Статьи

Пресс-тур для олигархов

Ввязавшись в борьбу за французскую газету Le Monde, сенатор Глеб Фетисов превратил отдельные покупки россиянами иностранных СМИ в тенденцию. А также лишний раз доказал, что подобные инвестиции лишь в самую последнюю очередь делаются ради материальной отдачи.

Недавний проигрыш сенатора Глеба Фетисова в борьбе за влиятельную французскую газету Le Monde можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, похоже, что решение о покупке было принято спонтанно и не очень хорошо подготовлено. Устроители конкурса сообщали, что предложение от бизнесмена пришло в последний день подачи заявок и представляло собой небольшое письмо на одной странице, причем написанное по-русски. Тогда как остальные претенденты присылали досье объемом 20-25 страниц с подробным объяснением причин заинтересованности в покупке компании и конкретными предложениями по развитию издания. Во-вторых, во Франции не очень любят, когда иностранцы покупают местные СМИ. На этот счет существует даже специальный закон, запрещающий иностранным бизнесменам владеть более чем 20% акций газеты, о чем, конечно, тоже можно и нужно было бы поинтересоваться заранее. В итоге газету продали французам - банкиру Матье Пигасу, предпринимателю Пьеру Берже и президенту-основателю телекоммуникационной компании Free Ксавье Ньелю.

Сложнее объяснить как раз не неудачу покупки, а само желание купить французскую газету. Долг газеты составляет около €100 млн, рекламные доходы постоянно падают. На своем интернет-сайте Глеб Фетисов заявил, что ему представился «уникальный шанс приобрести этот антикварный экземпляр медиарынка, который с годами может стать только ценнее», а также уверенно подчеркнул, что у него есть «четкое представление, как реструктурировать долги и заработать на издании, не вмешиваясь в журналистскую составляющую». Однако нам представляется, что истинная цель покупки «антикварного медиаактива» могла быть скорее имиджевой. «Такие проекты играют роль скорее статусных, хотя, конечно, позиционируются они как вложения в бизнес, который в будущем может принести прибыль»,- подтверждает вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов. С ним согласен и эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов: «С точки зрения экономической выгоды это, конечно, сомнительные операции. Несмотря на то что сама покупка почти ничего не стоит для миллиардеров и рисует их в роли белых рыцарей-спасителей, приобретаемые ими активы откровенно убыточны, и даже до невысокой рентабельности таким проектам далеко». Генеральному директору United Media Holding, президенту Гильдии издателей периодической печати Александру Страхову такие приобретения представляются и вовсе странными: «Я не очень склонен к теориям заговоров, но есть версия, что покупка таких активов делается по поручению "вышестоящих органов". А иначе зачем? Издание печатной продукции не отличается высокой рентабельностью и на российском рынке, а на Западе, боюсь, во многих случаях рентабельность вообще стремится к нулю».

Успех агента

На самом деле российские предшественники Фетисова на поприще охоты за зарубежными СМИ считали и считают рентабельность, стремящуюся к нулю, небывалым успехом.

Экспансия российских предпринимателей в европейские СМИ началась зимой 2009 года: серьезными активами в Европе тогда обзавелись бизнесмен Александр Лебедев и сын сенатора Сергея Пугачева Александр.

А уже этим летом европейское медиасообщество было потрясено известием о том, что российскому миллиардеру Александру Лебедеву, по-прежнему называемому всеми бывшим агентом КГБ, удалось поправить финансовые дела ранее убыточной британской The Evening Standard. Нужно заметить, что российские приобретения Лебедева в медиасфере аналогичными успехами похвастать не могут (в «Новой газете», где Лебедев владеет 49% акций совместно с Михаилом Горбачевым, экономических прорывов не наблюдалось давно). «Об этом странно писать, и в это трудно поверить»,- писала в июне британская The Guardian, докладывая, что, согласно квартальному отчету, конкурирующее издание впервые за годы перестало быть убыточным. Затрачивая каждую неделю около €1,34 млн на издание и распространение газеты, примерно столько же The Evening Standard получала еженедельно в виде доходов. Чтобы добиться таких показателей, Лебедев предпринял неординарный и очень рискованный шаг: сделал бумажную версию газеты бесплатной. И это в то время, когда крупнейший медиамагнат мира Руперт Мердок подумывает о том, чтобы сделать платными онлайновые версии газет Times и Sunday Times, переживающих резкое падение тиражей и объемов рекламы. The Evening Standard за то время, что принадлежит Лебедеву, увеличила аудиторию и тираж в три раза: тираж с 236 тыс. до 600 тыс., аудиторию с 500 тыс. до 1,4 млн человек. Журналисты The Guardian честно признались, что потратили целый год на поиски скандалов, сомнительных интересов Лебедева и грязных сделок. «Мы ничего не нашли»,- признал редактор газеты Стивен Брук. Фактически, говорит он, вздорная и консервативная The Evening Standard при русском хозяине стала политически более сбалансированной, но при этом легче по содержанию: в ней стало больше секса и моды.

Тем не менее до окупаемости проекту еще очень далеко. Лебедев купил газету за £1 (сегодня это примерно €1,2), пообещав до конца 2010 года выплатить ее долги, достигающие, по разным подсчетам, от €15 млн до €25 млн. К тому же резкого роста рекламных поступлений газета смогла добиться лишь к началу 2010 года, а предшествовавший этой победе год поисков и реформ обошелся бизнесмену, по подсчетам британской регистрационной палаты, в €33,8 млн.

Дань элегантности

Несмотря на такие большие траты, Лебедев все же решился усилить экспансию: за такие же деньги, то есть за фунт стерлингов, в марте 2010-го он приобрел еще одно умирающее британское издание - The Independent (газеты The Independent и The Independent on Sunday, а также веб-сайт independent.co.uk). На сей раз предприниматель не стал доказывать, что превратит издание в прибыльное, а честно признался, что решил «элегантно потратить деньги». Убытки газеты лишь за 2009 год составили €14,8 млн, но бывший владелец обязался погасить из них €11 млн. Нужно отметить, что прямой конкурент The Independent - газета The Guardian - отнеслась к новому медиамагнату всерьез. Опасаясь, что богатый Лебедев сделает бесплатной и эту газету, The Guardian в марте отвела целую полосу в одном из своих изданий высмеиванию «обрусевшего» конкурента и подчеркиванию собственной независимости. Недружелюбные к русскому олигарху журналисты писали также, что Лебедев зря надеется втереться таким способом в европейский истеблишмент, поскольку, купи он хоть сотню газет, все равно в глазах этого истеблишмента останется бывшим агентом КГБ.

Но это предсказание как раз и не сбылось. Со времен покупки The Evening Standard, а в еще большей степени после покупки The Independent влиятельные круги Британии стали оказывать Лебедеву очень теплый прием. Он встречается с экс-премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном, с лидером консерваторов Дэвидом Кэмероном, открывает конференцию главных редакторов европейских изданий в Глазго, получает приглашения на важнейшие мероприятия с участием членов королевской семьи, приглашает сам - и от его приглашений не отказываются. Например, на ежегодный летний банкет в помощь детям, больным раком, который фонд Горбачева и Александр Лебедев проводят в особняке Лебедева на территории Хэмптон-корта - бывшей загородной резиденции английских королей. Британская пресса уже ударилась в другую крайность, утверждая, что в их стране «Лебедева чествуют, а на родине избегают».

О том, что европейские СМИ - стратегическое направление деятельности для Лебедева, свидетельствует и тот факт, что к управлению этим бизнесом с самого начала подключился сын медиамагната Евгений. Сейчас 30-летний выпускник Лондонской школы экономики, еще не так давно слывший заядлым тусовщиком, вкладывает деньги в лондонский ресторан Sake No Hana и в дом моды Wintle, а также активно занимается развитием издательского бизнеса отца.

Ответил за отца

Александр Пугачев, сын другого российского миллиардера - Сергея Пугачева, стал владельцем французской газеты France Soir, но добился куда меньших результатов как в деле вывода из кризиса этой газеты, так и в покорении европейской элиты.

Поначалу приобретение France Soir казалось успешным. 25-летний выпускник Университета Монако Александр Пугачев легко преодолел ставший фатальным для Глеба Фетисова запрет на приобретение французских газет иностранцами: к тому времени он уже несколько лет являлся гражданином Франции. Впрочем, сомнения на его счет все же были, поскольку Франция имела в этой сфере плохой опыт с французскими гражданами российского происхождения. В 2006 году предприниматель Аркадий Гайдамак, к которому власти Франции, а также Интерпол имеют претензии в связи с делом о продаже оружия в Анголу, сулил за France Soir огромные деньги, но ему было отказано. Так что Александру Пугачеву пришлось поклясться в торговом суде, что он не знает Аркадия Гайдамака.

Относительно затрат на газету известно лишь, что за первый год после приобретения было вложено в ее развитие €20 млн. Условия сделки по покупке газеты Александр Пугачев не раскрывает. Даже о банке-поручителе известно только, что это «солидный французский банк». Молодой предприниматель не очень уверенно говорит и о том, на чьи деньги сделано приобретение. Сначала он говорил, что на папины. «Я люблю Францию, а France Soir - известная марка французской прессы, которой нужен был инвестор для возрождения. Я изучил вопрос и предложил моему отцу взяться за это»,- цитировало его французское издание Les Echos . А уже через год на презентации обновленной версии France Soir Александр раздраженно говорил журналистам, что вкладывает в издание собственные деньги. «Видите, у меня есть деньги!» - сказал он, потрясая вынутыми из кармана купюрами.

Так же, как и Лебедев, Пугачев произвел некоторые изменения в приобретенном бизнесе, хотя и не столь революционные. В рамках ребрендинга Пугачев изменил макет издания, нанял новую команду редакторов и корреспондентов, резко снизил розничную стоимость газеты. Он планирует сделать «популярный, но серьезный таблоид, хорошо иллюстрированный, с расследованиями, репортажами с мест и эксклюзивной информацией». Хотя, по словам журналистов самой газеты, поначалу предполагалось, что издание будет представлять собой смесь скандалов, громких заголовков и фотографий папарацци.

Сегодня нет никакой открытой информации ни об экономическом состоянии газеты, ни об изменении рекламных потоков. Известно лишь, что к концу 2010 года тираж издания должен вырасти до 120 тыс. экземпляров.

«Миллиардеры по-разному подходят к реализации своих проектов,- говорит эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.- Лебедев - фигура публичная, он открыто использует покупку британских газет как саморекламу. Пугачев - более скрытый, он вроде бы как и вовсе не присутствует на европейском медиарынке, хотя свои интересы там продвигает. Конечно, это для них шанс улучшить свой личный имидж на Западе. Но и в глазах Кремля они таким образом могут набрать очки: вроде как формируют положительный образ России. А поскольку на Запад окончательно перебрались только дети, а у родителей все же бизнес основной пока что в России, то лояльность Кремля для них очень даже много значит».

Анна Васильева, "Ъ-Деньги"
Advertology.Ru

18.07.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Лучший Дизайн брошюр 9

Лучший Дизайн брошюр 9
Лучший Дизайн брошюр 9. Вдохновение капризно и переменчиво. Даже профессионалам порой не по силам удержать это непредсказуемое состояние. Один из приемов в погоне за свежими идеями - это посмотреть, что делают другие. В девятое издание ежегодника "Лучший дизайн брошюр" вошли новые лучшие брошюры всемирно признанных гениев дизайна - самобытные экземпляры лифлетов, зачастую бросающие вызов традиционным представлениям о работе графических дизайнеров. Дизайн брошюр бывает разнообразным – от текстовых брошюр, напечатанных на газетной бумаге до полноцветных, выполненных в превосходном качестве. Сильного визуального эффекта можно добиться, выбрав нестандартный формат, например, больше А4, или с горизонтальным расположением полос, или маленький карманный вариант. Возможность печати по темным и текстурным материалам, печать белыми, серебряными и золотыми красками предоставляет богатый выбор для фантазии дизайнера. Чувство красоты, тонкий вкус, необычность - эти качества выделяют представленные в книге работы и помогают в решении сложных задач при разработке новых рекламных концепций в полиграфии. С помощью этого альбома вы с легкостью примете решение по выбору формата, найдете способы необычной обработки изображений, множество оригинальных шрифтов и многое другое.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.06.2025 - 17:33
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация