навигацию - информативнее. Это уже не DIY". Скорее это гибрид разных форматов. 

Ассортимент "Дарвина" насчитывает около 12 тыс. позиций. Половина приходится на растения. В соседнем OBI в Химках в этой товарной категории примерно 3 тыс. наименований. Еще 15-20% занимают товары по уходу за растениями: грунты, удобрения, инструмент. 5% - животные. Категорийный менеджер "Дарвина" Виктория Кирпа с гордостью показывает огромные аквариумы с рыбами для пруда, стеклянные боксы с курами-несушками, кроликами, хомячками и морскими свинками. 

- Мы думали: кроликов 10. Недавно на инвентаризации выяснилось, что уже 19,- улыбается Кирпа. 

- Кроликов на мясо продаете? 

- Что вы. Только в живой уголок. 

Управляющий партнер компании Serviceman Training and Consulting Андрей Ничипоренко находит формат интересным: "Основная проблема обеспеченных людей, которые живут в городе,- это недостаток времени. Поэтому идея "человек едет на дачу, давайте продадим ему все, что нужно" правильная". 

Кроме того, таким образом "Дарвин" борется с извечной проблемой garden-ритейла - сезонностью. В среднем объем продаж в несезон падает на порядок. По словам Ершова, в "Дарвине" разница составляет пять-шесть раз, а средний чек больше, чем в аналогичных садовых супермаркетах в Европе,- 1,2 тыс. руб. против 20 евро. 

Правда, за первый год работы прогнозируемая выручка "Дарвина" составит всего 150 млн руб., или 25 тыс. руб. с квадратного метра. В 2011 году агентство INFOline подсчитало, что ритейлеры DIY и household зарабатывали с "квадрата" в среднем 127,2 тыс. руб. 

Едва ли супермаркет в Солнечногорске окупится за три года, как предполагалось изначально. Однако пока средства у "Фаско" есть. В 2011 году выручка производственного подразделения выросла на 27% по сравнению с 2010-м. В ближайшие три года Ершов надеется сохранить темп и ведет переговоры о покупке участка под второй "Дарвин". Он должен открыться в конце нынешнего года на Дмитровском шоссе, ближе к Москве, где трафик посетителей значительно выше, чем в Солнечногорске. Второй "Дарвин" будет на 1-2 тыс. кв. м больше. В нем, например, станут продавать срезанные цветы, появится полноценный продуктовый отдел с упором на органическую еду. 

Первый магазин является экспериментальной площадкой, не скрывает Ершов. В дальнейшем развивать ритейл станет проще - на то она и эволюция.

КоммерсантЪ. Секрет фирмы
Advertology.Ru

15.02.2012

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Квадраты и сетки. На языке шаблона.

Квадраты и сетки. На языке шаблона.
Квадраты и сетки. На языке шаблона.. Книга Квадраты и сетки – это не только полная энциклопедия использования квадрата и куба в различных направлениях дизайна, но и детальная расшифровка символических значений этой простой и одновременно сложной фигуры. Книга послужит вам великолепным источником креативного вдохновения."Квадраты и сетки" рассказывает о порядке, технической точности, минимализме и модернизме. От диаграмм и модульных сеток, до пикселей и дорожных знаков, квадраты, сетки и решетки составляют каркас нашего существования. Они являются неотъемлемой частью каждого нового витка нашей истории, от флагов и гербов, до традиционной клетчатой шотландской одежды.Квадраты и сетки – визуальная дань квадратам, вдохновенная коллекция всевозможных проявлений квадратов и решеток в различных сферах жизни, и неиссякаемый источник идей для дизайнеров. Это третья книга из серии "На языке шаблона", образующей своего рода "библию шаблона" для дизайнеров. В серию также входят Полосы и Круги и точки.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.05.2025 - 14:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация