Статьи

Как стать глобальными

Как стать глобальными

Органическое развитие, малые приобретения и обмен активами - вот три основные стратегии, которые российские нефтегазовые компании могут использовать при международной экспансии.

Нефтегазовая отрасль может стать флагманом интернационализации российской экономики, для этого ей нужно активно инвестировать в добычу в других странах или расширять свое присутствие в других сегментах.

Многие российские нефтегазовые компании уже сделали первые шаги в других странах. Например, «Газпром» осваивается в Западной Европе - делает инвестиции в газотранспортную и газораспределительную систему, а также в трейдинг газа, чтобы повысить вертикальную интеграцию, - иногда для этого ему приходится предлагать европейским партнерам участие в выгодных газовых проектах в России. «Роснефть» подумывает об инвестициях в китайские нефтеперерабатывающие заводы. У «Лукойла» есть проекты по разведке и добыче в Казахстане, Узбекистане и Венесуэле. Компания также инвестирует в восточноевропейские и американские нефтеперерабатывающие заводы и АЗС. TНK-BP проявляет интерес к нефтегазовым активам Туркменистана и Венесуэлы.

У российских нефтегазовых компаний немало причин, чтобы активно разворачивать деятельность за рубежом. Это и перспективы более прибыльного, чем в России, роста, и диверсификация страновых рисков, и обеспечение вертикальной интеграции (в зависимости от приобретаемых активов), и шанс использовать свои преимущества, освоить новые навыки и получить новые возможности.

Конкурентные преимущества России

Российским компаниям важно учитывать конкурентный характер глобальных нефтяных рынков и понимать, благодаря каким преимуществам они могут добиться успеха за границей.

Во-первых, это исторически сложившиеся международные связи России - культурные, экономические, политические. Ими имеет смысл воспользоваться для получения доступа к новым рынкам и месторождениям стран ближнего зарубежья, Африки и Латинской Америки. Судя по тому, что руководители нефтегазовых компаний последнее время часто сопровождают российского президента в его зарубежных поездках и на встречах с главами других государств, они уже осознали это преимущество.

Во-вторых, это богатый опыт эксплуатации зрелых месторождений, умение разными методами, например заводнением или гидравлическим  разрывом пласта, повышать нефтеотдачу. Он может быть востребован в странах, где, как и в России, велика доля зрелых месторождений со снижающейся отдачей. С другой стороны, следует признать, что эти методы обычно очень трудоемки, и не нужно переоценивать шансы заработать на этой деятельности. Однако стоит пользоваться открывающимися перспективами: например, российские компании, осваивая выработанные месторождения в Казахстане, получают возможность проводить разведку новых месторождений.

В-третьих, это огромные неразработанные месторождения в России, которые могут представлять интерес для иностранных компаний. Российским компаниям стоит рассмотреть возможности взаимовыгодного обмена активами с иностранными корпорациями, в том числе китайскими и индийскими, заинтересованными в российских ресурсах. Российские получили бы доступ к международным активам иностранных партнеров, а иностранные - долю в российских месторождениях.

Препятствия на пути экспансии

В то же время нельзя забывать, что в своей международной экспансии российские компании столкнутся с целым рядом препятствий. Компаниям нужно трезво оценивать свои шансы, в том числе учитывать свой «вес» относительно других игроков, а также ситуацию в мировой нефтегазовой отрасли.

Несмотря на значительный рост капитализации в последние годы, российские компании по-прежнему в разы уступают ведущим мировым компаниям по рыночной стоимости: ни одна российская компания, за исключеним «Газпрома», не оценивается дороже 100 млрд долл., тогда как, например, капитализация Exxon превышает 450 млрд долл. (см. схему). Рынок обычно оценивает российские компании ниже, чем международные корпорации, даже при большом объеме их запасов.

Это объясняется более низкой прибыльностью в расчете на баррель  добытой нефти (в основном из-за более высоких налогов и транспортных расходов по сравнению с другими странами), недостаточной определенностью сроков реализации новых проектов и их проблематичной экономической привлекательностью, а также страновым риском, который все еще воспринимается как значительный.

Конечно, величину компании саму по себе нельзя назвать определяющим условием для ее выхода на зарубежный рынок. Но понятно, что чем меньше компания, тем уже круг объектов, которые она способна приобрести, и проектов, которые она в состоянии реализовать.

Еще одна проблема состоит в том, что в мире остается все меньше доступных месторождений. Ведущие международные нефтегазовые прилагал и большие усилия для получения доступа к новым запасам, поскольку многие богатые нефтью страны, в том числе и Россия, теперь не так охотно допускают их к своим ресурсам, как раньше. Чтобы преуспевать в таких условиях, эти компании делают ставку на развитие технологических навыков, которые пользуются большим спросом: речь идет, например, о разработке глубоководных ресурсов или месторождений высокосернистого газа. Что касается китайских и индийских государственных нефтяных компаний, то они борются за активы в странах, не входящих в сферу интереса глобальных нефтегазовых корпораций, обещая правительствам вкладывать значительные средства в экономику их стран. Скажем, Китай активно инвестирует в различные отрасли промышленности Судана.

Российским компаниям, прежде чем включаться в эту гонку, нужно понять, на какие свои сильные стороны им делать ставку, ведь пока у них нет технологического превосходства ведущих мировых корпораций и решимости китайских и индийских конкурентов. Но они умеют вести добычу на зрелых месторождениях, у них есть возможность обмениваться активами с иностранными компаниями и добиваться нужного исхода переговоров с потенциальными партнерами, используя политическое влияние России, - а это серьезные преимущества, на них и нужно рассчитывать, начиная экспансию на глобальные рынки.

Наконец, нельзя не учитывать высокую стоимость активов. Высокие  цены на нефть задают правила игры на рынке слияний и поглощений - цены на активы тоже растут, при этом в цену уже закладывается значительная часть потенциальных доходов от увеличения добычи за счет разведанных запасов. А поскольку, как мы уже говорили, зарубежные компании обычно оцениваются дороже российских, последним особенно трудно приобретать крупные активы за рубежом.

Выход может быть в том, чтобы заключать сделки, предполагающие бóльшие риски, или делать ставку на органический рост. (Второе возможно, только если им удастся наладить долговременные партнерские отношения c местными компаниями и государственными структурами тех стран, где находятся эти активы.) Речь идет, например, о покупке или органическом развитии проектов, находящихся на стадии разведки - консервативно настроенные компании обычно не стремятся участвовать в таких проектах, считая их слишком рискованными, - или о работе в странах с неустойчивой ситуацией, например в Венесуэле (где работает «Лукойл») или Судане (где работает китайская CNPC).

Стратегии международного развития

Российские компании, оценив свои возможности и недостатки, должны  разработать стратегию международной экспансии. Они могут использовать одну из следующих трех стратегий.

При стратегии органического развития компания приобретает лицензию на разведку и освоение месторождений и развивает добычу. Плюс этой стратегии в том, что инвестиции можно делать поэтапно, однако разведка всегда сопряжена с большими рисками и требует значительных трудовых ресурсов.

Стратегия малых приобретений и органического роста. Выход на рынки за счет слияний и поглощений в финансовом отношении скорее всего будет слишком обременительным для российских компаний. Однако закрепиться в стране, накапливать необходимые знания и обзаводиться нужными связями можно и благодаря небольшим приобретениям. Правда, эта стратегия годится только для тех стран, которых заинтересует предложение российских компаний и которые положительно отнесутся к российским инвестициям. Это прежде всего обладающие большими неразработанными запасами страны ближнего зарубежья, Ирак или государства к югу от Сахары.

Стратегия обмена предполагает обмен активами или создание партнерств с заинтересованными в российском рынке иностранными компаниями. Можно рассмотреть возможность такого рода сделок с китайскими или индийскими компаниями, которые весьма активно ведут себя последние годы. У этой стратегии немало плюсов. Например, российские компании смогут перенять передовой опыт и знания иностранных партнеров, которые, в свою очередь, обеспечат отрасль дополнительными инвестициями. Кроме того, российским компаниям будет проще выходить на другие рынки. Выбор страны главным образом зависит от соответствия интересов российских компаний интересам потенциальных партнеров.

В целом глобализация открывает перед нефтегазовой отраслью России совершенно новые перспективы. У российских компаний есть много способов усилить свое влияние на глобальном рынке. Но им - с их нынешней стоимостью, возможностями и высокими ценами на активы - стоит быть готовыми к тому, что на укрепление своего международного положения может уйти немало времени.

Эдуардо Болио, Марсел Бринкман
iteam.ru

08.06.2008

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Logolounge 4. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.

Logolounge 4. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.
Logolounge 4. 2000 работ, созданных ведущими дизайнерами мира.. LogoLounge-4. Здесь собранны лучшие работы в области дизайна логотипов, принадлежащие как "метрам", так и молодым талантам. Эта пестрая коллекция представляет лучшее из того, что собранно на LogoLounge.com, ведь отбор логотипов осуществляли восемь мастеров бренд-дизайна! В первой части книги опубликованы 10 крупнейших рекламных кампаний лучших мировых дизайнеров и несколько локальных проектов, плюс ряд никем еще не использованных знаков. Вторая часть содержит порядка 2 000 логотипов, разбитых на категории. Это настоящий клад, собранный со всех уголков мира, который вдохновит не только профессиональных дизайнеров, но и заинтересованных клиентов – всех кто хочет "попасть в точку" мастерским росчерком. Итак, LogoLounge-4: Одна из самых востребованных книг Коллекция 2000 лучших логотипов для Вашего вдохновения Самый демократичный мировой проект, в котором можете участвовать и Вы!

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

20.06.2025 - 01:47
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация