Томми Ли наставил миру бюст
Он подобен Гон-Конгу: раскосого, восточного, щелочного человечка будто окунули на мгновение в европейскую кислоту, и он, пустив дым в глаза, выпал в осадок - кристаллом традиции и иронии, изыска и масскульта.
Может быть, благодаря бывшей английской колонии, дорогой-блестящий, уважаемый-эксклюзивный и в общем-то немолодой уже Томми Ли так на всю жизнь и остался проказником-мальчишкой. И когда он говорит вам:", за этот проект мне дали "Золотой карандаш", сразу вспоминаешь клоуна Карандаша с собакой Кляксой.
Его дизайн не душит в углу нудной миссией, предпочитая острую реплику в адрес Поднебесной, не тычет в нос портретами ЦА - их вытеснили мультяшные монстры, не пиарит логотип, мастерски распыляя баллончик с идеей на интерьер и тучу безделушек. Но, пожалуй, самое стремное во всех этих "не" - бьющая фонтаном коммуникация. Персонал не возвращает униформы, покупатели знакомятся у прилавка, подростки крадут ложки, а клиенты (те, что не входят в 90% "тех еще подонков") рвут на части самого маэстро, а тот,как изюм из булки, выковыривает из толпы "настоящих партнеров".
- Успешный дизайнер - прежде всего хороший рассказчик, - считает Ли. И говорит, и показывает. В оппозициях.
Сначала - про Гон-Конг. Английская колония раньше - китайский Амстердам теперь.
Тысячи демонстрантов с лозунгами в 1997-м - 25 миллионов туристов в год 10 лет спустя.
2 миллиарда местных долларов на фондовом рынке - магазинов и едален больше, чем полицейских участков.
Одну оппозицию Томми оставил для себя: оказавшись в куче денег, люди перестали улыбаться - что дальше, догадайтесь сами. Томми Ли, как в сказке, вызывается рассмешить Гон-Конг и Китай вместе взятые. В обмен на пол-королевства. И преуспевает: сейчас "золотой карандаш" - в числе 300 лучших дизайнеров мира.
Надо сказать, что Несмеяна Гон-Конг - это не мы с вами. Поэтому когда Томми предложил чиновникам превратить захиревший от повального (2,5 раза в неделю) шоппинга музеище в очередной супермаркет, они не сразу, но согласились(!), и Ли устроил продуманный и тщательный беспредел. Как вам - интеллигенам, ценителям традиции и охранникам культурного наследия такое названьице: Megastore и в скобках маленькое Not for sale?
А внутри - план с иконками отделов (здоровье и красота, мебель, еда и проч), полки и витрины с экспонатами, красно-белые лестницы, развеселые таблички и даже продуктовые пакеты? И листовочки по городу - "Мы открылись!"
Итог: жалкие для восточной тур-мекки 8 тысяч посетителей в месяц выросли до 200 тысяч, в основном за счет молодежи, которой был отдан на растерзание танк Т-34. Настоящий, деревянный.
- Обычно нам скучно работать с государством, но здесь мы удержаться не могли, - смеется Томми. - За это я и получил "карандаша".А теперь я расскажу, как зарабатывать деньги. Если есть бедные, слушайте сюда!
И Ли рассказал о трех несчастных магазинчиках сладостей под дурацким названием Honeymoon ("маму не пригласишь"), прозябавших на окраине города по причине высокой аренды в центре. И не то, чтобы нищие: гонконгцы и китайцы - лакомки, и свои 10 млн. целковых хозяева имели. Но это был потолок. Хотелось роста. И Томми пустил их в рост.
1. Поменял название и типографику на более жесткое и смешное Handmade desert.
2. Нарисовал персонажей. В Гонконге это была маловозрастная мечтательная дурнушка, в Китае - фруктовые монстры (Ли взял основные ингредиенты сладостей - киви, фасоль, манго и "еще что-то вонючее" - словом, души предков местной кондитерки), да так, чтобы они отлично смотрелись и в черно-белом исполнении (Томми,конечно,прежде всего, график).
3. Поменял интерьеры: в Китае оформил стены магазинчиков под университетскую библиотеку - мол,артхаус, не для всех, а в Гонконге посоветовал не тратиться на аренду и превратить кафешки в заведения "на вынос".
Получилось какое-то кино-промо: афиши с монстрами, разрушающими Великую Китайскую стену, чашечки с дурындами, безбашенные пакеты и футболками для персонала...Тут-то народ и вынес за 2 недели 20 тысяч ложек. Полицию звать не стали: Ли пообещал, что вскоре воришки придут за новой порцией, да не одни, а с друзьями, и пропажа окупится, а пока он сделает новые ложки с новыми мордами - в коллекционных коробочках, для особо фанатеющих клептоманов. Три пошлых забегаловки остались в прошлом. Сегодня это мощная сеть в 101 магазин, которая обещает к 2010 г. достичь уровня прибыли в 200 тыс гонконгов. Неплохо, правда?
Конечно, признается Томми, приходилось идти на риск: плакаты с киви-годзиллами могли отпугнуть луноликих американофобов. Ну и скатертью! Большинство сладкоежек добреют на глазах и не прочь по рок-н-роллить. И тут вдруг выстрелил просто-таки космический эффект: Handmade desert стал национальным конкурентом заезжих макдоналдсов и старбаков - не в качестве едальни, а как место для общения молодежи.
- Я не верю в логотип, его место в восьмидесятых. Сегодня он не в состоянии ничего изменить. Я верю в концепцию и дизайн!
Публика, включая членов жюри по фирменному стилю и упаковке, нервно строчит на клочках бумаги - шутка ли! Только ввели подноминацию "Товарный знак", и на тебе - ни догнать, ни перегнать!
А Томми продолжает гнуть свою Ли-нию, расширяя тему. Теперь речь идет не об оформлении интерьера или ритейле, а о перепрофилировании самого магазина.
Так вот, жил-был подвал под мега-моллом. В гадком подвале не уживался ни один магазин. Последним оказалась "мороженная" лавчонка. Мороженое продавали и наверху. Просто представьте себе не одну (рынок на месте не стоит!) а сто одну Золушку, причем 100 уже отплясывают на балу, а одна... ну, ей и пришлось пригласить Ли.
Название (дурацкое для товарной категории) - Slowly - гонконгский китаец превратил в экзистенциальную максиму - (lifestyle,по-нашему), раздув логотип над входом в буквы-облака. "Мороженная" лавка оказалось в окружении модного книжного магазина, радиостудии (Radio DaDа) и кафешки с колонками, где можно было за журналом-десертом-беседой, никуда не торопясь, слушать любимое радио или ежедневное шоу с какой-нибудь звездой. Причем, не поп, а вполне интеллигентной. И (вы уловили ли стиль Ли?) в ход были - по обоям-футболкам-сумкам-значкам - пущены персонажики Slowly life - меланхолики на электрических стульях, слоники на каблуках и прочая ленивая нечисть. Тут привиделись мне даже Иван Максимов с Хаяо Миядзаки. Короче, вышел полный балдеж. Бедный мегамолл...Там - тухлая торговля, а тут даже вафельный стаканчик укладывают в бесплатную дизайнерскую сумку! За ними, собственно, народ и дунул - в склонности к халяве мы все перед богом равны, но я, как и все слушатели Томми, предпочла бы все-таки сумочку Ли. Рисует он, понятное дело, уже не сам - в штате арт-директора 15 человек в Гон-Конге и 8 в Токио. Ли - придумывает.
- Вы вообще-то кто? Китаец в Гон-Конге или наоборот? - был вопрос. - Скорее, наоборот, хотя я и китаец, - был ответ.
Мир для Ли очень тесен - клиенты сидят во всех значимых точках, так что убить его агентство может только вселенская бомба. Сам же Томми демонстрирует редкую способность встроиться в любой контекст и рассмеяться в нем. Кажется, если бы не было тупых названий и тухлых заведений, Томми Ли бы просто не возник.
Ну что может быть самодовольнее кейтеринговой службы Culture Royal? Только поля маркиза Карабаса.
- Клиенты здесь состоятельные, из тех, кому надоело справлять праздники в отелях, - комментирует Ли.
Он и начал с глупости - рисовать и тасовать десятки иконок-коронок. Выбрал, наконец, одну, сделал из нее крышку для блюда, и, по своему обыкновению, размножил - на униформе, в меню, на посуде, упаковке. На блюде - под короной - поместилось все - от категорий меню до иерархии персонала. Для последнего, по ассоциации с официантами, с согнутыми передними лапками, - динозаврики: диплодок - менеджер, с панцирем - шеф-повар и какая-то и вовсе шмакодявка - разносчик.
Превратив пошлость в шутку, Томми двигается дальше. К черному юмору. Клиент - японская косметика Prosays. Страшно очень.
- Не думаю, что Япония - интересное место для креатива, я прожил там 10 лет. Японцы скучны и консервативны, - делится Ли. Но Томми хитрый - он знает: японцы без ума от монохромного, изящного и лаконичного Хаоса, пусть даже это сухой осьминог (кремы для старой, морщинистой кожи), сухой лотос (от прыщей), сухой палочник (маскирующий крем). Каждая (!)упаковка - уникальна, как икебана. А в целом - и весь интерьер, повторяющий линии коробочек, и разбросанный кубический шрифт логотипа. Который действительно - ничто. Хотя нет: нечто. Не шрам на попе (как принято у нас), не "серая шейка" (как в Европе), а одна из интерпретаций канона.
Короче, сдались не только гейши, но и жирные конкуренты. Ли явно неравнодушен к сетевикам, иначе, как с Prada тягаться не станет.
- Но вы, конечно, должны уметь объяснить клиенту, почему именно эта идея спасет его на унылом рынке. Вы - доктор, хирург, вы не должны говорить с ним о дизайне - это бесполезно. Просто объясните ему, что с ним происходит, и зачем ему операция,- комментирует Томми. Добавим к этому умение гонконгского китайца перевоплощаться в японца, и доктора будет явно не достаточно.
Что еще делает Ли? - Всегда пробует на себе то, что собирается продвигать. Бюстгальтеры, вот... Это вполне в его духе, то есть, в духе Гон-Конга - сводить с лица земли людские различия - рассовые и классовые. Остается лишь божье создание - пол.
- Вот у нее есть - показывает Ли на нашу пышную переводчицу, - а у меня - нет. В этом вся и разница!
Кажется, он добрался до человеческого вида. Выждал момент, когда компания начнет "отдавать концы", теряя по 75 млн долларов в месяц, и ...
- Я не могу этого носить, и поэтому я просто ходил и покупал bra, Забрел даже однажды в магазин для коллекционеров, и, не зная об этом, вынужден был взять всего пару за 4 000 долларов. Расплатился карточкой, после чего меня отвели в сторону и предложили second hand. У меня в сумке всегда были bra. Я их потом дарил девчонкам, я же теперь безошибочно определяю на глаз любой размер.
Ли очень чувствителен, тактилен, телесен. Не мог носить, зато наслушался, наговорился и начитался о бюстгальтерах так, что вышло "Bla-bla-bra" - новое название для магазина белья. А за ним - в виде визуального кошмара, целый bla-bra-city, где живет забавный бюст-народец в глазами-титьками (привет даблоидам Леонида Тишкова!) Городок сильно напоминает Гон-Конг, где своей породе, даже собаки не принадлежат. И инфраструктура на высоте - все предусмотрено для жизни монстриков, включая пресловутые супермаркеты, стрип-клубы и летающие тарелки. И чем больше наворочено и заморочено в современной культуре, тем мельче и занятнее фигурки, тем больше они похожи на орнамент, тем выше шансы превратиться во что-то еще, и веселее Томми Ли. Поэтому в магазине не только bra , но и стикеры, и мягкие-мяукающие иbrушки (их тихонько тырит противоположный пол).
- Знаете, девушки стесняются покупать bra, потому что их кладут в такие ужасные пакеты с грудастой блондинкой в одном белье. Попробуй пройдись по городу: все смотрят и думают: вишь, отоварилась!
А с нашими чертенятами никто ничего не разберет.
Что же касается bra, то их не только разбирают, включая специальную коллекцию с bra-people, но и каждый год устраивают международный конкурс дизайн-оформления магазина и моды белья. Недавно была выставка " примерно как тут,на фестивале" - для широкой публики. Дабы она увидела в дизайнерской амальгаме-роговице-хрусталике-призме множество своих Ли-ц.
Томми Ли - золотой карандаш, блестящий рассказчик, творец перемен, минута - сколько-то долларов, и просто невозможный хвастун. И он своего дождался.
- А есть у вас работы, за которые вам было бы стыдно? - этот вопрос должен был появиться. Как церемониальный жест.
- We all have secrets inside. Of course, i have - улыбнулся Ли и подарил девушке черную коробочку.
- Bra? - серьезно осведомился Ами Хасан.
- Не-а, коллекция моих работ, - ответил по-английски Ли.
Для всех остальных - www.tommylidesign.com
Advertology.Ru
29.09.2008
Комментарии
Написать комментарий