Статьи

Подходы к исследованию покупательского поведения

Подходы к исследованию покупательского поведения

Если  потребительское отношение к бренду - это набор сознательных и бессознательных оценок, которые можно выявить сидя в фокус-группе, то покупательское поведение - это целый комплекс параметров, о многих из которых покупатель может даже и не догадываться.

Не секрет, что Потребитель - это не обязательно Покупатель. Тот, кто потребляет товар, не обязательно его покупает. И это касается не только кормов для животных и товаров для младенцев. Бренд может планомерно выстраивать свой образ, ориентируясь на молодых мужчин 18-25, и с удивлением обнаружить, что его типичный Покупатель - не менее выгодная с точки зрения бизнеса аудитория домохозяек 25-35. При этом с этой «выгодной» аудиторией Покупателей никакой планомерной работы не ведется и ее потенциал в полной мере не реализуется. Что становится совсем удивительно, если учесть, что до 85% всех покупок FMCG совершают женщины.

Это, конечно же, не означает, что все бренды должны немедленно переориентироваться на женщин активного «покупательского» возраста, а маркетинг в целом должен срочно переключиться с «потребительского» на «покупательский». Это говорит о том, что необходимо учитывать интересы не только Потребителей, но и Покупателей. Изучать особенности и тех и других и вырабатывать стратегии эффективного взаимодействия с обеими группами. При этом это необходимо не только тогда, когда потребители и покупатели - разные группы. Это становится особенно важным, если Покупатель и Потребитель - это один и то же человек.

В ходе недавнего качественного исследования группы Потребителей-Покупателей кофе мы выявили сильную лояльность группы респондентов к бренду Jacobs и его коммуникации. Они показали отличное знание бренда, его коммуникации и не скупились на высоко позитивные и глубоко эмоциональные оценки. Они были готовы назвать Jacobs своим любимым брендом. Тем не менее, когда пришло время пойти в магазин и совершить реальную покупку, все купили Carte Noir. Несмотря на то, что Jacobs стоял там же, на той же полке, по более низкой цене.

Принимая во внимание ограниченную валидность этого исследования, оно заставляет нас более пристально присмотреться к тому, кто же такой Покупатель и почему он, будучи нашим лояльным потребителем, не всегда готов купить наш товар. Однако прежде чем ответить на эти вопросы необходимо принять во внимание, что привычные методы исследований, которые мы десятилетиями использовали для изучения Потребителей, не всегда хороши для изучения Покупателей.

Маркетинг последних десятилетий был поглощен борьбой за ум и сердце Потребителя. Именно Потребителя! Известное «давайте обсуждать вкус ананасов с теми, кто их ел» практически исключило Покупателей из сферы интересов исследователей рынка. Битва за показатели знания, восприятия, отношения и "share of mind" обусловили направленность большинства исследовательских методик. Большинство методов маркетинговых исследований  оценивают и изучают то, что Потребитель  знает или думает о бренде. Даже тестируя поведение, большинство исследований ориентируется на то, что Потребитель помнит или думает о покупке и потреблении.

Ключевое отличие в исследовательских подходах Потребителя и Покупателя заключается именно в том, что мы можем себе позволить изучать сознание и подсознание Потребителя, однако мы не можем избежать изучения реального поведения Покупателя в реальной среде.  Если отношение к бренду - это набор сознательных и бессознательных оценок, которые можно выявить сидя в фокус-комнате, то Покупательское поведение - это целый комплекс параметров, о многих из которых Покупатель может даже и не догадываться.

Поэтому для исследований Покупательского поведения первостепенное значение имеет изучение поведения в реальной среде. Как Покупатель пишет список покупок и почему он не пишет бренд Perrier, а пишет минеральная вода? С кем Покупатель идет в магазин? Как он подходит к полке? Что видит и что слышит в этот момент? На что реагирует? Как он берет товар с полки? Удобно ли держать упаковку и нести ее домой? Насколько хорошо она умещается в сумку? А в холодильник? Какие из этих параметров можно адекватно оценить на фокус-группе или глубинном интервью?  Очевидно, что без реального сопровождения покупки и других этнографических подходов нам Покупателя не понять.

В ходе недавнего проекта Saatchi&Saatchi X для одного из российских брендов йогуртов выяснилось, что при всей любви к бренду Покупателям было недостаточно ясно видно какие фрукты изображены на упаковке, и выбор нужного вкуса потенциально мог занять больше времени. Не желая тратить время на выбор, покупатели тут же переключались на другую марку - на ее упаковке фрукты и вкусы отчетливо читались. Данные были получены с использованием методики Xploring - изучения реальных Покупателей в реальной среде. При этом важно отметить, что в искусственной среде (фокус-группа, eye-tracking, shopping-симуляторы), покупатели потенциально готовы тратить больше времени на изучение упаковки и получение подобных результатов могло оказаться под вопросом.   

Однако и изучение поведения Покупателя в магазине иногда бывает далеко не достаточно для полного понимания Покупателей и разработки стратегий эффективного взаимодействия с ними. Покупка - это сложный механизм, который «запускается» задолго до входа в магазин и не заканчивается на кассе. По сути, покупка начинается тогда, когда Покупатель начинает осознавать свою потребность в товаре и заканчивается тогда, когда начинает планироваться повторная покупка. Только изучив, что мотивирует Покупателя на всем протяжении цикла покупки и с какими барьерами на каждом этапе он сталкивается, можно быть уверенным, что вы неплохо понимаете своего Покупателя.

В ходе недавнего проекта Saatchi&Saatchi X для Nestle на одном из рынков выяснилось, что мамы не рассматривают кукурузные хлопья Nestle как полезный и питательный завтрак для своего ребенка. При этом отмечалось позитивное восприятие Бренда и осознание того, что «дети его очень любят». Тем не менее, Бренд выпадал из внимания мам-Покупателей еще на этапе планирования - задолго до прихода в магазин! В самом же магазине, покупатели даже не подходили к секции с хлопьями, считая что «там ничего полезного для ребенка быть не может». Более того, мамы избегали этих секций, опасаясь, что дети начнут их просить купить ненужный, достаточно дорогой продукт. В ходе исследования того, что на самом деле волнует мам, выяснилось, что они очень озабочены тем, чтобы их чадо получило достаточно витаминов и энергии для сохранения концентрации в течение всего школьного дня.  Этот инсайт и лег в основу рекламной компании "одна тарелка хлопьев Nestle - прекрасный старт для школьного дня". Изменение упаковки, создание коммуникации внутри магазина, разработка сета POSM материалов - все было направлено на устранение барьера, который препятствовал покупке бренда.  

Таким образом, очевидно, что покупатели заслуживают отдельного внимания не только маркетологов, но и исследователей. Традиционные «консьюмерские» исследовательские  методики не всегда могут в полной мере объяснить поведение человека в магазине. Для принятия адекватного решения относительно исследования Покупателей, важно помнить главное:

1) Сегодня реалии современного маркетинга говорят о том, что стремительное развитие современного ритейла приводит к тому, что производители вынуждены все больше и больше считаться с теми, кто покупает их продукт в ритейле, т.е. уже не только со своей целевой аудиторией, но и с целевой аудиторией ритейлера. Они не всегда совпадают.
2) Исследуя Покупателей, мы исследуем не восприятие, а поведение. Поэтому для понимания реальных инсайтов Покупателей и выработки релевантной стратегии мы изучаем реальное поведение Покупателей в реальной среде.
3) Покупатель - это не только человек в магазине. Это тот, кто планирует покупки, потенциально может пойти в магазин за вашим товаром и поделиться результатами и впечатлениями от самого товара, а также от процесса его приобретения со своей группой в социальных сетях. Поэтому начинать исследовать Покупателя необходимо задолго до прихода в магазин - дома, на работе, на улице - в любом месте, где Покупатель формирует потребность в продукте и, возможно, составляет список покупок. А заканчивать исследование необходимо после потребления продукта и рекомендации или не-рекомендации его своим родственникам, друзьям и знакомым. Создание позитивного процесса совершения покупок, устранение барьеров для покупок, и получение от этого удовольствия - одна из приоритетных задач продвинутых компаний и крупнейших мировых ритейлеров.

Saatchi & Saatchi X
Advertology.Ru

01.11.2010

на печать


Комментарии

Перегрузкин
02.11.2010 9:32 | сообщение #1
 

Статья однозначно предвзята. Работа проведена агенствами и исследования показаны слишком однобоко. Результаты рекламных компаний проведеных по результатам исследований вообще умалчиваются. Основная мысль очевидна, анализ илипреперация науки никогда незаменят комплексное изучение и системный подход. Это касаетс всех областей жизни человека. Если эти умозаключения позволяют комуто сравнивать брендинг с мерчандайзингом, а психологию со статистикой, чтож, я соболезную.

КФ
02.11.2010 15:16 | сообщение #2
 

почему он не пишет бренд Perrier, а пишет минеральная вода? - я, например, пишу список в телефоне. Поскольку словарь Т 9 не знает слова "Миргород", пишу - "минералка", так быстрее. Вот, если бы Миргородская ТМ прислала мне фичу - "добавить в словарь", было бы с их стороны отличным ходом. А самому вбивать, как-то всё время лень ))

бабушка
03.11.2010 13:18 | сообщение #3
 

Перегрузкин, зачем же бросаться в крайности? Сказано ж - Традиционные «консьюмерские» исследовательские методики не всегда могут в полной мере объяснить поведение человека в магазине :)

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Профессия digital-мира - influence marketing manager Профессия digital-мира - influence marketing manager
Работа с блогерами требует определенных навыков и знаний. Как найти релевантного инфлюенсера под конкретные сегменты брендов и определенные задачи, что необходимо проверить перед стартом сотрудничества, как и на каких условиях с ним взаимодействовать, какие важные нюансы необходимо соблюсти в коммуникации/документации? На все эти вопросы знает ответы — инфлюенс-маркетинг менеджер. Кирилл Диденок, диджитал продюсер, основатель коммуникационного агентства DIDENOK TEAM, рассказал, что входит в обязанности инфлюенс-маркетинг менеджера, и как им стать.
Telegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистовTelegram - важный инструмент в арсенале PR-специалистов
Владимир Ступников, Генеральный директор коммуникационного агентства АУРА в составе Газпром-Медиа Холдинга. Социальные медиа становятся все более важным инструментом в работе каждого PR-специалиста, и одной из относительно новых, но стремительно растущих платформ, является Telegram. Этот мессенджер, изначально позиционировавшийся как безопасный и приватный инструмент связи, приобретает все большую популярность и привлекает внимание маркетологов и PR-специалистов по всему миру.
PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии...PR-специалисты будущего: какие компетенции и требования профессии... (1)
Татьяна Жигаленкова, управляющий партнер LotUS Communications, рассказала какие компетенции, и требования PR-специалистов будут актуальны через 5 лет.
Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

21.05.2024 - 23:58
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация