Репортажи

Селфредимейд

Селфредимейд

8 ноября в Новой Третьяковке закрывается волшебный сундучок для рекламиста - выставка «Не игрушки» - кураторский проект Кирилла Светлякова, Кирилла Алексеева, Сергея Епихина, Алены Рассказовой

Игрушка - один из самых благодатных материалов для современного художника. Здесь вам и предельная искренность - с обожением-обожанием мира и полной безнаказанностью палача, и мини-конструктор вселенной, и требующий пространного комментария узелок памяти.

К чести кураторов, они выстроили богатый смысловой и фактурный ряд, но не разложили его по полкам техник, жанров и стилей, а насадили «клумбами», «песочницами», создав несколько замкнутых игровых пространств, где почти каждый объект, как дитя, заметен и памятен. По характеру работы с капризным интерьером ЦДХовского «дворика», эта раскладка напоминает «Чудеса» на Красном Октябре с той лишь разницей, что последние держались на двух ключевых перформансах и с отъездом соответствующих артистов экспозиция как-то поблекла. Возможно, именно игрушка объективно и независимо от контемпорари-арта диктует актуальные правила «песочницы», где между самодостаточными объектами - энергетическое поле.

Идея «Не игрушек» пришла с Запада, где у этой сравнительно новой традиции свои мотивы и стимулы. Большинство наших художников отозвалось, скорее, на архаическую метафизику игрушки, нежели на ее потребительские штампы и, в основном, предпочло герменевтическое извлечение первосмыслов из советской и постсоветской игрушки, нежели раздел «добра» между Уорхоллом и Бойсом.



На выставке очень мало поделок, больше так называемого редимейда. Из собственно игрушек, выделяется супрематическая коллекция работ А. Геснера 30-х годов - периода творения нового мира - и провинциальная самодельная коллекция 80-х В. Архипова  -   вынужденная мера выживания  в безыгрушечном или бездушном мире  (ну не игралось ребенку в ширпотреб, пришлось сделать пулемет!). Из нового - серия магических головоломок Дианы Мачулиной «Герменевтика подозрительности» - своеобразный ключ к  идее выставки в целом.

Представленной на выставке игрушке будто бы не слишком свойственно авторство:  дадаизм, нужда, размышления делают ее анонимной, пра-язычной, в самой себе замкнутой. Деревянные роботы Кирилла Рубцова -  по сути матрешки. Игрушка нашего художника - чуринга, приглашающая к ритуалу, созерцанию и рисующая татуировкой архиважную, с символическими пропусками для матерка, историю создания.

 

Но игрушки - лишь рамка, коробочка, внутри которой - настоящий разгул рефлексии.

Тут артисты «оттянулись в полный рост», еще раз доказав, что современный художник потребляет игрушку не как пай-мальчик, а как сорви-голова, для которого игра была и есть  жертвоприношение с расчлениловкой и трансформиловкой. Перед нами - вдохновенная «анатомичка» смыслов и ценностей, памяти и фантазии. Книга отзывов пестрит негативными реакциями чад, заботливо выведенных руками возмущенных родителей:  видимо, у выражения «инфантильное поколение» судьба такая же, как и у   «нетрадиционной медицины». Настоящие же дети в игрушки не играют, они играют в неигрушки.

Магия игрушки - не только в изначальном оправдании демиургической космо- и эсхатологической практики, , но и в непреложности остранения.

Впрочем, рефлексия наших художников тоже облачена в ритуальную рамку ассоциации с классикой, античной скульптурой, нерушимым телом. В пределе греческая Венера Милосская без рук и головы - это наше «уронили мишку на пол».

Вслед за «Пупсиком» Ростислава Лебедева, потерявшим и себя, и фон, и багет, влечет за собой «Посвящение пупсику» Георгия Шелковского, где от голыша остается одна голова, но обретенная как центр хаотической иерархии. Маленький Аполлон, он же пупс, Сергея Волохова  восседает на горшке - властный в своей целлулоидной статике,  под потолком - вместо орлов с гербами - парад астральных пупсов Бориса Орлова, и в аду - на  невидимых вертелах Алексея Костромы  - они же. Их по кускам ест Константин Скотников и рождает изо рта Вячеслав Мизин. В конце экспозиции - удивленные белые божки-мутанты Юрия Шабельникова смотрят на черный The Еnd своей  винтиковой цивилизации, а с подставки бюста взирает пуговицами Хрюша Ростана Тавосиева.

 

Будучи одновременно и богом, и жертвой, игрушка не унывает и не теряет лица. Повешенные Комаром и Меламидом на виселице из детского конструктора слон и осел могут оказаться и пародией на либеральную и консервативную партию США, как написано в пресс-релизе, так и на самих Комара и Меламида, а может быть, это басня  нью-дедушки Крылова о судьбе российского соц-арта?

 

Случайная встреча на выставке - вынимание мозга из смиренного крокодила Гены группой ПМП, основанной Дмитрием Александровичем Приговым и пронзительный узелок  Лизы Морозовой на память о навсегда замолкнувшем телефоне «отца русского концептуализма» - один из самых выразительных реквиемов художнику, высоко ценившему смысловую мощь игрушки.   «Пригов игрушки обожал, - делится медиахудожник и композитор Ираида Юсупова.  - Мы с ним вместе делали «Египет»: по стенам висели  египетские фото-пейзажи Александра Долгина, во многих из клоторых был «вмонтирован» Дмитрий Александрович, на экране крутилась медиа-опера «Путешествиев Египет», а на полу лежали мумии (я сволокла к нему домой все свои и дочкины игрушки, он их всех мумифицировал туалетной бумагой. И все это кучами лежало в КЦ «Дом». Очень душевно было!».

 

Игрушка трансформирует  не только пространство, тело, но и время. Поставленные на колеса электроприборы Ирины Кориной лихо выводят траектории по пультову велению, а маленький выцветший «птиц» Бориса Матросова грустно циклирует на вбитом в чемодан граммофоне под ностальгический французский шансон.

На рассыпанных по коллажу шестеренках и пружинах часов Бориса Штейнберга распята куколка - вечность.

Наконец, игрушка - житель отдельно взятой, понятно какой, страны. В небольшом выставочном пространстве можно встретить роддом для матрешек и крематорий для Барби (почти шовинистическое  арт-заявление Дмитрия Цветкова) Здесь настоящий, данный напрокат Зоологическим музеем ежик отважно мутирует в массажный коврик (гипотеза эволюции от Германа Виноградова). Вместо Христа - чебурашка с пасхальными яйцами на ушах,  а высоко, а вместо Спаса - Дед Мороз (снова Германа Виноградова). Здесь блаженный -  ни на что не похожий китайский «заяс» Александра Сигутина с евангельским «истинно говорю вам», а счастливые любовники в райском саду - выброшенные на помойку «Катя» и «Петрушка».

Игрушки - забытая империя с режимами, армиями, военными спальнями и алтарями для самоубийц, и венец этой сказки - археология детских площадок на черно-белых фотографиях Игоря Мухина.

 

В любой ипостаси игрушка неизменно оказывается выразительнее чего-либо еще.

Для рекламиста «Не игрушки» -  кладезь  глубоких инсайтов, смелых приемов и тем. А трогательные жирафики,  мягкими губами отдирающие куски от картины  или волокущие здоровенное пианино к маленькой норке с неоновой надписью future - сентиментальная ода потреблению, отсылающая не к маньякам, а к дурачкам.

Все сейчас только и толкуют о том, что кукла - мощный трансформатор сознания, и действительно, с выставки выходишь другим - и тут же попадаешь в объятия детской студии ДЭЗ№5, где игрушка, как попкорн из зерна - выстреливает в кривую и гипертрофированную ребячью фантазию или проблему.

 

Но этого мало. Идешь на круглый стол, посвященный выставке «Не игрушки», и попадаешь в вертеп о трех марионетках. Одна кричит: «У вас не игрушки, а монстры!» Другая: «У вас не развеска, а хаос!» Третья: «У вас не художники, а черт знает что!» В ответ на взрослые аргументы спикеры не унимаются и ритуал повторяется снова и снова, пока всем не становится ясно, что все это уже - не игрушки. Что молча подтверждает Герман Виноградов, выдувая мыльные пузыри из ванночки, на которой зиждется домик, а на домике том стоит череп - земля наша...

Юлия Квасок
Advertology.Ru

26.10.2009

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

Есть мнение ...

Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...Как использовать потребительские тренды в туризме и маркетинге...
Опрос Ipsos показал: путешествия важны для благополучия россиян, но туризму сложно конкурировать с другими статьями расходов. Выиграть в этой борьбе помогут учет потребительских трендов, ориентация на опыт путешественника и маркетинг впечатлений.
Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...Почему в разгар гастрономического бума никто не хочет покупать...
Некогда главную марку русской кухни выставили на торги. От таких новостей возникает какая-то прямо-таки ностальгическая, светлая печаль. На московской площадке для торгов продадут два бренда группы «Елки-Палки» — «Елки-Палки экспресс» и «Елки-Палки трактир». Вы еще помните эти рестораны и точки общепита?
Городские власти запретят звуковую рекламу на улицахГородские власти запретят звуковую рекламу на улицах
Интересно, что добились этого муниципальные депутаты Тверского района.Некоторым очень везет. Их окна, которые так хочется держать открытыми этим теплым летом, выходят на людные улицы с множеством магазинов. А на этих улицах с утра до вечера — то есть все рабочее время — ходят люди с мегафонами, призывающие покупателей немедленно зайти и приобрести товар — как правило, недорогой и, как правило, поддельный. Ну или зайти выпить кофе. Или съесть гамбургер — все работающие и живущие на людных улицах несчастны по-разному и от разного.
Александр Оськин: "За газеты будем бороться"Александр Оськин: "За газеты будем бороться"
Назначена и дата «похорон» печатных СМИ — 29 декабря 2037 года. В неизбежности этого события уверены многие авторитетные медиаспецы. Многие, но не все. У вице-президента Союза предприятий печатной индустрии по распространению печатной продукции (СППИ ГИПП) Александра Оськина на этот счет иное мнение. Слухи о неминуемой и скорой смерти печатных СМИ он считает сильно преувеличенными.
"В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень..."В Москве общий уровень дизайна улучшается, а хороший уровень...
Как менялись московские вывески на протяжении последних трех десятилетий, чем московские вывески отличаются от европейских и почему дизайнеры наших вывесок, равно как и навигации в метро, не помогают горожанам сориентироваться. Об этом «Москвич Mag» рассказали владельцы дизайнерских студий, разработчики дизайн-кода Москвы, графические дизайнеры и участники фестиваля шрифтовиков Typomania. 

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».
87% компаний используют три и более каналов для внутренних...87% компаний используют три и более каналов для внутренних...
«Лучшие кейсы по внутрикорпоративным коммуникациям. Ключевые тенденции последнего времени. Изменения стремительны, успеваем ли мы за ними?» - данную тему 25 апреля 2018 года обсудили на заседании  Комитета по внутрикорпоративным  коммуникациям Ассоциации менеджеров.
New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...New media, new creativity! "Серебряный меркурий" расширяет...
21-22 марта в Санкт-Петербурге состоялся IV Фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад», в рамках  которого прошла Большая конференция. Организатором мероприятия стало ведущее брендинговое агентство России – Brandson (Total Identity Group), во главе с Генеральным директоров агентства, Членом совета АБКР, Еленой Юферевой.
Выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия ЩетининаВыставка, посвящённая 100-летию со дня рождения Георгия Щетинина (6)
В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная не столь широко известному, но заслуживающему пристального внимания художнику-иллюстратору ХХ века Георгию Щетинину.

Форум

Вакансии

  • Загрузка ...

на правах рекламы

21.10.2019 - 12:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru на Facebookfacebook    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR

Вход | Регистрация