Статьи

Страх будущего

Страх будущего

Даже под давлением движения, выступающего против генетически модифицированных продуктов на рынке страны, эта тенденция неизбежна в связи с мировой экономической ситуацией. Наука и государство ищут средства укрепления потребительской уверенности

Генетически модифицированные объекты (продукты) создают в последнее время много шума в новостях. Европейские организации по охране окружающей среды и общественные заинтересованные организации активно протестуют против продуктов ГМО, а противоречивые исследования 1990-х годов относительно влияния генетически модифицированной пыльцы кукурузы на гусеницу данадиды (бабочки-монарха) вынесли вопрос генетической инженерии на обозрение общественности в США.

27 марта 1999 года четыре члена группы «Дженетикс сноубол» спокойно зашли в супермаркет Теско в Лондоне и «конфисковали» продукты, предположительно имеющие генетически модифицированные ингредиенты. Когда «сноуболцы» отказались платить за товары, которые они захватили, требуя, чтобы их заменили на органические, их быстро арестовала полиция. Один из активистов обосновал свои действия таким образом: «Магазины Теско нарушают правила продажи продуктов, которые опасны и которые угрожают урожаям других фермеров в процессе выращивания из-за генетического загрязнения. Я намерен продолжать обеззараживание супермаркетов и надеюсь, что другие присоединятся тоже». Эта малочисленная группа корнями уходила в движение за чистоту окружающей среды, популярное в предыдущем десятилетии.

Результат такой кампании был быстрым и неожиданно успешным, что, в общем, объясняется и борьбой за рынки сбыта. Активисты «зеленого движения», религиозные организации, группы общественного интереса, ассоциации и некоторые ученые и правительственные чиновники стали шумно поднимать вопрос по поводу ГМО-продуктов питания и критиковать агробизнес за стремление получать прибыли, не заботясь о потенциальных рисках. Они также выступали с критикой правительств за отсутствие соответствующих регуляторных норм. Средства массовой информации начали говорить о том, что распространение трансгенных сортов сельскохозяйственных растений принимает огромные масштабы, однако конкретных цифр, которые бы подтверждали это, нет. Информация подобного рода, как правило, исходит от людей, далеких и от пищевой, и от сельскохозяйственной промышленности. В вопросе применения ГМО-продуктов царит вопиющий непрофессионализм: интервью дают, в основном, представители экологических движений и те, кто позиционирует себя как защитника прав потребителей. Даже Ватикан и Принц Уэльский выразили свое мнение.

В ответ на быстро растущее беспокойство общественности Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США часто проводит открытые собрания для публики в вопросе ГМО. В апреле 2009 года в Швейцарии состоялась очередная Европейская конференция по территориям, свободным от ГМО (проходит ежегодно с 2005 года) и т.д.

И действительно, в Европейском Союзе в 1999-2004 годах существовал временный запрет на выращивание ГМ-растений, однако не в отношении продукции, полученной из трансгенных растений в качестве пищи для человека и корма для животных. Позиция ЕС относительно ГМ-растений была либеральной. В 2007 году семь стран (в 2006-м - пять) занимались выращиванием ГМ-растений на площади более 100 тысяч га.

Каковы же преимущества генетически модифицированных продуктов? Глобальное население достигло 6 миллиардов человек, и, по прогнозам, увеличится вдвое в ближайшие 50 лет. Обеспечение продуктами питания станет главной проблемой в недалеком будущем. ГМО-продукты удовлетворят эту потребность тем, что урожаи будут иметь повышенную устойчивость к гербицидам, вредителям, болезням, действию температур и т.д., свойства продукции будут улучшены (сроки созревания, состав, цвет, длительность хранения и проч.), и, соответственно, урожайность будет повышена.

Применение ГМО также имеет цель решить проблему очищения окружающей среды от тяжелых металлов и органических загрязнений, создать условия для синтеза некоторых соединений в растениях (включая и фармацевтические препараты), а также использовать растения для производства таких соединений. Кроме того, генетические преобразования нужны для решения научных задач, при этом сам процесс генетической трансформации уже стал рутинным, доступным для лабораторий. На сегодняшний день около 140 разновидностей растений было трансформировано, при этом получено разрешение на выращивание и применение в качестве пищевых продуктов или кормов для животных только небольшого их количества. Мировым лидером в этой области является Америка, затем идут Аргентина, Бразилия, Китай и Канада.

Нельзя, конечно, исключать и отдаленные последствия для здоровья человека. Есть предположения, что такие продукты повышают склонность к пищевой аллергии. Вероятно, что введение гена в растение может стать причиной возникновения новых аллергенов и вызывать реакции у людей, склонных к аллергии. Именно поэтому было отклонено предложение ввести ген бразильского ореха в сою. Во избежание вреда, который ГМО-продукты могут принести потребителям, требуются обширные исследования. Опубликованная в журнале «Lancet»статья описывает влияние ГМ-картофеля на пищеварительный тракт у крыс. Результаты исследования показали существенную разницу между испытуемой и контрольной группой. И все же критики утверждают, что, как и в случае с бабочкой-монархом, эти результаты не выдерживают пристального научного изучения. В целом на сегодняшний день никаких негативных последствий от использования ГМО не установлено. В конце концов, едим же мы мясо с ДНК коровы или свиньи, пьем молоко с тем же ДНК, употребляем овощи, отличающиеся по составу от человеческого организма! По крайней мере, научная литература не дает каких-либо сведений негативного влияния на окружающую среду, здоровье человека и животных.

Право потребителей выбирать стало политическим трюизмом, своего рода неопровержимым клише, которое включается в речи правительственных чиновников, главных исполнительных лиц корпораций и активистов. Сама идея «выбора потребителя» парадоксальна, поскольку слово «потребитель» - это продукт эры массового производства и повышенного корпоративного контроля над рынком. Появление понятия «потребитель» шло рука об руку с потерей индивидуумом какого-либо контроля над рыночными силами. И, тем не менее, считается, что именно потребитель имеет право все знать, а обязанность компаний - предоставлять им информацию и выбор. При этом индустрия надеется, что такой принцип победит страхи потребителя и сделает его более восприимчивым к новым технологиям, но боевой клич активистов все более превращает покупателей в неуправляемый электорат.

Тот факт, что трансгенная продукция уже присутствует на нашем рынке, подтверждается результатами выборочных анализов, проведенных несколькими лабораториями. Трудно принять какое-либо решение без точной и полноценной информации, и, стало быть, стратегия поведения до сих пор не выработана. Однако среди потребителей уже укоренилось настороженное отношение к продуктам такого рода, хотя это пока и не носит массовый характер. При этом полностью игнорируется тема ГМ-организмов, уже давно и достаточно активно использующихся в пищевой промышленности и фармацевтике, практически замалчивается тема ГМ-животных и рыб, имеющих коммерческое применение.

Информационный шум и яростные споры относительно опасности употребления генномодифицированных продуктов вдребезги разбиваются о неоспоримость фактов, подтверждающих повсеместное использование таких продуктов ничего не подозревающим населением.

Конечно, можно попробовать обойтись без продуктов, содержащих ГМО, а это - все виды растительного масла (с возможным добавлением импортного соевого масла), кондитерские изделия (растительное масло, соя), все сладости на основе шоколада, конфитюры и варенья (загустители на основе ГМО), переработанные мясные продукты (колбасы, сардельки и проч.), хлеб (ГМО- кукурузная мука), молочнокислые продукты (ГМО-микроорганизмы и загустители), мясные, рыбные и овощные консервы, вся косметика, табак. Итак, что будет есть на завтрак гражданин, тщательно избегающий продуктов, не имеющих маркировки «Без ГМО»?

Еще в 1990-х годах производители предсказывали возможную реакцию потребителей на пищевую биотехнологию и пытались разработать логическую стратегию коммерциализации для пищевого сектора в целом. Сейчас делаются попытки найти противовес потребительской неуверенности. Два элемента являются ключевыми: процесс консультирования компаний между собой и программа исследования для определения страхов и пожеланий потребителя ГМО- продуктов. Всеобъемлющая программа маркировки пищевых продуктов, основанных на ГМО-сырье, должна рассматриваться как ключевая для потребителей. Однако эта стратегия еще не нашла своего выражения на отечественном рынке из-за того, что компании избегают использовать трансгенные ингредиенты под давлением анти-ГМО кампаний.

Шум вокруг распространения ГМО по всему миру - крупный бизнес-расчет. Раздутые вокруг этой темы дискуссии - это хорошо спланированный ход по продаже более дорогих для развитых стран «природных» продуктов. Миру хватает естественного продовольствия. Ведь в противном случае сеяли бы тысячи гектаров не рапса, а пшена или риса. Не исключено, что какие-то общественные организации, самые активные противники ГМО, финансируются за счет различных грантов и фондов и просто «отрабатывают» полученные деньги, иногда даже не подозревая об этом. Еще одна возможная причина - желание изменить ценовую политику на «природные» продукты или «пропиарить» исключительный не-ГМО характер своей продукции, как например, это делает кондитерская отрасль, которая в своих кампаниях делает акцент на данное качество и активно рекламирует свою продукцию упаковками с новой маркировкой «Не содержит ГМО!».

Что же нужно изменить в отношении потребителей к ГМО-продуктам, их практическом применении и распространении? Прежде всего следует определиться с государственной политикой в этом вопросе. Перед правительствами стоит немало задач, в частности, проведение испытаний на безопасность, создание нормативной базы, выработка позиции на международной политической арене, маркировка продуктов питания. Многие понимают, что генетическая инженерия - это неизбежность будущего: мы не можем себе позволить оставить без внимания технологию, которая обладает огромными потенциальными преимуществами.

05.08.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan

Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan
Сюнга. Откровенное искусство Японии / Shunga. Explicit Art of Japan. В этой книге многое впервые. Впервые на русском издается книга посвященная Японской откровенной гравюре Сюнга. Впервые в издании представлено более 700 произведений. Когда мы их отбирали из трехтысячной коллекции шли настоящие редакционно-искусствоведческие баталии. В книгу вошли самые интересные, значимые и редкие работы. Впервые проведена атрибуция некоторых гравюр и книг. Хвастаться не хорошо, но это действительно круто!   О Сюнга С момента создания этих волнующих образов прошли сотни лет, однако японская эротическая гравюра продолжает приковывать взгляды зрителей по всему миру. Можно долго спорить о том, кто впервые взялся за изображение на бумаге, в глине или мраморе сексуальных сцен. Их можно обнаружить еще на фресках древнего Рима или на античных вазах Греции. Вся Европа в эпоху Возрождения не брезговала картинками, поднимающими «тонус». Да почему только Европа? Нечто подобное было характерно и для древнего Перу. А что уж сказать об Индии, где Камасутра служит своеобразной азбукой для мужчин и женщин! Славился этим искусством и Китай. Но если спросить знатока этого жанра о наиболее эффектных образцах изобразительного искусства, то ответ будет однозначным: на этом поприще удачнее всего потрудились мастера ксилографии Японии XVII-XIX веков. Отнюдь не намекаем на сексуальную распущенность японских мастеров культуры. Дело в том, что взаимоотношения полов во всем их разнообразии в Японии всегда воспринимались как нечто естественное, причем не ограниченное сугубо семейными рамками в японской религии – синтоизме – не удастся найти ничего, что бросало бы мрачную тень на секс. Даже древние мифы, посвященные космогоническим процессам, нередко насыщены сугубо сексуальными подробностями. Возьмем, к примеру, описание процесса зарождения мира, изложенное в самом древнем письменном памятнике Японии – «Кодзики», датированным 712 годом. Результатом этого вполне невинного, с точки зрения японца, божественного инцеста и стало появление Японского архипелага, а вместе с ним и всего мира, в котором мы живем. В стране издавна существовал (и поныне сохраняется!) фаллический культ, связанный с прославлением богини плодородия. Сюнга в дословном переводе означает «весенние картинки». Почему японцы дали такое название рисункам? Вернее всего, этот термин был позаимствован у китайцев. Но в Японии он прижился. Может быть, это связано с характерным для этого народа четким ощущением смены времен года. Именно весной под теплыми солнечными лучами не только оживает природа, но и обостряются человеческие чувства, эмоции переполняют душу. Книжки-альбомы сюнга изначально считались лучшим и непременным подарком молодоженам со стороны родителей, родственников или друзей. Часть гравюр в книжке изображала весьма реалистичные ситуации, другая была более фантазийной, где любовники принимали поистине невозможные позы, доступные, пожалуй, лишь опытным акробатам. Книгами сюнга в стране увлекались все поголовно, не зависимо от материального или социального статуса, старики и молодежь, мужчины и женщины. Правительство Японии не раз пыталось лишить свой народ столь дешевого и доступного развлечения. Однако это приводило лишь к росту ухищрений участников торговых сделок. Среди книг сюнга множество шедевров таких именитых и талантливых мастеров гравюры, как Моронобу Хисикава, Хокусаи Кацусика, Иссё Миягава, Сигэнобу Янагава, Утамаро Китагава, Эйсэн Томиока. Авторы графических листов предельно откровенно, с мельчайшими анатомическими подробностями изображали моменты интимных контактов между мужчинами и женщинами, мужчинами и мужчинами, женщинами и женщинами, людьми и животными (например, осьминогами, тиграми), женщинами, мужчинами и потусторонними существами… Сюнга вполне обоснованно может считаться прародителем таких современных жанров искусства, широко распространившихся по современному миру, как анимэ и манга.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.06.2025 - 03:06
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация