Статьи

Спор с контрафактами

Спор с контрафактами

Кто только не пытается нелегально заработать на предстоящей Олимпиаде. Тут и псевдоолимпийские водка с колбасой, и море контрафактной одежды. Мы решили выяснить, как Оргкомитет "Сочи 2014" защищает свой бренд и как отличить настоящие олимпийские товары от поддельных.

Слова и кольца

Олимпиада - один из самых раскрученных брендов. Более того, многие исследования подтверждают, что пять олимпийских колец - это вообще самый узнаваемый символ в мире. Соответственно, и желающих им воспользоваться немало.

Что в России, что в мире основной принцип олимпийского маркетинга - принцип исключительности прав. То есть Сбербанк - единственный банк Игр, Volkswagen Group - эксклюзивный поставщик автотранспорта, а "Кока Кола" ни с кем не делится правом поставлять спортсменам и гостям прохладительные напитки. Соответственно, главная сложность состоит в том, чтобы эти исключительные права защитить.

На время подготовки и проведения Игр (то есть, с того самого момента когда российскую заявку одобрили в Гватемале) обязанность по защите этих прав на территории России возложена на Оргкомитет "Сочи 2014". Для этого в стране был принят специальный федеральный закон N 310-ФЗ от 1 декабря 2007 года "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в который включены статьи, регламентирующие использование олимпийской и паралимпийской символики.

Одна из них касается непосредственно использования олимпийской и паралимпийской символики, которая бывает словесной и визуальной. К первой закон относит такие слова, как "олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "olympic", "olympian", "Olympiad", "Sochi 2014", "паралимпийский", "Паралимпиада", "paralympic", "paralympian" и "Paralympiad", словосочетания "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Paralympic Winter Games", "Paralympic Games", а также всевозможные производные на их основе. Визуальной частью символики считаются разнообразные олимпийские эмблемы и талисманы, огонь, факел, флаг, кольца, а также эмблемы и маскоты предыдущих Олимпийских игр. То же самое с паралимпийскими символами. Ничем из этого нельзя пользоваться без предварительно заключенного договора с Оргкомитетом "Сочи 2014" или Международным олимпийским комитетом.

Другая статья того же закона посвящена запрету недобросовестной конкуренции и попыткам создания ложных ассоциаций с Олимпийскими и Паралимпийскими играми.

Кроме профильного закона в арсенале у Оргкомитета имеется еще одно оружие. Целый ряд брендов (например, "Зима 2014" и "Сочи 2014") был специально зарегистрирован в качестве товарных знаков, в том числе для того, чтобы их не могли использовать недобросовестные предприниматели.

"Оргкомитет признан одним из самых эффективных правообладателей в части защиты бренда,- с гордостью заявляют в Оргкомитете "Сочи 2014".- Во многом мы обязаны этим эффективному мониторингу".

Привлеченная Оргкомитетом подрядная организация изучает уличную рекламу более чем в 30 крупнейших российских городах. Кроме того, специалисты просматривают более 50 федеральных и региональных телеканалов, прослушивают более 50 радиостанций и читают более 500 печатных изданий.

Также аналитики ежедневно читают более 200 наиболее значимых сайтов. Впрочем, с интернетом дела обстоят сложнее. Ведь полномочия Оргкомитета заканчиваются на российских границах, поэтому как взаимодействовать с сайтами, расположенными на зарубежных серверах, пока не понятно. Предполагается, что с такими нарушителями будет в случае чего разбираться МОК. Но прибегать к помощи зарубежных коллег в этом вопросе организаторам российской Олимпиады пока не приходилось.

Фонды и помидоры

В России самым громким случаем, когда предстоящую Олимпиаду пытались незаконно использовать в рекламе, стала история с "Управляющей компанией Банка Москвы". Произошло это осенью 2007-го, когда компания без ведома Оргкомитета сформировала паевой инвестиционный фонд (ПИФ) под названием "Олимпийский проспект Сочи 2014". Причем ПИФ с самого начала позиционировали как предназначенный для вложения средств в те отрасли промышленности, которые должны выиграть от олимпийского строительства.

Весной 2009 года Федеральная антимонопольная служба признала этот рекламный ход проявлением незаконной конкуренции. "УК Банка Москвы" пыталась оспорить это решение в арбитражных судах нескольких инстанций, но всюду проиграла и вынуждена была выплатить штраф в 7 млн 132 тыс. 648 рублей. Фонд после этого переименовали в "Площадь Победы".

В Свердловской области один из банков решил использовать в своей рекламе олимпийские кольца как раз во время Игр а Ванкувере. По заявлению Оргкомитета свердловское УФАС России признало подобное использование олимпийской символики в рекламе банка незаконным.

Еще одна история с пятью кольцами коснулась известной сети фитнес-клубов. Они провели внутрикорпоративную олимпиаду с использованием традиционного символа. На этот раз в Оргкомитете обошлись предупреждением. Другой региональный фитнес-клуб в прошлом году использовал в своей рекламе словосочетание "олимпийские заплывы". Вопрос был решен с помощью ФАС.

Предприятия общепита тоже не стоят в стороне. Во время Олимпиады в Ванкувере крупный московский ресторан попытался ввести у себя "олимпийское меню". Другая ресторанная сеть использовала олимпийские символы в наружной рекламе. В первый раз удалось обойтись предупреждением, во втором понадобилась помощь ФАС.

Не остались в стороне и производители алкоголя. Так, один известный водочный бренд выпустил новую марку, приписав к своему обычному названию цифры 2014 и оформив этикетку в зимних тонах. Потом один отечественный завод шампанских вин собирался выпустить специальную партию "олимпийского" шампанского, да еще и с упором на то, что этим шампанским будут поздравлять спортсменов-победителей. За это ФАС оштрафовала виноделов на 100 тыс. рублей.

А мясокомбинат в Краснодарском крае пытался под шумок наладить выпуск полукопченой колбасы "Олимпийская по-сочински". В результате комбинат был оштрафован на 40 тыс. рублей, а его директор еще дополнительно на 4 тыс.

Под раздачу попала даже сеть супермаркетов, установившая в разгар ванкуверской Олимпиады "олимпийские скидки".

Бывают и совсем уж странные случаи. Так, недавно на одной из наших южных таможен задержали партию из десятков тонн помидоров, расфасованных в ящики с олимпийскими кольцами. Сами овощи конфисковывать не стали, но тара была уничтожена. Впрочем, какую выгоду собирались извлечь из олимпийских колец продавцы томатов, совершенно не понятно. "Олимпийская символика настолько узнаваема и привлекательна, что ее стараются использовать при любой возможности",- считают в Оргкомитете.

Самый свежий случай конфликта вокруг олимпийского бренда имел место в Республике Адыгея уже в нынешнем году. Там ФАС запретила одной из строительных компаний использовать слово "олимпийский" в названии жилого комплекса.
А все ли товары могут быть "олимпийскими"? Оказывается, законной "олимпийской" колбасы или водки в принципе быть не может. "МОК запрещает использовать прилагательное "олимпийский" в описательной части товаров и услуг",- объясняет Алексей Швецов.

Ну а как же быть с уже существующими олимпийскими названиями, оставшимися с Игр 1980 года? Можно ли использовать их в брендах и рекламе? Закон обратной силы не имеет, поэтому спорткомплексу "Олимпийский", например, ничего не грозит. А с новыми брендами вопрос будет решаться индивидуально.

"Мы каждый раз будем смотреть, действительно ли создается ложное впечатление о причастности к Играм. И действовать уже исходя из этого",- обещают в Оргкомитете.

Так что если, скажем, хозяин кафе на Олимпийском проспекте решит назвать заведение по топонимическому принципу, претензий к нему, судя по всему, не будет.

Олимпийский контрафакт

Легальная одежда с символикой Сочи 2014 продается только с 2010 года. А сувенирная продукция с эмблемой Олимпиады со дня на день только начнет поступать в магазины. Однако на любом вещевом рынке уже не один год как можно обзавестись "олимпийской" футболкой.

Если говорить языком цифр, то за прошлый год правоохранительные органы выявили больше 1,5 тыс. нарушений, связанных с подделкой олимпийской символики. И по мере приближения к Олимпиаде таких случаев становится все больше и больше.

В основном нарушителей ловят на таможне и вещевых рынках. Безусловными лидерами по подделке являются, конечно, одежда и обувь. На них приходится 70% всего контрафакта. Дальше уже с серьезным отставанием идут сувенирная продукция, детские игрушки и всякая мелочь вроде солнечных очков и пластиковых стаканчиков.

Подделки в основном идут из-за рубежа. Главные поставщики контрафакта - Китай и Казахстан. Поэтому производителей фальшивок отечественные правоохранители ловят довольно редко. Но в 2009 году недалеко от Москвы правоохранители накрыли-таки фабрику, где делали одежду с эмблемами Олимпиады.

Принята даже специальная комплексная программа по защите олимпийской и паралимпийской символики. В ее рамках МВД теперь регулярно проводит спецоперации "Контрафакт - Олимпиада-2014". Первая такая операции прошла по всей стране в прошлом августе. За две недели было проведено свыше 34 тыс. проверок, составлено свыше 500 протоколов об административных правонарушениях. Мероприятие станет ежегодным, а возможно, будет проводиться и чаще.

Посильную лепту вносят и лицензиаты Игр. Полномочий, чтобы самостоятельно бороться с фальшивками, у них нет. Зато о любом обнаруженном контрафакте они тут же сообщают в Оргкомитет.

Надежнее дензнаков

Конечному потребителю защититься от подделок несложно. Во-первых, уже скоро львиная доля товаров с символикой будет продаваться в специальных олимпийских магазинах и отделах магазинов.

Во-вторых, начиная с сентября 2010 года олимпийская продукция (пока, правда, это только одежда официального партнера Игр BOSCOSport) снабжена специальными защитными элементами - голограммами и марками. Для Оргкомитета их разрабатывал ФГУП "Гознак", поэтому и на тех и на других можно насчитать более 10 скрытых и видимых элементов защиты.

"По степени защиты наши марки и голограммы можно сравнить с денежными знаками некоторых государств",- считают в Оргкомитете.

Правда, граждане об этих способах защиты пока что не знают. Но ближе к концу года Оргкомитет обещает запустить большую рекламную кампанию, где россиянам подробно объяснят, как отличить настоящую олимпийскую символику от поддельной.

Третий способ обезопаситься от фальшивок - проверить номер товара. Дело в том, что на всей олимпийской продукции кроме защитной марки или голограммы имеется индивидуальный набор символов. Если ввести этот номер в окошко на странице brand-pro.goznak.ru/ (туда же можно попасть по ссылке с официального сайта Оргкомитета), можно узнать, что за товар под этим номером зарегистрирован. Если система ответит, что такого номера в ней нет, или вместо только что купленной куртки укажет на магнит для холодильника, то товар поддельный, а наклейка на нем фальшивая или переклеена. Тут же можно открыть форму обратной связи и сообщить, где и когда был куплен контрафакт.

Антон Никитин, "Ъ"
Advertology.Ru

12.05.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

01.05.2024 - 23:59
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация