Назад в прошлое: СССР и внутренние коммуникации на предприятии

Да, да, многие просто не хотят вспомнить, как было там, в СССР, в далекие времена. И зря! Ведь все новое - это хорошо забытое старое!
Многие исследователи абсолютно уверены, что работник в советское время "это „винтик" производственной системы, главная функция которого под воздействием „кнута" и „пряника" с энтузиазмом выполнять партийно-государственные решения". Под таким давлением народ потерял интерес к труду и умения качественно работать, появилась бюрократия.
Да, безусловно, были и негативные черты в ту эпоху, но ведь было и неиссякаемое желание трудиться на благо Родины, была вера в пользу, которую приносит твой труд. Поэтому, наверное, целесообразно, не в десятый раз разбирать недостатки Советской системы, а попытаться проанализировать, что же мы сможем извлечь из этого опыта.
В советских внутренних коммуникациях большое внимание уделялось созданию командного духа на предприятии, формированию чувства принадлежности к организации. На предприятии понятия "мое" и "наше" сливается в одно. Здесь немаловажную роль играют:
- Эмоциональная заряженность (лозунги, плакаты, соревнование).
- Внимание к неформальным коммуникациям (наставничество, вечера встреч, доска объявлений).
Эмоциональная заряженность
Марк Твен когда-то сказал: "Эмоции - один из самых трудоемких в изготовлении видов материи. Легче изготовить семь фактов, чем одну эмоцию". С этой истиной нельзя не согласится, впрочем, как и нельзя не признать, что система пропаганды в СССР - отлично справлялась с этой задачей.
Почему же так важно заразить сотрудника эмоцией, идеей? Для внутренних коммуникаций важнейшая цель - поддержание "корпоративного духа" в организации. Создание атмосферы "большой и дружной семьи" невозможно без обращения к чувствам и эмоциям ваших сотрудников. Это являлось неопровержимой истиной в советских внутренних коммуникациях.
Соревнования
Различные виды соревнований на предприятии в СССР рассматривались как "мощные ускорители эффективности производства". Проводились конкурсы на звание лучшего в своей профессии или за экономию различных ресурсов и рабочего времени, устраивались даже соревнования уборщиц (звучит, конечно, смешно, но зато на предприятии - идеальная чистота, а уборщица чувствует себя важным человеком в организации, который вносит вклад в общее дело). В таких конкурсах с удовольствием принимали участия рабочие, особенно молодые ребята, которые только пришли на предприятие. За победу полагались грамоты, ощутимые премии, имена победителей заносились на Доску Почета, в книгу Почета, объявлялись благодарности, присваивались почетные звание.
Согласитесь, соревнования выполняют довольно большую стимулирующую роль. Удовлетворяется потребности рабочих в самоуважении и уважении со стороны других. Личные результаты отмечаются публично - отсюда гордость за себя, свою работу, за предприятие, которое ценит твои успехи. Кроме этого, соревнования повышают командный дух в коллективе, позволяют лучше узнать друг друга.
Плакат
Еще один пункт, который хотелось бы отметить - это роль плаката в советских внутренних коммуникациях.
"Ни один вид изобразительного искусства не является в такой мере действенным, как плакат… Он негодует, бичует, разъясняет, увлекает к действию, раскрывая задачи… Он воспитывает массы"1. Плакаты висели практически на всех предприятиях, призывая выполнить работу качественно и досрочно, воспитывая рабочих, объясняя им правила безопасности и т.п.
Плакат действовал на зрителя не только и не столько текстовым пояснением, сколько эмоциональной художественной выразительностью, она точнее и быстрее воспринимается и прочнее запоминается. Многие из плакатов того времени и по сей день являются шедеврами изобразительного искусства. Конечно, большинство из них содержали в себе идеологическую окраску, но не это главное. Главное - та способность заражать идеей и воздавать настроение.
Основная цель - заставить зрителя обратить внимание на плакат, заставить его остановиться хоть на мгновение и просмотреть, прочитать, понять и запомнить. Для этого плакат должен действовать как выстрел, восприниматься и прочитываться как с одного взгляда. Нельзя допустить, чтобы зритель ломал себе голову и осмысливал текст. Все должно быть просто и понятно с первого взгляда. Этой задаче подчиняется весь композиционный строй, все изобразительные элементы, включая и рисунок, и цвет, и короткий звучный текст, органически включенный в композицию. Советский художник-плакатист Дени сформулировал данное правило в стихах:
Плакат не есть длинное чтиво,
Отнеситесь к зрителю бережно, учтиво…
Взглянул зритель и мыслью объят,
Вот это и есть плакат.
Если же рассматривать плакат как средство коммуникации, то он является одним из эффективнейших способов влияния на широкие массы. Плакат, конечно же, не может соперничать с периодической печатью, радио и тем более телевидением из-за сравнительно малой пропускной способности коммуникационного канала. Он заметно уступает им по мобильности, охвату аудитории, глубине освещения вопросов. Но, сочетая в себе образное содержание с художественной выразительностью, рисованная информация оказывается способной глубоко проникать в сознание аудитории, приобщать общество к какому-то событию, формировать дух сплоченности, заражать лозунгами.
Плакат обладает даже некоторыми преимуществами по сравнению с другими средствами коммуникации. В условиях постоянного дефицита времени и нарастающей эмоциональной напряженности, которыми характеризуется жизнь современных людей, рисованная информация легко преодолевает различные психологические барьеры, создаваемые усталостью, предубеждением или просто невниманием. Он удовлетворяет естественную потребность человека в эстетическом наслаждении, ярко окрашенных эмоциях, которые дает восприятие и умственная переработка изобразительной информации.
Внимание к неформальным коммуникациям
Наряду с экономическими интересами (заработная плата, льготы) человеком движут и социальные: командный дух, стремление к творчеству и самовыражению, чувство ответственности и т.п.
Это хорошо понимали на советских предприятиях. Для работника важно не только получать высокую и стабильную заработную плату, но и просто общаться и чувствовать себя на работе как дома. Поэтому поощрялось проведение различных сплачивающих коллектив (сотрудников и руководителей в том числе) мероприятий: спортивные состязания, выезды за город, экскурсии, концерты и т.д. К воздействию на неформальные коммуникации можно отнести создание благоприятного климата на предприятии и наставничество.
Создание благоприятного климата
Формированию благоприятного климата на предприятии уделялось особое внимание. Вот, что мы можем прочесть в одной из книг того времени: "Социально-психологический климат выражается в степени развития внутриколлективных связей, в которых отражаются ценностные ориентации и установки работников по отношению к своему коллективу в целом. Социально-психологический климат способствует заинтересованному и активному участию членов трудового коллектива в решении поставленных перед ним задач"2.
Приводится в этой книге и пример улучшения социально - психологического климата. В объединении "Днепрошина" была создана служба хорошего настроения под названием "Социально-психологический центр", в задачу которого входило изучение общественного мнения по актуальным для коллектива вопросам, регулирование служебных взаимоотношений и психологического микроклимата. На выходе из проходной были установлены ящички, в которых хранились специальные карточки. Каждый желающий записывал в одной из них суть просьбы, проблемы, конфликта или причины своего плохого настроения, а также какую помощь он бы хотел получить. По этим же вопросам можно было обратиться лично по телефону и получить ответ профессионального психолога.
Служба оказалась высокоэффективной в 95 случаях из 100 в той или иной форме вопрос решался, давались аргументированные ответы и принимались оперативные меры.
Наставничество
Еще один распространенный институт в советских внутренних коммуникациях - наставничество. Суть его вот в чем, для каждого новичка подбирается наставник, который помогает вновь прибывшему освоиться, обучает его, знакомит с предприятием. Вся работа проводиться в соответствии с Положением о наставничестве. Такая форма внутренних коммуникаций позволяет рабочему, новичку, справиться с болезненным периодом адаптации на предприятии, кроме этого, познакомиться с традициями, нормами, историей предприятия, словом, войти в коллектив, стать частью "команды", создать чувства принадлежности к организации.
Стоит ли использовать опыт советских коммуникаций? Безусловно, да! Особое внимание нужно обратить
- на приемы эмоционального заражения идеей, энтузиазмом;
- на способы создания благоприятного социально-экономического климата;
- на формирование командного духа в коллективе организации;
- на такое средство коммуникации как плакат.
Конечно, имеющийся опыт - это один из самых главных элементов в формировании внутренней коммуникации. Это доказывается и тем, что многое, рассмотренное выше уже эффективно применяется в различных российских компаниях.
Вот взять хотя бы соревнования и конкурсы. Это самый распространенный вид внутренней коммуникации, он же и наиболее эффективный. Многие компании сейчас проводят конкурсы среди своих сотрудников. Например, в финансовой корпорации "НИКойл" проводится ежегодный конкурс на звание "Лучший сотрудник" по 5 номинациям. "Лучший сотрудник по работе с клиентами", "Наибольший вклад в развитие бизнеса", "Наибольший вклад в обеспечение бизнеса", "Лучшая идея года" и "Лучший менеджер года".
А как вам идея проведения фотоконкурса в компании?! Можно даже организовать выставку, где любой сотрудник сможет выбрать лучшие снимки.
В наше время на рабочем месте многих сотрудников можно заметить различные цитаты о шефах, о превратностях службы, о своей работе; юмористические картинки, очень метко изображающие те или иные ситуации на работе; просто фотографии. В них отражаются интересы, недовольства, цели сотрудников, смысл их работы. Например, знаменитое высказывание в милицейских участках: "Отсутствие судимости не ваша вина, а наша недоработка!".
Все это подтверждает потребность современного сотрудника в рисованной информации. Так почему бы не использовать эту потребность в корпоративных целях, ведь можно совместить эстетически приятное зрелище с корпоративной идеей.
Правда есть одно "но" - современные сотрудники скорее поймут идею, выраженную юмористически, чем простой и прямолинейный, как в советские времена, призыв "перевыполнить план". Сложно сказать, с чем это связанно, может быть нашему человеку легче смотреть на нелегкую российскую жизнь через призму юмора. Еще неплохо воспринимаются и просто фотографии, имеющие логотип фирмы.
Идею заимствования опыта советского плаката успешно использовала компания ОАО "ГМК „Норильский никель"". В корпоративном журнале этой организации печатаются постеры.
Вот так по-современному звучит тема плаката. Хотя здесь он и называется постером, но смысл, по сути своей, не изменился. Сотрудник компании может вырезать понравившийся ему постер и повесить над рабочим столом. Кроме этого, интересен и еще один момент, - если у персонала весят такие плакаты, значит все участники процесса чувствуют себя одной командой, одним целым с фирмой.
На этих примерах мы видим, что возвращение в прошлое отнюдь не утопия. Методы внутренней коммуникации в СССР разрабатывались и применялись годами. Почему же мы должны отказываться от столь ценного опыта?! Как показывает практика, методы работы с персоналом, которые использовались раньше приносят достаточно весомый и ощутимый результат. Как говорится, "новое - это хорошо забытое старое". Так давайте, возьмем тот положительный опыт, который был наработан и попробуем создать новую улучшенную корпоративную культуру организации.
1 Моор Д.С. "Я - большевик!". М., 1967, стр. 51.
2 Работа с кадрами на предприятии: психологический аспект. - М., 1984. С. 57.
17.01.2005
Комментарии
Написать комментарий