Статьи

Прокол, прогресс и НДС

Прокол, прогресс и НДС

Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России подвела итоги развития  рекламного рынка России за 2009 год.

Суммарный объем ATL-рекламы в средствах ее распространения, включая НДС, составил 204 млрд. руб., что примерно на 26% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Однако свет в конце тоннеля есть, считает экспертная комиссия, состав которой претерпел в прошедшем полугодии значительные изменения: был открыт, наконец, фронт BTL и усилен дивизион Интернет. Собственно, по этим двум направлениям комиссия и выдала самую любопытную информацию.

Докладывая о цифрах  BTL, Ирина Васенина (сопредседатель комитета по маркетинговым услугам АКАР и CEO Группы Progression), особо отметила, что саму графу  BTL следовало бы назвать «маркетинговые услуги», и роль этих услуг в совокупном медиабюджете весьма существенна: 25%.

Не смотря на то, что  28% падение рынка  отбросило сегмент на 2-3 года назад,  в этом году сделаны кардинальные шаги по организации мониторинга: создана рабочая группа в АКАР (помимо Ирины Васениной в нее входит  Михаил Симонов, президент РАМУ и Russia Direct), а на сайте РАМУ  создан классификатор - открытая анкета данных об услугах, экспертизе и т.п., заполняемая BTL-агентствами и маркетинговыми группами.

Среди клиентских трендов в сегменте  BTL былa отмеченa потребность в эффективности коммуникаций и нестандартных носителях (последние ассоциируются у клиента не с креативом как таковым, а с уже упомянутой эффективностью).

Все это требует совершенствования терминологии (до сих пор не все активности можно однозначно отнести к BTL, ATL и т.д.) и поиска новых способов учета КПД.

Что же касается агентских трендов, то в последнее время был замечен переход на постоплату, которую могут позволить себе лишь крупные (top 25) компании.  И таких компаний становится больше.

С цифрами и прогнозами в маркетинговом сегменте пока все очень скромно: привлеченные к делу разработки, по словам Михаила Симонова, принадлежат не члену РАМУ, но активному критику в BTL-кругах Игорю Куценко, президент группы Orange. И поскольку эти цифры пока тоже приблизительны, прогнозов на 2010г. битиэльщики делать не стали.

Зато представители Интернета устроили из цифр и прогнозов настоящий «морской бой». Камнем преткновения послужил пресловутый НДС, который, по мнению ряда экспертов, не только не входит в бизнес-контекст, но и выплачивается не всеми компаниями. В условиях рыночного роста НДС был чем-то вроде приписки к успехам индустрии, особенно на фоне «западных» показателей, а в период кризиса стал помехой, заслоняющей истинное положение дел. Признавая неуместность   этого показателя в целом, группа экспертов АКАР при формировании таблицы,  все же, остановилась на показателях с учетом НДС. В результате цифры по приросту рынка контекстной рекламы - 11,4% - разошлись с цифрами оппонентов (их представлял Лев Глейзер, директор по развитию медийных продуктов ООО «Яндекс») - 12, 4%. В конце концов остановились на компромиссном варианте 12%,  но вопрос об  учете НДС так и остался на повестке дня.  Разошлись и прогнозы на 2010: если Лев Глейзер считает возможным надеяться на 30-50% прирост рынка всей Интернет-рекламы, то  Алексей  Басов, генеральный директор «Бегуна», не дал больше 20-30% одной лишь контекстной рекламе, а Дмитрий Ашманов, генеральный директор «Майндшер Интерекшен», опустил цифру общего прироста сетевого рынка рекламы до 8-10%.. «Крупные рекламодатели не спешат увеличивать Интернет-бюджеты, а средние и мелкие могут обеспечить лишь подход к докризисному уровню», - объяснил Ашманов. Словом, как и было указано в таблице выше, «комиссия экспертов не смогла прийти к единодушному решению». Зато было решено в будущем создать рабочую группу - по примеру BTL, дабы разрешать споры заранее, а не в последнюю ночь.

Дмитрий Ашманов прокомментировал 4% прирост рынка  медийной рекламы в Интернете: 2/3 рекламодателей сократили рекламные бюджеты в этот сегмент, и только 1/3 увеличили. Среди последних  - автомобильные компании (29% от общего рекламного Интернет-бюджета), телекоммуникационные компании и компании FMCG.

Из тенденций рынка Интернет-рекламы,  спикерами было отмечено  уменьшение рыночного прироста во 2 полугодии 2009 г. по сравнению с первым, и смещение бюджетов в сторону мелких и средних компаний а также рост клиентской базы Интернет-рекламы.

Интересна ситуация с indoor-рынком, причем не столько в классическом жанре (здесь, по оценке Алексея Кулакова, медиа-директора «Медиаэдж Ай-Ай-Эй»,  при общем проседании рынка на 16% во втором полугодии наметился некоторый подъем в связи с активизацией рекламы в аэропортах и вузах), сколько с рекламой в кино. Здесь, не смотря на минус 29% прироста, формируются новые тренды, которые способны переломить ситуацию. Этим уже некоторое время занимается агентство «Синема 360».  Директор по стратегическому развитию  Павел Шиловский рассказал, что помимо перехода на оплату рекламы по контакту 60% столичных площадок (благодаря чему становится прозрачной вся система отчетности перед клиентом), современные кинотеатры сегодня овладевают новыми цифровыми технологиями, которые позволяют ликвидировать интервалы между показами кино. Это могут быть, например, онлайн трансляции событий мирового значения - от оперных постановок в «Ла Скала» до футбольных матчей. Использование на таких показах 3D- оборудования - дополнительный мощный аттрактор. Один «Аватар» собрал у экранов, по данным спикера, 12 млн зрителей.

Самыми грустными сегментами кризисного года оказались наружка, радио и печать. Генеральный директор «Эспар-Аналитик» Андрей Березкин отметил, что в минувшем году впервые за всю историю наружной рекламы в России начал сокращаться инвентарь. Декабрьская цифра - минус 6%. Причина - не только естественное падение спроса, но и политика московских властей по очистке исторических районов столицы от лишней рекламы. Но индустрия выжила - обнадежил спикер. Во многом - благодаря введению обещанной правительством 30% скидки арендной ставки. Начавшийся в марте прирост был, однако, куплен дорогой ценой: площадь занимаемых поверхностей росла в условиях тотального демпинга. И лишь в сентябре можно было наблюдать некоторую стабилизацию цен, но ценовая вилка по сравнению с докризисным периодом еще в ноябре составляла от 20 до 40%. 

Снижение цен - результат высокой конкуренции множества игроков - с одной стороны, и ухода из наружки товаров длительного пользования - с другой, - пояснил спикер. Вместе с тем, нет худа без добра, и сегодня на щитах лидируют товары FMCG - кондитерка и прохладительные напитки, для которых низкие цены (порядка 60 центов за 1000 контактов)  стали дополнительным стимулом к выбору между ТВ и наружкой. Восстановился к концу года и автомобильный трафик - основная аудитория наружной рекламы. Словом, налицо явные знаки оживления индустрии - заключил Андрей Березкин.

На радио  и в прессе ситуация продолжает оставаться вялотекущей и печальной: радиореклама потеряла Александра Варина, который должен был делать доклад на нынешнем заседании, а рекламная пресса теряет надежду на восстановление - этот наиболее пострадавший от кризиса сегмент уверенно заселяет Интернет.

Лучше всех дело обстоит с телевидением: не взирая на кризис, этот канал продолжает использоваться крупными игроками, и минус 21% первого полугодия поднялся до минуса 15% во втором. За год выходит минус 18%, что, по мнению   спикера Сергея Веселова (директора по маркетинговым исследованиям  «Видео Интернешнл»), очень даже неплохо. Успех телевидения, кроме всего прочего, заключается в хорошем и длительном мониторинге деятельности нескольких крупных компаний, и это, в отличие от ситуации в наружной рекламе - преимущество для выживания и развития.

Наибольший рост наблюдается сегодня в сегменте кабельно-спутниковго телевидения, хотя не все в этом успехе - именно его заслуги, т.к. услуги здесь продаются пакетом. Тем не менее, в ближайшие три года можно будет ожидать 25-30% прироста,  - заключил Веселов. И здесь также не обошлось без минимума игроков (два) и максимума мониторинга.

Вопросы журналистов, как всегда, касались точности подсчетов плюсов и минусов, и эксперты признались, что нынешняя система мониторинга, по-разному несовершенная во многих сегментах, может лишь нащупать тренды и указать пропорции.

А вот более подробные данные о развитии рекламного рынка, включая докризисный 2007 г.

сегменты

млрд.руб.

Прирост, %

Прирост, %

2007 год

2008 год

2009 год

2008 г к 2007 г

2009 г к 2008 г

Телевидение 

113,2

138,9

113,7

23

-18

в т.ч. эфирное

112,5

137,6

112,2

22

-18

кабельно-спутниковое

0,7

1,3

1,5

100

14

Радио

14,9

14,0

9,0

-6

-36

Печатные СМИ

51,9

57,6

32,6

11

-43

в т.ч. газеты

11,6

13,7

8,9

18

-35

журналы

23,4

27,2

16,0

16

-41

рекламные издания

16,9

16,7

7,7

-1

-54

Наружная реклама

40,4

45,8

27,3

13

-41

Интернет

12,7

17,6

19,0

39

8

в т.ч. медийная реклама

5,7

7,4

7,7

30

4

контекстная реклама

7,0

10,2

11,3

46

11

Прочие

2,4

3,2

2,6

33

-19

в т.ч. Indoor-реклама

1,9

2,5

2,1

36

-16

реклама в кинотеатрах

0,5

0,7

0,5

28

-29

Всего  по сегменту ATL-услуг

235,5

277,1

204,2

18

-26

Всего  по сегменту BTL-услуг

60,2

71,2

51,5

18

-28

ИТОГО по рынку маркетинговых коммуникаций

295,7

348,3

255,7

18

-27

Юлия Квасок
Advertology.Ru

10.02.2010

на печать


Комментарии

Lelya
11.02.2010 13:38 | сообщение #1
 

Автор статьи грамотностью не отличается...
Обидно за написание FMSG вместо FMCG Рассержен

Ирина
11.02.2010 14:59 | сообщение #2
 

Естественны отбор..... ушла "пенка" из печати....
Останутся действительно востребованные издания.
Телевид.??? как ещё сказать.... в течении прошлого и начала этого года один негатив ....я уверена 89% стараются его избегать. какая тут уж реклама. Мы её даже не видим.
интернет тоже не всегда несёт отдачу рекламы (масса страниц угадай ка)
Интернет чисто информативно - это его ниша (рекламе там не место) Разве что красивые картинки.
Думаю очень скоро.. все пиар статьи подобного уровня канут в прошлое.
Реальные специалисты это мы с вами примеряем всё на себя….. И мы с вами скажем, что нам надо и где.
Я на пример узнаю какая марка авто новая на рынке когда еду в авто и вижу наружку в крупном плане, или новый сок ну и т.д. Если мне необходим филиал банка, супер-маркет или АЗС это Атлас автодорог он всегда в машине как необходимая вещь. Вот если бы владельцы таких изданий побольше размещали такой практичной и нужной для нас информации…

Все статьи заказаны , это видно…кому то очень нужно откачать рекламный бюджет в свою нишу. Вот пишут одно и тоже и в октябре 2009г. и в феврале 2010г. Молодёжь неопытная сидит в ра это всё на них рассчитано, да и Бизнесмен не очень будет разбираться….. специалисты же пишут…….да но за деньги.

GAY
11.02.2010 19:38 | сообщение #3
 

Эх, телевизера у меня нету((( В интернете информация - да. но там же и реклама, и я довольно часто обращаю внимание именно на нее. Может, потому что не автомобилист... АКАР - официальный источник.
Где другие взять?
Вот вы специалист, ну и черкнули бы аналитику - в ответ на АКАРские камлания, был бы толк! Кому верить? Собой любимым все измерять? Даже мой родной сегмент погоды не делает. Думаю

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Евангелие. Библейский круг Василия Поленова

Евангелие. Библейский круг Василия Поленова
Евангелие. Библейский круг Василия Поленова. В издании впервые представлено Евангелие в Синодальном переводе и работы В.Д. Поленова, входящие в Евангельский круг, созданию которого В.Д. Поленов посвятил сорок лет своей жизни. Все это время он глубоко изучал Священное Писание, природу Святой Земли, быт того времени. Он восхищался видами Палестины, именно поэтому столько чистой красоты, солнечного пронизывающего света, ощущения гармонии бытия в его евангельских пейзажах. Художник прошел свой творческий путь ко Христу. По работам библейского цикла можно изучать жизнь Иисуса Христа. Любой зритель может черпать духовную радость из этих произведений. Сам художник считал, «что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Евангелие полностью иллюстрированное работами В.Д. Поленова, расположенными в соответствии с контекстом, ни разу не издавалось. Книга рассказывает о работе Поленова над картинами «Евангельского круга». В издании представлены не только знаменитые работы В.Д. Поленова хранящиеся в российских музеях, но и работы из частных коллекций. Часть работ, местонахождение которых неизвестно, воспроизводиться по архивным документам (Альбом «Из жизни Христа» 1910 г; выставка в Санкт-Петербурге 1909 г.) Наше издание впервые публикует практически все произведения цикла «Из жизни Христа», а также, эскизы к картинам и пейзажи созданные в двух путешествиях Поленова по Ближнему Востоку. Работа Поленова над картинами цикла «Из жизни Христа» была закончена в 1908 году. В том же году 58 картин экспонировалось в Петербурге. В Москве в 1909 году были показаны все 64 произведения цикла. Однако эта серия в своей целостности известна лишь по репродукциям в изданном Поленовым альбоме «Из жизни Христа», ставшим библиографической редкостью сразу же по выходу в свет. Можно с уверенностью сказать, что для своего времени и Русская Библия, и Библейский цикл Поленова стали настоящим прорывом в области русской духовной культуры. Уже в своей картине «Воскрешение дочери Иаира», которую Поленов защитил как дипломную работу в Академии художеств в 1871 году, художник сосредотачивается на изображении Спасителя именно как Сына Человеческого, сознательно отходя от установок классической академической живописи. В то время это воспринималось как неслыханное новаторство. На полотнах художника словно ожили сцены из жизни Спасителя, Божией Матери и апостолов, а сама Священная история предстала как повествование о жизни с виду вполне обычных людей своей эпохи, которые внешне ничем не отличались от своих современников. Для русского человека это был совершенно новый опыт встречи со Христом – той встречи, которая, оказывается, возможна не только в храме, но и за его пределами, в пространстве повседневности. Рекомендовано к печати Издательским советом Русской Православной Церкви

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

25.06.2025 - 03:07
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация