Статьи

"В России предпочитают не кофе к выпечке, а наоборот"

"В России предпочитают не кофе к выпечке, а наоборот"

Евгений Коган, главный акционер сети «Кофеин», сидит в своем кафе рядом с барной стойкой и наблюдает за посетителями. «Смотрите: две серьезные женщины что-то обсуждают уже целый час, - замечает он. - А вот совсем юная парочка. Они также здесь давно - значит, им тоже комфортно». Когда Коган рассказывает, что и как делают в «Кофеине» для привлечения посетителей, у него загораются глаза - кажется, наконец-то найден желанный образ бизнеса.

Несколько лет назад сеть называлась по-иному, в дизайне вместо коричневых тонов доминировали желтый и розовый цвета и главным в меню было не кофе, а донаты, американские пончики с глазурью.

Почему он начал с донатов? Все просто: Евгений Коган - гражданин США. В 1982 году (в возрасте 19 лет) он с родителями уехал из СССР в Израиль, а затем перебрался в Штаты, где учредил трейдинговую фирму. В начале 1990-х Евгений вернулся на родину. Вместе с американскими и российскими партнерами он создал «Фуд Трейд Групп». Холдинг стал крупным импортером курятины, торговал рыбой, бакалейными товарами и детским питанием. Подконтрольная ему компания «Сольер» обосновалась на рынке кондитерских изделий и полуфабрикатов для гастрономов и ресторанов. И лишь в 2005 году Коган решил инвестировать в общепит.

Середина 2000-х была временем бурного роста закусочных и кофеен. Одна только «Шоколадница» открывала по 20-25 заведений в год. Коган думал, чем бы отличиться, и остановился на донатах, очень популярных в Америке. Неудачный опыт Dunkin' Donuts, за три года работы в России открывшей одно заведение и ушедшей с рынка, его не смущал (Dunkin' Donuts позже вернулась на рынок - заведения открывает франчайзи компании). «Мне казалось, донат настолько понятный продукт, что быстро будет востребован», - вспоминает бизнесмен.

Для своей сети Коган придумал веселое название - «Дони-Доник». До конца 2007-го «Фуд Трейд Групп» планировала открыть порядка 50 заведений - самостоятельно и с франчайзи. Удалось 12, и то лишь в Москве. Инвестиции в сеть приблизились к $4 млн. Хотя некоторые точки вышли на самоокупаемость, Евгений Коган был недоволен выручкой (18 млн рублей за первую половину 2007 года). В «Дони-Доник» делали ставку на пончики. Выяснилось, что российский потребитель предпочитает не кофе к выпечке, а наоборот, и вывеска «Дони-Доник» ни о чем ему не говорит. Раз так, все «Доники» нужно переделать в кофейни и переименовать.

В списке вариантов нового названия был «Кофеин». Удивительно, но это «говорящее» слово никто еще не использовал как торговую марку. Логотип, который в компании сделали своими силами, по стилистике получился похожим на McCafe - кафетерии при McDonalds. Гигант фастфуда осваивал нижний ценовой сегмент - со средним чеком около $10, и Коган нацелился туда же. Правда, он уверяет, что не стремился подражать McCafe, а просто выбирал легкое для восприятия написание.

Летом 2007 года сеть «Дони-Доник» превратилась в «Кофеин». Смена вывески, дизайна и меню моментально увеличила посещаемость и выручку. В некоторых кофейнях - почти вдвое. Казалось бы, ребрендинг прошел удачно. «Я приходил, садился за столик. Мне нравилось: дешево и вкусно, - рассказывает Коган. - И в то же время я чувствовал, что этого недостаточно. Нужна еще и специфическая атмосфера, которая притягивает посетителей».

На мозговом штурме в отделе маркетинга родилась идея: «территория кофе - территория комфорта». Воплотить ее поручили лондонскому агентству Wren & Rowe, которое за $30 000 разработало для «Кофеина» новый фирменный стиль, начиная с вывески и витрин и заканчивая дизайном салфеток. В логотипе англичане объединили коричневый и нетипичные для кофеен салатный и желто-зеленый цвета, подчеркнув этим оригинальность заведений. А символом сделали букву «К», с которой начинались ключевые для бренда слова: кофе, комфорт, клуб.

На переделку своих кофеен, начавшуюся в марте 2008 года, и подготовку сотрудников Коган потратил около $1,5 млн. Когда все было сделано, начался кризис. В 2009 году, по данным «Бизнес Аналитики», оборот сетевых кофеен в среднем упал на 15%. По словам Когана, выручка в «Кофеине» в расчете на одно заведение не только не уменьшилась, но даже подросла.

С осени 2008 года в сети появилось более 10 новых кофеен, при этом был закрыт ряд старых, не вписывавшихся в концепцию (на фуд-кортах в торговых центрах). Создание «атмосферы культа кофе» подразумевало переход в более высокий ценовой сегмент. Затраты на открытие одного «Кофеина» поднялись на 30%, при этом средний чек увеличился вдвое - до $20. Сейчас в сети 20 кофеен (все в Москве и окрестностях), ее выручка в 2010 году приблизилась к 350 млн рублей. Начальные инвестиции Когана и его партнеров пока не окупились, но «Кофеин» уже приносит достаточно прибыли, чтобы не вкладываться в оборотный капитал.

«Мы стараемся дружить с клиентами», - говорит владелец «Кофеина». Каким образом? В его кофейнях постоянно что-то устраивается: фотовыставки, диджей-вечеринки, художественные конкурсы, турниры настольных игр, мастер-классы по приготовлению кофе. Однажды целую неделю шла акция: сыграй с бариста в «камень, ножницы, бумагу», победишь - получишь чашку любого кофе. У сети есть свои карты лояльности, и 20% их владельцев (около 25 000 человек) заходят в ее кофейни два раза в неделю и более. Для них Коган хочет организовать еще и бесплатные показы артхаусного кино.

Владелец сети «Кофемания» Игорь Журавлев считает, что «Кофеин» нашел свое лицо и все делает правильно. «Концептуальные кофейни окупаются небыстро, зато у них высока доля постоянных гостей», - замечает он. Правда, на рынке доля таких заведений - со средним чеком $20 и выше - невелика: всего 13%. Более 60%, по оценке IndexBox, занимают кофейни со средним чеком до $15. «Шоколадница» в прошлом году только в Москве открыла 10 кофеен.

Но Коган не жалеет, что ушел от массового потребителя: «Я доволен тем, что мы создали действительно что-то новое». Почти 50% продаж в его сети приходится на кофе - это очень высокий показатель для рынка (в среднем 30%). А донаты в меню «Кофеина» остались всего в двух вариантах - исключительно для ассортимента. 

Иван Просветов, Forbes
Advertology.Ru

14.04.2011

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

22.05.2024 - 00:28
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация