Статьи

Черти в табакерке

Черти в табакеркеРоссийская табачная индустрия, которая долгие годы пребывала в сонном состоянии, оказалась дремавшим вулканом: весь 2007 год она сотрясается от сделок.

Фирма «Мегаполис» перекупила у ГК «Юнэкт» крупнейший контракт на продажу сигарет компании JTI-Gallaher в России. Таким образом, «Мегаполис», являющийся также дистрибутором Philip Morris и Imperial Tobacco, получил контроль над 70% рынка сигарет.

Впрочем, контроль - это, пожалуй, громко сказано. Табачные дистрибуторы, маржа которых исчисляется несколькими процентами, давно являются логистическими придатками западных корпораций. Еще в начале 2000-х годов отраслевые эксперты предсказывали постепенное сосредоточение всех торговых контрактов в руках у двух-трех мегадистрибуторов. А вот предположение о том, что американская Philip Morris, бессменный лидер российского табачного рынка, вскоре станет «всего лишь» №2, а наступающая ей на пятки ВАТ - №3, еще год назад могло явиться менеджерам этих двух компаний разве что в страшном сне. Но сон сбылся.

Строго говоря, Philip Morris и ВАТ проиграли японской JTI, что называется, по очкам. В апреле нынешнего года японцы купили британскую Gallaher Liggett-Ducat. Именно объединение бизнесов третьего и четвертого игроков позволило JTI занять первое место в России. Тем временем существенно увеличила свою долю Imperial Tobacco, купившая в ноябре франко-испанскую компанию Altadis. Новичок сразу же занял четвертое место. Пока его рыночная доля составляет лишь 10%, но в компании говорят, что не собираются останавливаться на достигнутом, и обещают заметно расширить ее присутствие в России.

Потерявшие лидерство Philip Morris и ВАТ отказываются смириться с нынешним положением вещей, а значит, конкуренция на рынке табака еще больше обострится.

Изменение слагаемых

ДОКАЗЫВАЯ, что российский рынок табака является высококонкурентным, глава ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» Вадим Желнин предлагает вспомнить темпы инфляции за минувшие пять лет. «В среднем она составляла не менее 10% в год, в то же время рост стоимости табачной продукции не превышал 5% в год, при том что общее количество производимых сигарет практически не менялось и оставалось на уровне около 400 млрд штук в год»,- рассказывает он.

Уже давно цену продукта нельзя назвать важным конкурентным преимуществом в борьбе за курильщика. Например, рыночная доля самых популярных в России сигарет - Winston от JTI - составляет 9,5%. Причем в рознице пачка Winston почти на два рубля дороже, чем пачка наиболее остро конкурирующего с ним L&M от Philip Morris (4,5%). Задавить конкурентов рекламой тоже не получается. Маркетинговые бюджеты компании не раскрывают, однако, по мнению опрошенных СФ экспертов, каждый из игроков первой четверки ежегодно тратит на прямую рекламу порядка $40-50 млн. Остается война умов, в которой побеждает тот, кто вовремя уловит изменение потребительских вкусов.

Дегустаторы дыма

А С ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ курильщиков в последний год происходит нечто любопытное: то, что табачные маркетологи любят называть англицизмом «аптрейд» (uptrade), имея в виду постепенное смещение спроса к более дорогим сортам сигарет. И далеко не всем игрокам это смещение на руку.

«Нижние ценовые сегменты рынка находятся в долгосрочной стагнации,- констатирует эксперт компании „ACNielsen Россия" Николай Мирошниченко.- Наиболее активно сокращается сегмент папирос и сигарет без фильтра (до 6 руб. за пачку в рознице): за два года его доля упала с 10% до 8%, даже чуть ниже. Также понемногу теряет популярность сегмент value. В 2005 году на сигареты стоимостью меньше 12 руб. за пачку приходилось около 38% продаж, в 2007 году - 36%».

Конечно, потребители дешевых сигарет курить не бросают. Они мигрируют в среднеценовой сегмент (цена пачки от 11 до 16 руб.). В 2005 году на его долю приходилось 20,3% продаж, а по итогам первых десяти месяцев 2007 года - уже 22,5%.

Действие табачники предпочитают бездействию. JTI еще в 2006 году начала продавать сигареты Wing в среднеценовой категории. Также она проводит множество акций в поддержку своих старых брэндов LD, Sovereign и «Петр I». Японцы - настоящие мастера среднего класса: именно им принадлежит лидерство в этом сегменте (47% против 30% у Philip Morris).

«В течение последних двух лет мы работаем над тем, чтобы усилить наши позиции в среднеценовом и премиальном сегментах и сделать наш портфель брэндов в России еще более сбалансированным»,- рассказывает управляющий директор аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России и Белоруссии Лео Мак-Лохлин. Так, компания стала менять соотношение в нижней части своего ассортимента за счет традиционных марок, таких как «Союз-Аполлон», в пользу чуть более дорогих сигарет, а именно Next, начав выпускать в августе 2006 года Next Extra Slims.

Гонка за престижем

ЦЕЛЕСООБРАЗНО ли делать акцент на премиальном сегменте - еще вопрос. Ведь аптрейд наблюдается и среди тех, кто курит дорогие сигареты: как следствие, премиальный класс в октябре текущего года впервые «похудел» на 0,2 процентных пункта (п п.). В то же время престижный класс (от 32 руб. за пачку) вырос на 0,7 п. п.
На престижный сегмент приходится немногим более 10% продаж сигарет, но он привлекателен не только тем, что становится популярным среди курильщиков. Маржа на дорогих сигаретах доходит до 5-7%, между тем самые дешевые редко дают больше 1%. В престижном сегменте происходят ожесточенные схватки большинства крупных табачников.

Сейчас самые сильные позиции в производстве дорогих сигарет у BAT. Она контролирует 50% престижного сегмента, в то время как у Philip Morris 35%, у JTI - 7%, а у Imperial Tobacco - 3%. Практически все компании запустили серии новинок: Philip Morris с недавних пор выпускает Marlboro Filter Plus, Uno Virginia Slims и L&M X-Slims, BAT представила Kent Nanotek, а JTI 27 ноября вывела на рынок Camel Natural Flavor.

В гонку за лидерством в премиальных классах попытались вступить даже российские производители. Так, в конце 2006 года «Невотабак» в сотрудничестве с American Cigarette Tobacco Company выпустила относящиеся к премиальному сегменту сигареты Arctic, рассчитывая через год получить порядка 2% рынка. Но планам не суждено было сбыться: доля этих сигарет сейчас не превышает пары десятых процента. Трудно, а то и невозможно угнаться российскому производителю за иностранцами с их маркетинговыми бюджетами и давними связями с ритейлерами. Давняя ниша российских компаний - дешевые сигареты и папиросы - становится все теснее. Только два российских производителя, «Невотабак» и «Донской табак», имеют по 4% рынка. Доли остальных 18 предприятий малозаметны, а ряд из них - вроде Моршанской табачной фабрики - вообще находится на грани закрытия.

«В целом рынок табака очень стабилен,- резюмирует Вадим Желнин.- Вряд ли можно ожидать на нем каких-то резких перестановок в ближайшие годы». Между тем эта стабильность никак не устраивает вчерашних лидеров. И Philip Morris и BAT упорно повторяют, что собираются вернуть себе утраченные в нынешнем году позиции. «Главная цель „БАТ Россия" - достижение лидерства на российском рынке по всем показателям к 2010 году, как по объему продаж, так и по доле рынка в стоимостном выражении»,- описал позицию «БАТ Россия» ее директор по корпоративным отношениям Александр Лютый. С подобными заявлениями выступали и представители российского отделения Philip Morris. Похоже, новоявленному лидеру придется доказать, что он получил свое звание по праву, а не за «техническую победу».

Иван Марчук
Секрет фирмы

17.12.2007

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

PR не находит себе места PR не находит себе места
PR-агентство Comunica опросило читателей отраслевых Telegram-каналов о месте PR-блока в структуре компании и наличии собственного бюджета.
PR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работатьPR в 2025 году: как изменилась профессия, и кто сможет в ней работать
Владимир Нерюев, заместитель генерального директора коммуникационного агентства Аура поделился мнением, какие изменения произошли или произойдут в профессии PR-специалиста.
Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.

Книги по дизайну


Фаворский

Фаворский
Фаворский. Книга - «Путеводитель по Фаворскому», введение в  художественный мир этого глубокого мастера. В издании не только описаны основные этапы и обстоятельства его жизни и творчества, показаны наиболее интересные работы, но и обозначена их роль в общем развитии искусства. Прослежены связи с  явлениями культуры и общественной жизни (современными в ту пору, или уже историческими). Имя Владимира Андреевича Фаворского — одно из ключевых в русском изобразительном искусстве двадцатого века. Для новых поколений имя, безусловно, классическое и наделенное особым, двойным обаянием, не только художническим, но и человеческим. Оно несет на себе отблеск личности, соединяющей сильную творческую волю с душевной открытостью и редкой ясностью духа. Сила, которая ощущается в Фаворском, это определенно добрая сила. Впрочем, представлять и хвалить художника нет необходимости. Его и знают, и любят. Работы Фаворского, в первую очередь книжные, популярны и лучшие из его гравюр воспроизводились в печати бесконечно. Книга — целостный творческий портрет выдающегося художника. Она сосредоточена на нескольких, еще не получивших, исчерпывающего разрешения вопросах, принципиальных для понимания содержания и характера его работы в искусстве. Главный из них — это проблема единства художественного творчества выдающегося мастера, реформатора искусства книги и деревянной гравюры и разрабатывавшейся им фундаментальной художественной теории. Автор работы Юрий Яковлевич Герчук — известный искусствовед, художественный критик, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Ю.Я. Герчук был лично знаком с Фаворским. Работа «ФАВОРСКИЙ» является последним научным трудом Юрия Яковлевича. В ней рассмотрено творчество Фаворского в таких областях как: Графика. Искусство книги. Иллюстрация. Ксилография. Рисунок. Шрифт. Композиция. Изобразительное пространство. Художественная цельность. Синтез искусств. Стиль. Символ.

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

23.06.2025 - 06:25
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация