Статьи

Вновь я по сети

Вновь я по сети

Российские политики все энергичнее пробуют себя как блогеры. И все чаще получают результат, обратный ожидаемому. Свежий пример - история с кировским губернатором Никитой Белых.

31 августа во время сугубо серьезного мероприятия государственной важности, а именно заседания Госсовета, произошла забавная история. Губернатор Кировской области Никита Белых вместо того, чтобы внимательно слушать выступления коллег, писал в это время в Twitter - сервис микроблогов. И не просто так писал, а поправлял главу Томской области Виктора Кресса, приписавшего идею создания президентских лицеев Дмитрию Медведеву. На самом деле придумал это вовсе не президент, а он, Никита Белых. Дмитрий Медведев тут же сделал блогеру замечание: "Вот Никита Юрьевич Белых сидит и пишет в Twitter прямо с заседания Государственного совета. Видимо, больше заняться нечем". Инцидент, впрочем, был быстро исчерпан.

Всякому, кто знаком с российской школой начала-середины 90-х, эта история покажется очень знакомой. А люди с педагогическим опытом, сами конфисковавшие в свое время у школьников не один десяток пищащих тамагочи, с готовностью посочувствуют Дмитрию Медведеву, который только и может, что сделать замечание. Все-таки отнимать мобильные устройства связи у действующих губернаторов как-то неловко. А то, что на Белых наябедничал помощник президента Аркадий Дворкович, еще более усиливает сходство: примерно так мог бы наябедничать учителю староста класса. Правда, президент как-то не обратил внимания, что и сам Дворкович вместо того, чтобы внимательно слушать выступления коллег, в это время читал Twitter.

Блоги в Twitter, LiveJournal или в социальной сети Facebook ведут теперь многие российские чиновники. Twitter и ЖЖ особенно популярны - именно их выбрал Дмитрий Медведев. Блоги в ЖЖ ведут Борис Грызлов, Сергей Миронов, Олег Чиркунов, Александр Жилкин, Олег Морозов, Рустам Минниханов, а в апреле учетная запись появилась даже у Рамзана Кадырова. В Twitter присутствуют Павел Астахов, Вячеслав Позгалев, Александр Кузьмичев, Дмитрий Зеленин и, как теперь знает вся страна, Аркадий Дворкович с Никитой Белых.

Общий смысл перехода от официальных сайтов партий, кандидатов и правительственных ведомств к социальным медиа состоит в том, чтобы не тратить время и деньги, завлекая пользователей туда, куда они идти не хотят, то есть на эти самые официальные сайты. Пользователей приглашают прийти прямо к политикам - ну не домой, но вроде того. Вроде бы это не должно создавать особых проблем: политики и большинство чиновников по определению являются публичными фигурами, какие тут могут быть неожиданности?

Действительно, если поручить ведение блога пресс-службе, как это произошло, в частности, с Дмитрием Медведевым, особых неприятностей не случается. Ну разве что какой-нибудь шутник заведет в Twitter учетную запись с похожим названием (kermlinrussia вместо kremlinrussia) и станет там зло и энергично вышучивать речи президента. Пресс-службы приучены не обращать внимания на такие вещи, так что все живы, здоровы и при деле. Проблема одна. Когда пресс-служба ведет блог за Дмитрия Медведева, его все равно читают: президент в России один (ну более или менее). А среди остальных политиков возникает конкуренция, в которой выигрывают те, кто не доверяет это занятие пиарщикам, а ведет блог сам.

Скажем, блог губернатора Пензенской области Василия Бочкарева, состоящий из официальных и полуофициальных документов, читать очень скучно. Его, кажется, никто и не читает. А блог губернатора Пермского края Олега Чиркунова - не только увлекательное местами чтение, но и площадка, на которой Чиркунов сам, никому это не передоверяя, общается с людьми. И читают этот блог три с лишним тысячи человек.

Пример того, как активность в сети может навредить блогеру самостоятельному, но, как бы это сказать, неосмотрительному,- происшедшая в середине августа история с губернатором Псковской области Андреем Турчаком, которого журналист "Коммерсанта" Олег Кашин припечатал цензурным, но нехорошим словом. Тот оскорбился. И не просто оскорбился, а пришел к Кашину в блог и не только потребовал извинений, а еще и установил срок, что при желании легко можно истолковать как угрозу. В результате история получила чрезвычайно широкую огласку и попала в ленты информационных агентств.

С пресс-службой безопаснее и привычнее, но скучнее. Впрочем, и пресс-служба не спасает иногда от неприятностей. Скажем, одной из первых записей в блоге Рамзана Кадырова был рассказ о том, как он за рулем "Приоры" прокатился по Грозному. Запись эта довольно быстро была удалена, однако дотошные блогеры во главе с дизайнером Артемием Лебедевым мгновенно докопались до причин: днем раньше в блоге депутата Госдумы Адама Делимханова появилась очень похожая запись (местами совпадение было дословным). Только депутат ехал за рулем "Калины" и по центру Москвы. Позже выяснилось, что блог Делимханова поддельный, однако паника, в которую впала пресс-служба, удалившая запись, вполне показательна.

Европе и США массовое пришествие госчиновников в блоги и социальные сети произошло чуть раньше - и обожглись западные политики на незнакомой среде тоже первыми. В большинстве стран неприятности политикам обычно приносит Facebook, у нас пока недостаточно популярный. Эрма Киернан, кандидат на выборах в городской совет ирландского города Ньюбриджа, поместила в своем профиле фотографию, на которой она хватает за грудь другую девушку. В католической стране этого оказалось достаточно, чтобы Киернан пришлось снять свою кандидатуру с выборов.

Один из спичрайтеров Обамы, Джон Фавро, опубликовал в Facebook фотографию с вечеринки, на которой он изображен в обнимку с картонной фигурой Хиллари Клинтон. На следующий день его уволили. Бывают и более серьезные инциденты. В мае 2009 года Джулия Клокнер, молодой политик из германского ХДС, поместила все в том же Twitter сообщение, что президент Хорст Келлер переизбран, за 15 минут до официального объявления результатов. В августе того же года двое немецких парламентариев опубликовали в анонимных микроблогах предварительные данные о ходе голосования на выборах в бундестаг до их окончания.

Совсем анекдотический скандал (похожий, впрочем, на историю с Никитой Белых) произошел в Болгарии, где в марте председатель городского совета Пловдива обнаружил, что некоторые депутаты все время, пока обсуждался бюджет (две недели), были заняты в основном игрой в Farmville на том же Facebook. Депутата от националистической партии "Атака" исключили из профильного комитета. Он оправдывался тем, что играл не очень много и дошел всего до 40-го уровня, а вот девушка от Партии правых демократов за сильную Болгарию доигралась аж до 46-го.

У всех этих на первый взгляд непохожих историй есть много общего. Политики, повторимся, люди публичные - и в России тоже. Наверняка даже те из них, кто никогда не избирался, а интервью давал только специально обученным журналистам, имеют какие-то навыки работы с определенным типом публичности. Однако, когда речь заходит о блогах и социальных сетях, они и мы, люди непубличные, оказываемся в одной и той же ситуации.

Нам кажется, что нас слышит (то есть читает) только та аудитория, к которой мы обращаемся. На самом деле благодаря развитию технологий поиска наши слова становятся доступны гораздо более широкому кругу людей, причем без всяких специальных усилий с их стороны. Как пишут иногда на автомобильных зеркалах заднего вида, "объекты в зеркале ближе, чем кажутся". В сети возникает искажение размеров сферы приватного, она кажется больше. Думал ли Никита Белых, что Аркадий Дворкович читает его записи в Twitter в реальном времени? Вряд ли.

Хуже того, сеть все помнит, и любое лыко можно поставить в строку - не только политику, но и обычному гражданину. Не далее как на прошлой неделе председатель совета директоров Google Эрик Шмидт сказал в интервью The Wall Street Journal, что многим молодым людям придется впоследствии менять имя, чтобы их не связывали с тем, что они публикуют сейчас в интернете. Похоже, Шмидт не так уж далек от истины. И политиков, и обычных людей, не проводящих в интернете большую часть жизни, подводит недооценка прозрачности этой среды. Здесь невозможен плагиат, здесь очень трудно сдержать распространение любых сведений, здесь о вас знают все, что вы сообщили кому-либо даже в полуприватном режиме. Информация просачивается в малейший зазор и становится общим достоянием.

Социальные сети и блоги, Twitter и Facebook, LiveJournal и просто iPhone, в котором вы забыли отключить программу, определяющую ваши координаты,- все это создает совершенно новый тип публичности, к которому профессиональные политики так же непривычны, как и мы с вами. Разница, правда, есть. Неосторожный политик в этой среде производит шума и ущерба - как слон в посудной лавке. А мы, граждане,- ну что... В худшем случае уроним заварочный чайник.

Станислав Львовский, "Ъ-Власть"
Advertology.Ru

06.09.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Манга. Кацусика Хокусай

Манга. Кацусика Хокусай
Манга. Кацусика Хокусай. Эта книга об удивительном и любимом многими японском художнике Кацусике Хокусае и о его пятнадцати книгах манга. О манга Хокусая написано множество научных работ, мы же представляем читателю избранные гравюры из всех 15 книг и краткую историю их создания. Влияние Хокусая на японскую и мировую культуру трудно переоценить. Книги «Манга Хокусая», как и «Большая волна в Канагава» являются культовыми произведениями. В общей сложности «Манга» — это 900 страниц, на которых размещены около 4000 персонажей и сюжетов. Многие объединяют все пятнадцать книг в одну и называют её пра-мангой — прародительницей целого художественного направления в искусстве.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.06.2025 - 14:32
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация