Статьи

Рецепт удачного ребрендинга

Рецепт удачного ребрендинга

Мы живем в век знаменитостей и активного имиджевого маркетинга. Компании постоянно проводят ребрендинг и меняют свои логотипы, часто выбрасывая деньги на ветер. Существует ли какая-то волшебная формула для тех, кто занимается брендингом?

Священная идея - добиться устойчивой узнаваемости сразу и навсегда. Конечная цель - сделать такой же сильный логотип, как у Coca-Cola (придуман в 1886 году), McDonald's (1968 год) или Nike, знаменитый росчерк которой был придуман в 1971 году и стал таким узнаваемым.

Почетный профессор истории искусств Оксфордского университета Мартин Кемп в своей книге «Christ to Coke. How Image Becomes Icon» рассмотрел 11 образов из сферы искусства, политики, коммерции, науки, которые обладают самым высоким культовым статусом. Существует ли какая-то волшебная формула для тех, кто занимается брендингом? На примере самых успешных имиджевых историй можно усвоить много самых разных и сложных уроков.

Что такое культовый образ? Слово «культовый» сегодня используется слишком часто. Его употребляют в отношении тех, кто добился временной славы. Между тем, культовый имидж переживает пространство, время и даже свое изначальное назначение. Образы, о которых говорит Кемп, не просто знамениты. Для них характерна поразительная повсеместная узнаваемость, они приобретают новые подтексты в разных культурах. Самые незабываемые из них становятся предметами культа.

На начальном этапе иконы были объектами религиозного служения. Греческое слово Eikon (образ, изображение) вошло в современное употребление в значении изображений Христа и святых в православном христианстве. Религиозный аспект сохраняется и в более поздние периоды.

Че Гевара со стилизованного под плакат портрета работы Джима Фицпатрика с годами трансформировался от коммунистического революционера до святого мученика, пострадавшего за идеалы юности, пишет Кемп.

Крупнейшие компании обычно всеми способам пытаются создать авторитетный образ, говорящий об их высшей власти и повсеместном присутствии. Иногда на эту цель работает символичная аналогия - например, царственный лев, который, например, был выбран кинокомпанией MGM.

Даже научные «иконы», такие как ДНК и E=mc², приобретают квазирелигиозное измерение, как тайные формулировки, озвучиваемые предстоятелями храма науки. Чем более сама наука становится недоступной для большинства из нас, тем сильнее повышается статус «духовенства». Эйнштейн прекрасно играет роль пророка.

Классификация образов

Кемп четко выделяет несколько типов знаковых образов. По его мнению, их одиннадцать. «Правила» для каждого свои. Ясно, что характерный дизайн бутылки Coca-Cola работает по-своему, не так, как известный снимок фотографа Ника Ута, на котором девочка убегает от напалма во Вьетнаме. Примечательно, что фотография может достичь огромной славы, даже если никому не известно имя автора.

В то же время знаменитая «Джоконда» вряд ли заняла бы свое место среди культовых полотен, если бы не имя автора. Стал бы бестселлер Дэна Брауна так же популярен, если бы он назывался «Код Микеланджело»? - задается вопросом Кемп.

А сколько людей знают, что модель знаменитой бутылки Coca-Cola разработал дизайнер Эрл Дин из Root Bottling Company в 1915 году? Таким образом, общие правила невозможны.

Некоторые образы конкретны, как Мона Лиза и Че Гевара, другие - обобщенные, абстрактные, например, сердечко. Абстрактные обычно постепенно просачиваются в массовое сознание. Форма сердечка появилась на игральных картах и только потом стала всеобщим символом любви. И потребовался гениальный дизайнер, такой как Милтон Глейзер, чтобы стертый символ с новой силой заработал на службе конкретной цели, говорит Кемп. Мы все знаем знаковый нью-йоркский слоган I♥NY. Однако яблочную символику - Нью-Йорк называют «Большим яблоком» (Big Apple) - мегаполис в большой степени проиграл Стиву Джобсу.

Мифы и легенды

Великие образы не столько нуждаются в мифах и легендах, сколько сами притягивают их, как магниты.

Чем более знаменит образ, тем более вероятно, что наши общие сведения о нем неточны.

Того факта, что на портрете Леонардо да Винчи изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, недостаточно для объяснения сверхизвестности этой картины. Нужна тайна или скрытый код, чтобы объяснить ее власть над аудиторией.

Во время работы над книгой Кемп не раз слышал, что Дед Мороз (Санта-Клаус) ходит в красно-белой шубе, потому что так он был показан в рекламе Coca-Cola художником Хаддоном Сандбломом. Но это неправда!

Иногда легенды приобретают своего рода статус некой истины. Предание о том, что первый американский звездно-полосатый флаг США сшила скромная швея Бетси Росс, так ясно воплощает в себе идею простоты и демократичности, что становится важнейшим «фактом» американской легенды.

Нередко важную роль играет случай, удачное стечение обстоятельств.

Если говорить о фотографии, здесь, как известно, многое зависит от способности фотографа оказаться в нужном месте в нужное время. Чтобы выделиться из миллиардов кадров и получить вечную славу, снимок - зачастую независимо от мнения и усилий автора - должен найти свой путь к славе.

Тот же Ник Ут не предъявлял знаменитый вьетнамский снимок как свой шедевр, отмечает Кемп. Фотокорреспонденту Associated Press Хорсту Фаасу пришлось убедить редакторов, что в данном случае следует нарушить правило, запрещающее публиковать фотографии обнаженных детей.

Оригинальная контурная ребристая бутылка Coca-Cola возникла в результате ошибки. Троих сотрудников компании отправили в библиотеку, чтобы выяснить, как выглядят плоды колы или листья колы. В энциклопедии Britannica они не нашли иллюстраций ни того, ни другого, вместо этого им попался плод шоколадного дерева. Так что в знаменитой бутылке должен был быть шоколадный напиток!

Что же формирует культовый образ? Нет никакого конкретного набора факторов, которые неизменно характерны для всех иконических образов. Тем не менее, есть некие тенденции, проявляющиеся в каких-то вариациях, пишет Кемп.

Некоторые из них он сводит к содержательному аспекту.

Простота идеи, с одной стороны, ясной и убедительной, но в то же время допускающей многочисленные и разнообразные ассоциации; способность оперировать обобщенными и конкретными значениями; взаимосвязь с общечеловеческими ценностями; акцент на религиозной или культовой составляющей; формирование коллективной идентичности.

Можно также выделить характерные, но не постоянные визуальные черты: ощущение некой сущности, выходящей за рамки материальной составляющей; симметрия или четко сбалансированная асимметрия; запоминающаяся простота образа; ясность и четкость цветовой палитры и тонов; узнаваемость даже на уровне фрагментов; повторяемость элементов, как в обойном принте.

22.11.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


1000 Икон, символов, пиктограм

1000 Икон, символов, пиктограм
1000 Икон, символов, пиктограм. В некотором смысле символы имеют преимущество над речью, ведь их понимают люди во всем мире. Простейшие картинки могут заменить слова "мужской", "женский", "Отель", "такси", "кемпинг". В наш век цифровых технологий символика переживает очередной расцвет: без нее не обходится ни интернет-навигация, ни мобильная связь. Это новое символическое эсперанто - спонтанное, всеобъемлющее и перспективное, по сути, является наилучшим материалом для дизайна, сопособным принимать любую форму и образовывать все новые и новые пласты визуальной коммуникации.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

21.06.2025 - 03:56
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация